Решение
именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года <адрес>
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бжезовской И.В.,
при секретаре Корсаковой О.А.,
с участием представителя административного истца, действующего на основании доверенности ФИО1, представителя административного ответчика, действующего ФИО2, представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрация муниципального образования «Город Саратов», действующего на основании доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрация муниципального образования "Город Саратов", Управление по охране культурного наследия Министерства культуры Саратовской области, Саратовская епархия Русской Православной Церкви (Московского патриархата) о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности принять решение о выдаче разрешения на строительство,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. <адрес>, и обязать администрацию выдать разрешение на строительство в соответствии с поданным заявлением и проектной документацией.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Отдельно стоящее офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", <адрес> на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером № площадью 1 398 кв.м, приложив соответствующую документацию в порядке части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 28.07.2016 года получено уведомление № 01-02-20/745 об отказе в выдаче ФИО4 разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 30.4 пункта 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". По мнению администрации, из представленного раздела проекта по визуализации предполагаемого к строительству объекта и объекта культурного наследия регионального значения «иные данные.» следует, что строительство объекта в предполагаемых архитектурных решениях и с данными технико-экономическими показателями негативно повлияет на восприятие объекта культурного наследия; из представленной визуализации с пересечения <адрес> перекрывается вид на верхний ярус колокольни две малые главы Церкви и с точки пересечения ул. <адрес> перекрывается вид на колокольню; не представлен материал, иллюстрирующий влияние строящегося объекта на объект культурного наследия с пересечения <адрес>; представлены два варианта изображения <адрес> с двумя вариантами архитектурного решения фасадов, которые невозможно соотнести между собой; не представлены (отсутствуют) двухмерные изображения-чертежи в составе раздела проекта; представленная фотофиксация частично устарела, в связи с изменением архитектурной среды; при разработке раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" не учтены требования градостроительного плана земельного участка в части соблюдения расстояний от инженерных сетей до зданий, сооружений; в представленном проекте не предусмотрены специализированные парковочные места для маломобильных групп населения, указанные места запроектированы с нарушением пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации за границами земельного участка; невозможно определить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана в части показателя по озеленению территории, т.к. данный показатель приведен с учетом озеленения прилегающей к земельному участку территории; необоснованно представлен раздел проекта по сносу существующего объекта капитального строительства, поскольку в границах рассматриваемого земельного участка отсутствуют недвижимые объекты; в разделе проекта "Проект организации строительства" не указаны места размещения площадок и складов временного складирования, установки кранов и путей их передвижения, инженерных сетей обеспечения строительной площадки что противоречит требованиям подпункта "ц" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008 года; в представленном разделе проекта "Проект организации строительства" отсутствует перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, строительные работы на котором могут повлиять на их надежность. Полученный отказ ограничивает права собственника земельного участка по его использованию и распоряжению, осуществлению нового строительства. Указал, что данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД1 - зона многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города, в пределах исторической зоны И3 - исторический центр. В соответствии с градостроительным планом земельного участка проектирование необходимо вести с учетом определения условий зрительного восприятия объектов культурного наследия и визуально взаимодействующих с ними новых зданий, обеспечения сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия в их историко-культурной среде, сохранения сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в том числе комплекса зданий «иные данные.». Согласно разделу «Информация об ограничениях в использовании земельного участка» градостроительного плана земельный участок расположен в непосредственной близости выявленного объекта культурного наследия - жилой дом конец XIX века по адресу: город <адрес> Пунктом 2.2.2 градостроительного плана установлены предельные параметры проектируемого объекта строительства. Иных ограничений в использовании не установлено. Данные решения предусматриваются "Дополнением к разделу обеспечения сохранности и объекта культурного наследия", разработанным ООО "Идеи пространства" по заданию административного истца и прошедшим государственную экспертизу. Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы от 27.06.2016 года, проектная документация "Дополнение к разделу по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия - жилой дом конец XIX века по адресу: <адрес>. в составе проектной документации "Определение условий зрительного восприятия объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, конец XIX в." по адресу: <адрес>" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендован для согласования в составе разделов проекта. Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы № 4-1-1-0037-15 от 02.11.2015 года, проектирование осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка № №, выданного администрацией муниципального образования "Город Саратов" 04.08.2015 года на земельный участок площадью 0,1398 га с кадастровым номером 646486030451613; местом допустимого размещения объекта капитального строительства является весь земельный участок, за пределами красных линий; проектируемый объект соответствует градостроительному регламенту отведенной территории; проектом предусмотрено обеспечение сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия, сохранение сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в т.ч. комплекса зданий «иные данные в." по адресу: <адрес> при разработке проекта были созданы условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения. По мнению административного истца, ответчик немотивированно утверждает, что строящееся здание не соответствует требованиям визуального восприятия; административным ответчиком не конкретизировано, какие именно требования градостроительного плана и СНиП нарушены; план разработан с учетом требований технических условий ЗАО "СПГЭС", МУПП "Саратовводоканал", ОАО "Саратовгаз"; все разделы проекта выполнены в соответствии с действующими нормативными документами. Административный истец полагает, что при разработке проекта строительства предприняты достаточные меры по обеспечению сложившихся условий зрительного восприятия нового объекта и объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде с учетом подзоны И3 территориальной зоны ОД-1.
В процессе рассмотрения административного иска судом к участию в деле в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрация муниципального образования "Город Саратов", Управление по охране культурного наследия Министерства культуры Саратовской области, иные данные).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, изложенные в административном иске, и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрация муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также считал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв.
Административный истец и представители заинтересованных лиц, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, судебное заседание не явились, административный истец обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд в соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся названных участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд заявленные требования находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации презюмируется право на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Согласно указанной норме установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, определен пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (пункт 4). В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (пункт 7). К указанному заявлению прилагаются в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (пункт 7). Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (пункт 10).
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом, в силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется.
Как следует из материалов дела, ФИО4 является собственником земельного участка площадью 1 398 кв.м с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования - нежилые помещения, здания и сооружения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 (в ред. решения от 19.02.2015 года № 43-482), данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД-1 - зоны многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города в пределах исторической подзоны И-3 - исторический центр.
Распоряжением администрации № 676-р от 18.09.2015 года утвержден градостроительный план № данного земельного участка. Из данного градостроительного плана (пункт 3 примечания) следует, что проектирование необходимо вести с учетом определения условий зрительного восприятия объектов культурного наследия и визуально взаимодействующих с ними новых зданий, обеспечения сохранности расположенных в непосредственной близости объектов культурного наследия в их историко-культурной среде, сохранения сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, в том числе комплекса зданий «иные данные.», расположенного по адресу: <адрес>.
Данный градостроительный план утвержден и сведений о его оспаривании, признании недействительным, материалы дела не содержат.
ФИО4 обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения на указанном земельном участке, приложив к заявлению пакет документов.
Оспариваемым уведомлением администрации от 28.07.2016 года № 01-02-20/745 ФИО4 отказано в выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового коммерческого назначения по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения в предлагаемых архитектурных решениях и с данными технико-экономическими показателями (высота объекта) негативно повлияет на восприятие объекта культурного наследия регионального значения.
Также, в качестве оснований отказа в выдаче разрешения на строительство указано, что при разработке раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" не учтены требования градостроительного плана земельного участка в части соблюдения расстояний от инженерных сетей до зданий, сооружений. Согласно пункту 4.1.3. СИ 59.13330.2012. Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в проектной документации должны быть предусмотрены специализированные парковочные места. Однако, специализированные парковочные места для маломобильных групп населения в нарушение пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации запроектированы за границами земельного участка. В связи с тем, что в проектной документации показатели по озеленению земельного участка приведены с учетом озеленения территории, прилегающей к земельному участку, не представляется возможным в данной части соотнести проектную документацию с требованиями градостроительного плана.
Кроме того, в составе проектной документации представлен проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства. Согласно представленной проектной документации в границах рассматриваемого земельного участка расположено двухэтажное кирпичное здание, однако, по информации, имеющейся в комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", в настоящее время земельный участок свободен от застройки.
Кроме того, согласно подпункту "ц" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в графической части раздела проектной документации "Проект организации строительства" должно быть указано место размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей. В представленном разделе проектной документации "Проект организации строительства" данная информация отсутствует.
Также, в представленном разделе проектной документации отсутствует перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений.
Судом установлено, что к заявлению от 18.07.2016 года о выдаче разрешения на строительство ФИО4 представил проектную документацию, выполненную ООО "иные данные", положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, выполненное ООО "иные данные", "Дополнение к разделу по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия - жилой дом конец XIX века по адресу: <адрес>, в составе проектной документации "Определение условий зрительного восприятия объекта культурного наследия регионального значения «иные данные в." по адресу: <адрес>", выполненное ООО "иные данные", согласно которым проектирование осуществлено, в том числе с соблюдением сложившихся условий визуального восприятия объектов культурного наследия регионального значения в их историко-градостроительной среде (в том числе комплекса зданий «иные данные.»); проектная документация соответствует (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендуется для согласования в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы, проектная документация (без смет на строительство) и результаты инженерных изысканий по объекту "Отдельно стоящее офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", <адрес>" соответствует требованиям технических регламентов, национальным стандартам, градостроительным регламентам, заданию на проектирование, и рекомендована к утверждению.
Вместе с тем, судом установлено, что 25.07.2016 года на заседании архитектурно-градостроительного совета, деятельность которого в соответствии с пунктом 3.3.20 решения Саратовской городской Думы от 29.09.2011 года № 7-70 "О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительства и управления капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов" обеспечивает комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", было принято единогласное решение, что строительство офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: <адрес>, повлечет за собой изменение, в данном случае ухудшающее зрительное восприятие объекта культурного наследия регионального значения - иные данные
Фактически материалы, определяющие условия зрительного восприятия объекта культурного наследия и визуальное взаимодействие с ним, представлены на 2 листах в приложении № 7 "Визуализация с вариантами фасада" в разделе "Дополнение к разделу обеспечения сохранности" (листы 55, 56). При этом, на листе 55 отражен рекламный щит, однако, данная конструкция отсутствует на листах 25 и 56 того же раздела. Также, данная конструкция отсутствует в разделе "Архитектурные решения" лист 1 "Общий вид". На листе 56 отображен объект с иным архитектурным решением, чем указанный на листе 55, а также в разделе "Архитектурные решения" лист 1 "Общий вид". Данные противоречия заявителем не были устранены.
Одной из важнейших характеристик объекта культурного наследия, которую необходимо сохранить, является видимость объекта с открытых пространств территорий общего пользования. Охрана видимости объекта регулируется за счет установления специальных охранных зон с высотным регламентом - ограничением по высоте для всех видов нового строительства и реконструкции существующих зданий, а также сохранением основных коридоров видимости объекта, что не принято во внимание подготовке положительного заключения экспертизы проектной документации.
Однако, планируемое заявителем строительство нарушает целостность историко-культурной среды данной территории города и негативно влияет на восприятие объекта культурного наследия регионального значения - иные данные на данной территории, общий неповторимый и уникальный характер застройки которой представляет большой исторический, художественный и научный интерес.
Вместе с тем, в результате строительства будут нарушены требования, установленные в законодательстве в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Суд считает, что наличие положительного заключения экспертизы проектной документации не является безусловным основаниям для выдачи разрешения на строительство, и при наличии явных недостатков и противоречий действующему законодательству должно было оцениваться администрацией муниципального образования "Город Саратов" наряду с другими представленными документами. Недостатки положительного заключения экспертизы проектной документации, установленные в судебном заседании, являются очевидными, и специалисты архитектурно-градостроительного совета, обладая специальными познаниями в области строительства и архитектуры, при изучении представленных ФИО4 документов не могли не видеть этого.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что размещение планируемого объекта, согласно разбивочному плану раздела "Схема планировочной организации земельного участка", не учитывает расположение и наличие подземных сетей, отображенных на градостроительном плане "П2" и указанных в примечании 5, что противоречит минимальным расстояниям от подземных (наземных с обвалованием) сетей до зданий и сооружений, установленных Сводом правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*". Наличие данных подземных коммуникаций подтверждается топографической съемкой земельного участка. Однако, при разработке раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" не учтены требования градостроительного плана земельного участка в части соблюдения расстояний от инженерных сетей до зданий, сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
На основании пункта 4.1.3. Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в проектной документации должны быть предусмотрены специализированные парковочные места.
На плане благоустройства в разделе "Схема планировочной организации земельного участка" (лист 5) условными обозначениями указаны границы земельного участка и специализированные парковочные места, однако, исходя из данного плана, эти места запроектированы за границами земельного участка.
Кроме того, в составе проектной документации административным истцом представлен проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства.
Исходя из части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно представленной проектной документации, в границах рассматриваемого земельного участка расположено двухэтажное кирпичное здание. Однако, судом установлено и не оспорено сторонами, в настоящее время земельный участок свободен от застройки.
Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, актом от 07.04.2016 года осмотра земельного участка площадью 1 398 кв.м с кадастровым номером № по адресу: иные данные проведенным главным специалистом отдела муниципального земельного контроля. Согласно данному акту на земельном участке находятся элементы разрушенных строений, три строительных вагончика, участок огорожен. Доказательств внесения изменений в градостроительный план земельного участка в соответствии с разделом 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
Таким образом, у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи разрешения на строительство, предусматривающего демонтаж несуществующего здания.
Кроме того, согласно подпункту "ц" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в графической части раздела проектной документации "Проект организации строительства" должно быть указано место размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
В пункте 9 раздела "Проект организации строительства" (лист 17) для организации строительства предусмотрено наличие открытого склада стройматериалов площадью 156 кв.м, однако, место размещения данного склада на строительном генеральном плане раздела "Проект организации строительства" не указано, а экспликация временных бытовых зданий, приведенных в таблице 7 данного раздела (лист 17), не соответствует приведенным расчетам в таблице 6 того же раздела.
Также, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов. В соответствии с требованиями проектной документации раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (лист 3); раздела 6 «Проект организации строительства» часть 18 «Перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние таких зданий и сооружений» в процессе производства работ по устройству свайных фундаментов необходимо вести постоянный контроль за состоянием зданий, находящихся в непосредственной близости от площадки строительства; мониторинг необходим для определения осадок здания, возникающих в результате происходящих в непосредственной от него близости строительно-монтажных работ и своевременного предотвращения недопустимых последствий, вызванных этими осадками. Согласно пункту 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации (часть 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 утверждено Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», применяемое при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Из Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» следует, что раздел 6 "Проект организации строительства" должен содержать в текстовой части, в том числе, перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений ( подпункт ф пункта 23).
Мониторинг включает в себя подготовительный этап (разработка программы ведения работ, определение предельных кренов на основании отчетов по обследованию здания, фотофиксация основных несущих конструкций и имеющихся дефектов, имеющихся на период начала строительства здания, установка маячков и датчиков раскрытия на трещины и дефекты в стенах зданий, определение кренов стен и осадок здания, установка марок и привязка к реперной сети), а также рабочий этап (визуальный контроль состояния здания, новых трещин, геодезические измерения деформаций зданий, тахсометрические измерения кренов и горизонтальных смещений стен по установленным маркам, контроль параметров колебаний фундаментов зданий при производстве работ, контроль за соблюдением технологического регламента работ, формирование ежемесячного отчета о состоянии наблюдаемых зданий с содержанием рекомендаций, в случае их необходимости).
В соответствии с пунктом 6.4.2 ГОСТ 31937-2011 «Правила обследования и мониторинга технического состояния» мониторинг технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния нового строительства и природно-техногенных воздействий, планируют до начала строительства или ожидаемого природно-техногенного воздействия.
Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", раздел 6 проектной документации ("Проект организации строительства"), требования к содержанию которого устанавливаются пунктом 23 указанного Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко- культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и поименованным Федеральным законом.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Отсутствие в учетных документах описания границ территории объекта культурного значения, а равно как и отсутствие установленных в соответствии с законом, охранных зон памятников культурного значения само по себе не означает их отсутствие.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации (пункт 3 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Вместе с тем, в представленной административным истцом проектной документации отсутствует перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что уведомление от 28.07.2016 года № 01-02-20/745 администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов<адрес>, является законным и обоснованным.
Несоответствие представленных документов административным истцом требованиям градостроительного плана земельного участка является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении заявления административного истца о выдаче разрешения на строительство судом не установлено.
Доводы административного истца в целом о несогласии с оспариваемым уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство основаны на иной оценке имеющихся в материалах дела доказательствах, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
Показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве специалистов ФИО5, ФИО6, не опровергается верность и обоснованность оспариваемого административным истцом отказа в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, в соответствии с положениями части 4 статьи 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При принятии решения судом, в соответствии с требованиями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» не установлено.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, в случае, если такое решение, действие (бездействие) соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство указанного истцом здания не имеется, поскольку действия совершены и решения вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил :
в удовлетворении административных исковых требований ФИО7 ФИО12 к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", <адрес>, оформленного уведомлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2016 года № 01-02-20/745, возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать разрешение на строительство отдельно стоящего офисного здания делового и коммерческого назначения по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", <адрес> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Бжезовская