ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6498/17 от 26.01.2018 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

дело № 2а-672/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 января 2018 года город Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Павловой Т.В.,

при секретаре Ивановой А.С.,

с участием прокурора Камашиной И.Н., представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заместителя прокурора города Череповца в защиту прав неопределенного круга лиц к мэрии города Череповца о признании недействующими отдельных положений постановления мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города»,

установил:

Заместитель прокурора города Череповца, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с выше названным иском, в обоснование указав, что прокуратурой г. Череповца в ходе мониторинга действующих на территории города Череповца нормативных правовых актов установлено, что постановлением мэрии г. Череповца от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города» (далее Постановление мэрии ) утверждены:

- пунктом 1 - Положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города (далее - Положение о размещении НТО) (Приложение 1);

- пунктом 2 - Порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (Приложение 2);

- пунктом 4 - коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания (Приложение 3);

- пунктом 5 - состав рабочей группы по размещению нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (Приложение 4);

- пунктом 6 - Положение о рабочей группе по размещению нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (Приложение 5);

- пунктом 7 - форма разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 6);

- пунктом 8 - форма заявления на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 7).

Указанное постановление противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

На основании статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов РФ.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ).

Из содержания изложенных норм следует, что органы местного самоуправления не вправе самостоятельно расширять свои полномочия по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В силу части 2 статьи 6 ФЗ № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Пунктом 3 статьи 17 ФЗ № 381-ФЗ регламентировано, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в данном случае является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 6 ст. 2 ФЗ № 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Выделение из понятия нестационарный торговый объект понятия объекты развозной и разносной торговли не предусмотрено федеральным законодательством.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Череповца определен Положением о размещении нестационарных торговых объектов.

В абзаце 2 п. 4.1 указанного Положения отражено, что размещение объектов развозной и разносной торговли осуществляется на основании разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, за исключением нестационарных торговых объектов торговли бахчевыми культурами и квасом, размещаемых на основании договора о размещении.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения для получения разрешения заявители обращаются с заявлениями в управление экономической политики мэрии. Заявителями могут являться юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие намерение разместить нестационарные торговые объекты развозной и разносной торговли, а также их представители, полномочия которых подтверждены в соответствии с действующим законодательством.

Форма заявления приведена в приложении 7 к постановлению.

Управление экономической политики мэрии рассматривает заявления в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, утвержденным постановлением мэрии города от 29.05.2012 N 2993, и выдает разрешение либо мотивированный отказ в срок не позднее 10 рабочих дней с момента поступления заявления.

Разрешительный порядок размещения нестационарных торговых объектов развозной и разносной торговли, выдача органами местного самоуправления разрешений не предусмотрены действующим законодательством, как федеральным, так и региональным.

Более того, в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли» указано на предоставление предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам права осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений.

Статьей 39.33 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Одновременно, пунктом 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, требования к порядку размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, необоснованны.

С учетом изложенного, пункт 7 Постановления мэрии города № 2469, абз. 2 п. 4.1, п. 4.5 Положения о размещении нестационарных торговых объектов не являются законными, поскольку противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу.

В Приложении № 2 к постановлению мэрии города № 2469 отражен порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 12 Устава муниципального образования «Город Череповец», принятого Постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 (Зарегистрировано в Правительстве Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ).

В главе 9 Бюджетного кодекса РФ определены налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.

Плата за размещение объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов не предусмотрена статьями 61.2, 62 Бюджетного кодекса РФ в составе доходов бюджета городского округа.

В Постановлении мэрии основания взимания платы за размещение нестационарных торговых объектов не указаны.

Из текста постановления мэрии следует, что внесение платы, установленной Приложением № 2, является одним из оснований предоставления права размещения объектов нестационарной торговой сети, то есть соответствует понятию сбора, данному в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа на основании пункта 2 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования «Город Череповец».

Статьей 15 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, к которым плата (сбор) за размещение объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов не относится.

В силу статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

С учетом изложенных обстоятельств, п. 2, 4 постановления мэрии , приложение , 3 к постановлению мэрии противоречат положениям статьи 3 Налогового кодекса РФ, статье 16 Закона № 131-ФЗ.

Таким образом, постановление мэрии г. Череповца принято с превышением полномочий органа местного самоуправления, не соответствует федеральному законодательству и нарушает права организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической деятельности.

Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ на несоответствующий федеральному законодательству муниципальный нормативный правовой акт принесен протест.

ДД.ММ.ГГГГ на протест прокуратуры города получен ответ мэрии г. Череповца, в котором указано на несогласие с позицией прокуратуры города.

Истец просил признать не соответствующим федеральному законодательству п. 2, 4, 7 постановления мэрии г. Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города», а также Приложения № 2,3,6. Обязать мэрию г. Череповца внести соответствующие изменения в постановление мэрии г. Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города».

В ходе рассмотрения дела исковые требования увеличены, истец просит признать несоответствующими федеральному законодательству абз. 2 п. 4.1, п. 4.5, п. 4.12 Положения о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1), утвержденного п. 1 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города»; п. 2 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», утверждающий Порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 2); п. 4 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», утверждающий коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания (приложение 3); п. 7 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», утверждающий форму разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 6); п. 8 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», утверждающий форму заявления на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 7). Обязать мэрию города Череповца привести постановление мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Камашина И.Н. увеличенные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что выдаваемое мэрией города на основании оспариваемого постановления разрешение на размещение нестационарных торговых объектов является правоподтверждающим документом, а не разрешением на торговлю. Данное разрешение выдается в целях подтверждения права конкретного лица на размещение нестационарных торговых объектов в конкретном месте. Схема размещения нестационарных торговых объектов является нормативно – правовым актом, который принимается в отношении неопределенного круга лиц. Схема не может закреплять право отдельного хозяйствующего субъекта на размещение нестационарного торгового объекта в конкретном месте. Именно разрешение дает право на размещение нестационарного торгового объекта в конкретном месте. Согласно пп.7 п.1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип платности пользования земли. Неоднократно судами взыскивалась задолженность по внесению платы за размещение нестационарных торговых объектов. С 2011 года вопросов о незаконности взимания указанной платы не ставилось. Стороны добровольно на основании ст. 421 ГК РФ подписывают договор о размещении нестационарных торговых объектов, которым предусмотрено внесение платы за их размещение. Доводы прокуратуры несостоятельны. Просит в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Череповца ФИО2 исковые требования не признала, поддержала позицию ответчика.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области не явился, представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которого считает требования прокуратуры города Череповца законными и обоснованными, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Череповецкой городской думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца.

Постановлением мэрии города Череповца Вологодской области от 09.06.2011 № 2469 (в ред. от 16.08.2017) «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» утверждены:

п. 1 - положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1);

п. 2 - порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 2);

п. 4 - коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания (приложение 3);

п. 5 - состав рабочей группы по размещению нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 4);

п. 6 - Положение о рабочей группе по размещению нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 5);

п. 7 - форма разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 6);

п. 8 - форма заявления на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 7).

Первоначальный текст названного постановления опубликован в издании "Речь" 16 июня 2011 года N 107.

Указанным постановлением регулируются вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, за исключением земельных участков, принадлежащих на праве собственности юридическим и/или физическим лицам.

Положением о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1) предусмотрено, что нестационарные торговые объекты размещаются на основании утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), нестационарные объекты по оказанию услуг населению размещаются на основании утвержденной дислокации (п. 1.3.). Схема разрабатывается и утверждается в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Вологодской области. Дислокация утверждается постановлением мэрии города (п.2.1). Эксплуатация нестационарного объекта носит временный характер (п.3.1). Размещение объектов развозной и разносной торговли осуществляется на земельных участках, не обремененных правами третьих лиц, на основании разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (далее - Разрешение), за исключением нестационарных торговых объектов торговли в местах массового отдыха горожан, торговли бахчевыми культурами, квасом, елями ("елочные базары"), размещаемых на основании Договора о размещении (п.4.1). Для получения разрешения заявители обращаются с заявлениями в управление экономической политики мэрии. Форма заявления приведена в приложении 7 к постановлению (п.4.5). Нестационарные торговые объекты развозной и разносной торговли размещаются с 1 мая по 1 ноября календарного года (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.4 Правил размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца, утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 01.02.2011 N 7, и случаев проведения праздничных и массовых мероприятий в соответствии с планами Правительства Вологодской области, мэрии города) на основании Разрешения (п. 4.12).

Приложениями 2, 4 предусмотрены платность размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города, установлена формула расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов, а также коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», полномочия по владению, пользования и распоряжению муниципальным имуществом органы местного самоуправления от имени муниципального образования реализуют самостоятельно в соответствии с федеральными законами, в том числе, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа помимо вопроса местного значения городского округа по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, также отнесен вопрос владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимися в муниципальной собственности городского округа, в том числе, земель и земельных участков.

В силу п.1 и.п.2 ст. 7 Закона 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населения муниципальных образований и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации разрабатывает общий порядок размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований субъекта, а орган местного самоуправления в пределах своей компетенции по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли, вправе установить процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в пределах муниципального образования.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Суд не усматривает противоречия оспариваемого Постановления иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статьям 39.33 и 39.36 ЗК РФ, поскольку предметом правового регулирования оспариваемого акта является не вопрос владения, пользования или распоряжения землей, а установление порядка и условий размещения на земельных участках нестационарных торговых объектов.

Оспариваемое постановление было принято мэрией города Череповца в пределах компетенции.

Оценивая доводы административного истца о незаконности отдельных положений постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» по вопросу выдачи разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 2 ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу ч. 1 - 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из анализа приведенных положений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора, либо выдачи разрешения.

Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Во исполнение полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Департамента экономического развития Вологодской области от 21.03.2014 N 74-О утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории области.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов по поселениям, входящим в их состав, и городских округов области (далее - муниципальные образования).

В соответствии с п. 4 Порядка, орган местной администрации муниципального образования осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и разработку проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов.

На основании проведенного планирования уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к Порядку.

Согласно приложению в схеме отражается место размещения; вид собственности; земельный участок, здание, строение, сооружение; площадь; количество торговых объектов; срок осуществления торговой деятельности торговых объектов; специализация торгового объекта.

Соответственно, схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой схеме. Схема размещения нестационарных торговых объектов является нормативно-правовым актом, регулирует отношения в области торговой деятельности, рассчитана на неоднократное применение, обязательна для неопределенного круга лиц.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта, равно как и выданное разрешение на размещение нестационарного торгового объекта, является подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности на размещение нестационарного торгового объекта в установленном месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов, и, соответственно, не является формой предоставления земельного участка в контексте статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом указанное разрешение не является документом, разрешающим осуществлять торговлю как вид деятельности.

Доводы административного истца о том, что оспариваемыми нормами Порядка введены необоснованные препятствия для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, суд полагает несостоятельными, поскольку, напротив, предусмотренный порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов отвечает принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, направлен на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории города Череповца Вологодской области, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории города Череповца Вологодской области.

Установленный оспариваемыми нормами порядок юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов принят уполномоченным органом, по вопросу, отнесенному к его компетенции, и обеспечивает реализацию предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями федерального законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» приняты в пределах полномочий по регулированию оснований и порядка оформления права на использование земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и федеральному законодательству не противоречат.

Рассматривая вопрос установления постановлением мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 платы за размещение нестационарных торговых объектов, суд пришел к следующему выводу.

В приложении 2 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», установлен размер платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Федеральным законодательством предусматривается размещение нестационарных торговых объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях нестационарного торгового объекта и договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичная позиция отражена в апелляционном определении Верховного суда РФ от 18.10.2017 г. N 80-АПГ17-12.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» принято в пределах компетенции названного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, чьих – либо прав не нарушает, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление заместителя прокурора города Череповца в защиту прав неопределенного круга лиц к мэрии города Череповца о признании несоответствующими федеральному законодательству абз. 2 п. 4.1, п. 4.5, п. 4.12 Положения о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1), утвержденного п. 1 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», пунктов 2,4,7,8 постановления мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» ( приложений 2,3,6,7) оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Речь».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2018г.

Судья < > Т.В. Павлова