ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-649/17 от 17.10.2017 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-649/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й ФЕ Д Е Р А Ц И И

17 октября 2017 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Катчиевой З.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к Совету Койданского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР о признании бездействия, выразившегося в не принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, незаконным, и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования,

у с т а н о в и л:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением к Совету Койданского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР о признании бездействия, выразившегося в не принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, незаконным, и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

В обосновании иска указанно, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции проведен мониторинг нормативных правовых актов, принятых муниципальными образованиями по результатам которого, установлено, что Советом Койданского сельского поселения в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не принят нормативный правовой акт, регулирующий Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации, для опубликования. Бездействие Совета Койданского сельского поселения выразившееся в не принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования нарушает интересы Российской Федерации, провозгласившей на законодательном уровне правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, подрывает авторитет органа местного самоуправления, создает условия для коррупционных проявлений. Недостаточность правового регулирования указанной сферы правоотношений свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика - Совета Койданского сельского поселения в суд не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства, в котором он признает административный иск.

В соответствии с ч. 2 ст. 140 КАС РФ в случаях, установленных КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов наряду с другими входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принимаются муниципальные правовые акты, согласно ч. 3 указанной нормы, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1.2, 4 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими (занимающие) должности муниципальной службы, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего административного искового заявления судом установлено, что проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района законодательства, установлено, что Советом Койданского сельского поселения в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не принят нормативный правовой акт, регулирующий Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации, для опубликования.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: решением Усть-Джегутинского межрайонного прокурора от 08 сентября 2017 года № 14 о проведении проверки, из которого следует, что во исполнение приказа прокурора республики № 167 от 22.09.2015 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» решено провести проверку соблюдения органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции. Рапортом помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, из которого следует, что в ходе мониторинга нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района, установлено, что Советом Койданского сельского поселения в нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по настоящее время не принят нормативно правовой акт, утверждающий Порядок опубликования сведений о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, а также членами их семей на официальном сайте органа самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования; объяснением главы администрации Койданского сельского поселения от 13 сентября 2017 года о том, что в администрации сельского поселения представительный орган осуществляет свою деятельность на непостоянной основе, отдельного помещения и оргтехники не имеет, работа по разработке НПА для их принятия представительным и исполнительным органами сельского поселения возложена им на заместителя главы администрации. Администрацией Койданского сельского поселения не разработан и не представлен для принятия Советом Койданского сельского поселения НПА, утверждающий порядок размещения на сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных лицами, замещающими муниципальные должности и членами их семей. Данная работа не проведена в связи с большой загруженностью заместителя главы администрации.

Поскольку наличие вышеуказанного нормативного правового акта в силу закона является обязательным, тогда как Совет Койданского сельского поселения, как орган местного самоуправления, в силу приведенных выше норм законов, обязан принять разработанный проект нормативно-правового акта, регулирующего порядок размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих (занимающих) должности муниципальной службы и депутатов сельского поселения, то непринятие указанного нормативного правового акта является результатом бездействия. При этом отсутствие самого правового акта в рамках противодействия коррупции затрагивает права и законные интересы не только Российской Федерации, но и интересы неопределенного круга лиц на получение открытой и доступной информации о деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Принимая во внимание, что нарушения закона Советом Койданского сельского поселения заключается в бездействии по не принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации, для опубликования, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, при этом учитывает, что под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям и обязанностям административного ответчика, в связи с чем, заявленные Усть-Джегутинским межрайонным прокурором требования законны и обоснованы.

Согласно ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Поскольку признание иска не нарушает прав и законных интересов иных лиц, то суд принимает признание иска административным ответчиком и полагает возможным исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к Совету Койданского сельского поселения КЧР удовлетворить в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом изложенного в административном исковом заявлении, к нему приложенных доказательств, исходя из установленных ст. 178 КАС РФ правил, считаю обоснованным и необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на него решением суда обязанности - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина с административного ответчика - Совета Эльтаркачского сельского поселения взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179, 291-293 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к Совету Койданского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР о признании бездействия, выразившегося в не принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, незаконным, и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования - удовлетворить.

Признать бездействие Совета Койданского сельского, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, регулирующего порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, незаконным.

Обязать Совет Койданского сельского в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики подпись З.И. Катчиева