ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-649/18 от 31.10.2018 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-649/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Павлова В.В.,

при секретаре Ивановой О.А.,

с участием помощника прокурора Пестяковского района Ивановской области Кузьминой Н.А.,

представителя ответчика администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО2, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос.Пестяки Ивановской области 18 и 31 октября 2018 года административное дело по административному иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении исполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, к разработке порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела с возложением обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, разработать порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 01 февраля 2019 года.

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой района в сентябре 2018 года проверки исполнения органами местного самоуправления Пестяковского муниципального района Ивановской области законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Пестяковского муниципального района Ивановской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, а также не разработан и не утвержден порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с положениями ст.14, ч.5 ст.15, абз.3 ч.2 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-ФЗ), Уставов Пестяковского муниципального района Ивановской области и Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения осуществляет администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст.24, п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.7 Устава Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области от 23.11.2005 №11 (далее по тексту - Устав городского поселения); ч.8 ст.33, ч.1 ст.34, ст.34.1 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Пестяковского районного Совета Ивановской области от 14.07.2010 №33 (далее по тексту - Устав района), полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения Ивановской области исполняет администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области.

Согласно ч.2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - Закон №8-ФЗ), организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.29 Закона №8-ФЗ, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

16.10.2017 по факту отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела в адрес главы Пестяковского муниципального района Ивановской области внесено представление об устранении нарушений закона. Представление рассмотрено и удовлетворено (ответ от 15.11.2017 года), вместе с тем конкретные меры к устранению нарушений законодательства не приняты, специализированная служба не создана.

В результате неисполнения обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушаются права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Пестяковского района Ивановской области Кузьмина Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела и разработка порядка его деятельности является обязанностью органов местного самоуправления, которая должна исполняться надлежащим образом. Жители п.Пестяки не обращаются в Администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области по вопросам осуществления погребения граждан вследствие отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела. Просила суд признать бездействие администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, к разработке порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, незаконным, обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, разработать порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 01 февраля 2019 года.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО2 исковые требования не признал. Пояснил суду следующее. В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Закона №131-Ф3, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. То есть органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.25, ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из смысла упомянутых законов следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела,в пределах предоставленных им полномочий Законом № 131-ФЗ, в том числе определяя лиц, к ведению которых будут относиться выполнение подобных обязанностей. Согласно указанному закону, на указанные органы возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг. Таким образом, закон не предусматривает императивной обязанности по созданию в указанных целях каких-либо органов местного самоуправления или их структурных подразделений,поскольку организация оказания ритуальных услуг возможна как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и силами хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, решение вопроса об организации оказания ритуальных услуг подразумевает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами. В этой связи, Администрацией Пестяковского муниципального района приняты муниципальные нормативные правовые акты: решение Совета Пестяковского городского поселения Ивановской области от 23.10.2008г. №263, постановление Администрации района от 31.01.2018г. №31 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированным перечням, услуг по погребению умерших на территории Пестяковского муниципального района». Помимо этого, в Пестяковском муниципальном районе существуют хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность в сфере похоронного дела, оказания ритуальных услуг, в том числе не муниципальной формы собственности. Поэтому создание на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела является нецелесообразным, поскольку обстоятельств, которые бы свидетельствовали о неудовлетворительном состоянии оказания ритуальных услуг, не имеется.

Также, обстоятельствами, указывающими на отсутствие необходимости создания в районе специализированной службы похоронного дела, являются: отсутствие случаев выхода из ситуации штатного режима осуществления захоронений в течение последних лет, малочисленность населения района 5000 человек, в том числе: город - 3000 человек, село - 2000 человек.

Кроме этого, Администрацией района вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения разрешаются посредством заключения гражданско-правовых договоров. В частности, Администрацией района ежемесячно оформляются договора о возмездном оказании услугс лицами, которые принимают на себя обязательства производить отвод земельных участков под захоронение, оформлять документацию при захоронении безродных граждан, вести учет (регистрацию) умерших, заниматься благоустройством мест захоронений, выполнять иные поручения администрации.

Согласно Положению об отделе муниципального и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Пестяковского муниципального района, утвержденного распоряжением Администрации Пестяковского муниципального района от 27.02.2018 №48, осуществление полномочий по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к основным задачам указанного отдела (п.п.«и» ч.1 ст.2).

На основании изложенного Администрация района считает, что требования административного истца, изложенные в исковом заявлении, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что отдел МЖКХ администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, который он возглавляет, не занимается оказанием ритуальных услуг (облачение тела, предоставление гроба, перевозку умершего на кладбище и проведение его погребения), а лишь занимается вопросом выделения и учета мест захоронения, а также содержанием кладбища и вывозом мусора с кладбища.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, свидетеля ФИО1, обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

В соответствии с абз.3 ч.2 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющимся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Статьей 24, пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области и частью 8 статьи 333, часть. 1 статьи 34, статьей 34.1 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области установлено, что полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области исполняет администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области.

Таким образом, согласно Уставов Пестяковского муниципального района Ивановской области и Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области к компетенции администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области относится содержание на территории Пестяковского городского поселения Ивановской области мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что создание на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела является нецелесообразным, в связи с малочисленностью населения п.Пестяки, то есть экономически необоснованно, а также в виду отсутствия обстоятельств, которые бы свидетельствовали о неудовлетворительном состоянии оказания ритуальных услуг, не основаны на законодательстве.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов обязаны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

С учетом положений ст.ст.18, 19 настоящего Закона о том, что деятельность общественных и вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно, можно прийти к выводу, что создание специализированных служб по вопросам похоронного дела в сельских поселениях с незначительным количеством населения является необязательным и экономически необоснованным. В этом случае предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг осуществляется ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится сельский населенный пункт.

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьями 6, 9, 10, 12 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Подводя итог вышесказанным нормам права, суд обращает внимание на следующее, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1). Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. №8-ФЗ, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ). Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле лиц (супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего), а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона о погребении и похоронном деле).

Федеральный закона от 12.01.1996 №8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг. Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3). В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе, муниципальном городском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела. Безусловно, местное самоуправление является признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации формой осуществления народом своей власти, наиболее приближенной к населению, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. №16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Федеральным законом от 12.01.1996 №8-Ф, в том числе путем заключения договоров об оказании ритуальных услуг на безвозмездной основе с субъектами предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела, с возмещением им понесенных расходов из местного бюджета.

В свою очередь, в нарушение вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации на территории муниципального образования - Пестяковского муниципального района Ивановской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, что послужило основанием для внесения прокуратурой Пестяковского района в адрес главы администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области представления об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также законодательства об общих принципах местного самоуправления.

Указанные факты подтверждаются представлением прокурора от 16.10.2017 г. №2-318в-2017, ответом главы администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 15.11.2017 г. №2468.

Судом также установлено, что до настоящего времени представление прокуратуры Пестяковского района Ивановской области административным ответчиком не выполнено, что подтверждается докладной запиской помощника прокурора от 16.09.2018 г. (л.д. 6), а также тем, что административным ответчиком в адрес суда не представлено доказательств о создании на территории Пестяковского муниципального района Ивановской области специализированной службы по вопросам похоронного дела и разработке порядка его деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что прокуратурой представлены доказательства, подтверждающие, что органом местного самоуправления не были приняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе не принят соответствующий правовой акт, регламентирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

При этом суд приходит к выводу, что оспариваемым бездействием административного ответчика допущено нарушение прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

Административные требования заявлены прокурором в пределах установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока.

С учетом изложенного суд находит административные исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд в силу ст.227 КАС РФ также считает необходимым обязать ответчика устранить выявленное бездействие, поскольку понуждение к совершению определенных действий согласно нормам КАС РФ является одним из способов защиты гражданских прав в административном процессе.

Одновременно с этим на основании положений, предусмотренных ст.187, ч.9 ст.227 КАС РФ, суд в соответствии с характером заявленных требований, выявленного бездействии и времени его устранения считает необходимым установить срок для их исполненияв течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, к разработке порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, незаконным.

Обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, разработать порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Павлов В.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 1 ноября 2018 года