Дело №2а-649/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ЧР, г. Гудермес 29 октября 2020 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хамзатова Р.Б.,
с участием: помощника прокурора <адрес> ЧР – ФИО2-М.,
при секретаре – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-649/2020 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР к администрации Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона ответчика - администрации Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, мотивируя административное исковое заявление тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения администрацией Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района (далее - Администрация) требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности и об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер, направленных на их устранение.
Так, согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется, в том числе путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, выявления и последующем устранения причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Согласно ст.4 Федерального закона №114-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона №114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно п.5 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений.
Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №182-ФЗ профилактика правонарушений осуществляется, в том числе: путем предупреждения правонарушений; противодействия незаконной миграции; предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; противодействия терроризму и экстремистской деятельности, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; повышения уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона №182-ФЗ субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством РФ об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения её в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если ной не установлено федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона №182-ФЗ субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством РФ об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения её в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статических материалов, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ст.31 Федерального закона №182-ФЗ в средствах массовой информации, учредителями которых являются, в том числе органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации публикуются материалы о деятельности в сфере профилактики правонарушений.
В целях информационного обеспечения профилактики правонарушений, её публичности и открытости субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» могут создаваться специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, основной целью которой является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
Согласно пункту 4 Стратегии субъекты противодействия экстремизму- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
На основании подпунктам «г», «д» пункта 31 Стратегии, задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму.
На основании подпункта «д» пункта 32 Стратегии основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:
-использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов сети «Интернет» в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним молодежи;
-проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет- сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии;
-подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
-информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремисткой деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму.
Между тем, проверкой установлено, что в нарушение указанных норм законодательства Администрацией профилактика правонарушений осуществляется надлежащим образом, мероприятия в целях правового просвещения и правового информирования граждан и организаций не проводятся, не осуществляется информационное обеспечение путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в сети «Интернет».
Кроме того, использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов сети «Интернет», в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним молодежи; проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет -сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии; подготовка и размещение в средствах массовой информации и в сети «Интернет» социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи; информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму, не осуществляется.
Аналогичная проверка прокуратурой района была проведена ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой в адрес главы Администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности и об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
В ходе указанной проверки установлено, что ранее выявленные нарушения закона Администрацией по настоящее время не устранены.
Одним из условий, способствующих этому, в том числе является отсутствие со стороны руководства Администрации должного контроля за работой подчиненных сотрудников, что приводит к нарушениям в целом обозначенного и иного законодательства, и не способствует укреплению законности в данном направлении, а также сохранению межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним несовершеннолетних.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО2-М. иск поддержал и просил его удовлетворить по изложенным доводам и основаниям.
Административный ответчик - глава администрации Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представил.
Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит административные иски прокурора законными, обоснованными, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с изложенным, административный иск прокурора является приемлемым для рассмотрения и разрешения судом по существу заявленных требований.
Доводы прокурора о том, что бездействия вышеуказанного ответчика противоречит федеральному законодательству и подлежит устранению, суд считает обоснованными и законными, нашедшими свое полное подтверждение в судебном заседании.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что заявление прокурора об оспаривании бездействия ответчика является законным, обоснованным, и подлежит полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1.Административный иск прокурора <адрес> ЧР к администрации Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
2.Признать бездействие администрации Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности и об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, незаконным.
3. Обязать администрацию Ново-Бенойского сельского поселения Гудермесского муниципального района в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу: провести работу по профилактике правонарушений, путем информационного сопровождения данной работы с использованием официального сайта в сети «Интернет»; разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте в сети «Интернет» социальную рекламу, направленную на патриотическое воспитание молодежи; а также информировать граждан о своей деятельности по противодействию экстремизму, в том числе путем подготовки и распространения информационных материалов в целях предупреждения и пресечения экстремистской деятельности.
4. Административному ответчику, указанному в пункте 3 настоящего решения, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении данного решения, по административному делу №а-649/2020, в суд и административному истцу – прокурору <адрес> ЧР.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Б. Хамзатов