Дело № 2а-649/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Увельский Челябинской области 13 августа 2021 года
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гафаровой А.П.,
при секретаре Корепановой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 с учетом их уточнения от 19 ноября 2020 года о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 441229 рублей 60 копеек (т. 1 л.д. 168-169, 170).
В обоснование административных исковых требований истец ссылался на то, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в граница сельских поселений, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик ФИО1 в установленный законом срок не исполнил обязанности по уплате налога, административный истец просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по уплате:
- транспортного налога с физических лиц за 2014 год в размере 64883 рубля 96 копеек, за 2015 года в размере 60068 рублей 89 копеек, за 2016 год в размере 67847 рублей 00 копеек, за 2017 год в размере 67847 рублей, пени в размере 8864 рубля 62 копейки,
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 8758 рублей, за 2015 год в размере 27929 рублей, за 2016 год в размере 15393 рублей 59 копеек, за 2017 год в размере 16720 рублей 00 копеек и пени в размере 12422 рублей 6 копеек;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 6262 рублей 88 копеек, за 2015 год в размере 23431 рубля 00 копеек, за 2016 год 21056 рублей 60 копеек, за 2017 год в размере 21275 рублей 00 копеек, пени в размере 11877 рублей 46 копеек,
- по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2014-2018 года в размере 203 рублей 35 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще
С учетом положений ст. ст. 96, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает, возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Челябинской области подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу статьей 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев.
Согласно статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что административный ответчик ФИО1, как собственник транспортных средств, земельных участков, недвижимого имущества является плательщиком транспортного и земельного налогов, а также плательщиком налога на имущество физических лиц, данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены (том 1 л.д. 7-9).
Административным истцом административному ответчику были начислены указанные налоги, о чем в соответствии с требованиями налогового законодательства были направлены налоговые уведомления:
- № 830615 от 06 августа 2015 года с указанием срока уплаты налога до 01 октября 2015 года (том 1 л.д. 10);
- № 80106364 от 29 июля 2016 года с указанием срока уплаты налога до 01 декабря 2016 года (том 1 л.д. 11);
- № 20673207 от 23 августа 2017 года с указанием срока уплаты налога до 01 декабря 2017 года (том 1 л.д. 12);
- № 31801863 от 14 июля 2018 года с указанием срока уплаты налога до 03 декабря 2018 года (том 1 л.д. 13).
В установленный законом срок административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС №15 по Челябинской области в адрес ФИО1 были направлены требования:
- № 7102 от 12 октября 2015 года об уплате задолженности по налогам в размере 114269 рублей 00 копеек и пени в размере 11338 рублей 87 копеек. Предоставлен срок для добровольного исполнения до 24 ноября 2015 года (том №1 л.д. 14);
- № 3482 от 19 декабря 2016 года об уплате задолженности по налогам в размере 120138 рублей 00 копеек и пени в размере 680 рублей 78 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 27 января 2017 года (том №1 л.д. 15);
- № 9656 от 07 июля 2017 года об уплате задолженности по пени в размере 50644 рублей 31 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 15 августа 2017 года (том №1 л.д. 18);
- № 16054 от 13 октября 2017 года об уплате задолженности по пени в размере 6209 рублей 88 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 ноября 2017 года (том №1 л.д. 28);
- № 16200 от 19 декабря 2017 года об уплате задолженности по налогу в размере 173274 рублей 00 копеек и пени в размере 807 рублей 17 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 29 января 2018 года (том №1 л.д. 37);
- № 16976 от 13 августа 2018 года об уплате задолженности по пени в размере 26933 рублей 84 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 сентября 2018 года (том №1 л.д. 40);
- № 39160 от 20 декабря 2018 года об уплате задолженности по налогу в размере 108023 рублей 00 копеек и пени в размере 434 рублей 79 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 10 января 2019 года (том №1 л.д. 48).
Административный ответчик налоги и пени по требованию налогового органа не уплатил. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для обращения в суд (сроки давности взыскания налогов и пени). Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Как следует из материалов дела, судебным приказом от 23 июня 2014 года (дело № 2-576/2014) с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2012 год в сумме 25804 руб. 60 коп., пени по транспортному налогу в сумме 1016 руб. 21 коп., задолженность по земельному налогу за 2012 год в сумме 551 руб. 81 коп., пени по земельному налогу 261 руб. 43 коп., задолженность по налогу на имущество за 2012 год в сумме 3836 руб. 80 коп., пени по налогу на имущество в сумме 1550 руб. 89 коп., а всего 33021 руб. 74 коп (том 1 л.д. 152). Приказ не отменялся.
Судебным приказом от 13 апреля 2015 года по делу № 2-331/2015 мировым судьёй судебного участка № 2 Увельского района с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу и пени за 2013 год в сумме 45886 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 3286 руб. 70 коп., задолженность по налогу на имущество за 2013 год в сумме 10183 руб. и пени в сумме 1885 руб. 05 коп., а всего 61240 руб. 75 коп. Судебный приказ не отменялся (том 1 л.д.114-115, 125).
Судебным приказом от 28 августа 2015 года по делу № 2-2413/2015 мировым судьёй судебного участка № 2 Увельского района взыскана с ФИО1 в пользу МИФНС № 15 задолженность за 2012 год по транспортному налогу в сумме 25804 руб. 60 коп. (повторно), пени по транспортному налогу 1016 руб. 21 коп. (повторно), по земельному налогу за 2012-2013 годы в сумме 13352 руб. 81 коп., пени по земельному налогу в сумме 570 руб. 79 коп., по налогу на имущество за 2012 год в сумме 3836 руб. 80 коп (повторно)., пени по налогу на имущество в сумме 1550 руб. 85 коп. (повторно), а всего 46132 руб. 06 коп (том.1 л.д. 110). Судебный приказ также не отменялся (том 1 л.д. 100-112).
Судебным приказом от 27 мая 2016 года по делу № 2а-611/2016 с ФИО1 в пользу МИФНС № 15 взыскана задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2012-2014 годы в размере 67556 руб., пени по транспортному налогу 7719 руб. 37 коп., по земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 408 руб., пени 186 руб. 65 коп., задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2012-2014 годы в размере 23431 руб. и пени по земельному налогу в размере 1147 руб. 41 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в размере 22874 руб., пени по налогу на имущество в сумме 2285 руб. 22 коп., а всего 125607 руб. 65 коп. (том 1 л.д. 137).
Основанием взыскания налогов в указанных суммах являлись:
- налоговое уведомление № 556110 от 26 апреля 2016 года с расчётами транспортного налога в сумме 67556 рублей, земельного налога в сумме 50015 рублей (ОКТМО 75655488) и 408 рублей (ОКТМО 75764000), налога на имущество физических лиц в сумме 22874 рубля со сроком уплаты налогов 01 октября 2015 года;
- налоговое уведомление № 830615 от 06 августа 2015 года о перерасчёте земельного налога, начислен земельный налог в сумме 23431 руб. (ОКТМО 75655488) и 408 руб. (ОКТМО 75764000) со сроком уплаты налога 01 октября 2015 года;
- требование № 7102 об уплате налогов, пени от 12 октября 2015 года со сроком исполнения до 24 ноября 2015 года (том 1л.д. 133 оборот – 134, 134 оборот, 132 оборот).
Судебный приказ отменён определением мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области от 13 марта 2020 года (том 1 л.д.147-148).
Судебным приказом от 04 августа 2017 года по делу № 2а-715/2017 с ФИО1 в пользу МИФНС № 15 взыскана недоимка за 2015 год по транспортному налогу с физических лиц в размере 68099 руб., пени по транспортному налогу 385 руб. 89 коп., недоимка за 2015 год по налогу на имущество физических лиц в размере 27929 руб., пени по налогу на имущество с физических лиц 158 руб. 26 коп., недоимка за 2015 год по земельному налогу с физических лиц в размере 23431 руб., пени по земельному налогу 132 руб. 78 коп., недоимка за 2015 года по земельному налогу с физических лиц в размере 679 руб., пени по земельному налогу 03 руб. 85 коп., а всего 120818 руб. 78 коп. (том 2 л.д.28-29).
Основаниями взыскания налогов в указанных суммах являлись:
- налоговое уведомление № 80106364 от 29 июля 2016 года с расчётом транспортного налога за 2015 год в сумме 68099 руб., земельного налога в сумме679 руб. (ОКТМО 75764000) и 23431 (ОКТМО 75655488), налога на имущество физических лиц в сумме 27929 руб. (том 2 л.д.10-11);
- требование № 3482 от 19 декабря 2016 года со сроком исполнения до 27 января 2017 года (том 2 л.д.13);
- расчёт сумм пени (том 2 л.д. 15-16).
Судебный приказ отменён определением от 13 марта 2020 года мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области (том 2 л.д. 48-50)
05 июля 2018 года по заявлению № 799 МИФНС № 15 по Челябинской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пене за 2015 - 2016 годы на общую сумму 180291 рубль 05 копеек заведено дело № 2а-884/2018.
Основаниями взыскания послужили требования об уплате налога, сбора:
- № 16054 от 13 октября 2017 года об уплате пени в сумме 6209 руб. 88 коп., начисленной согласно расчёту пени, установлен срок для добровольного исполнения до 21 ноября 2017 года;
- № 16200 от 19 октября 2017 года об уплате налогов в сумме 173274 рубля, пени в сумме 807 рублей 17 копеек, установлен срок для добровольного исполнения до 29 января 2018 года (том 2 л.д. 63,64-76, 77).
Кроме того, основаниями взыскания являлись налоговое уведомление № 80106364 от 29 июля 2016 года, налоговое уведомление № 20673207 от 23 августа 2017 года, расчёт пени (том 2 л.д. 79-80, 81-82, 83-84,).
На основании заявления вынесен судебный приказ от 10 июля 2018 года, который отменён по заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области от 13 марта 2020 года (том № 2 л.д. 92-93).
Между тем, при изучении дела № 2а-884/2018 мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района судом установлено, что срок исполнения наиболее раннего требования № 16054 от 13 октября 2017 года при обращении за судебным приказом по делу № 2а-884/2018 истёк 21 мая 2018 года, поскольку срок добровольного исполнения требования № 16054 от 13 октября 2017 года был установлен до 21 ноября 2017 года, а его сумма превышала 3000 рублей, в связи с чем срок обращения к мировому судье налоговым органом также был пропущен (заявление о выдаче судебного приказа подано 05 июля 2018 года). Поэтому суммы задолженности по требованиям № 16054 от 13 октября 2017 года и № 16200 от 19 октября 2017 года не подлежат взысканию с ФИО1 и должны быть вычтены из общей суммы задолженности по административному иску.
25 сентября 2018 года МИФНС № 15 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области с заявлением № 3639 о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по пене за 2014 - 2016 годы на общую сумму 43262 рубля 80 копеек. (том 2 л.д.117-118)
Основаниями взыскания задолженности в указанной сумме являлись:
- требование № 9656 от 07 июля 2017 года об уплате пени в сумме 50644 руб. 31 коп. с расчётом сумм пени, установлен срок для добровольного исполнения до 15 августа 2017 года; (том 2 л.д. 139-140, 141-155)
- требование № 16054 от 13 октября 2017 года об уплате пени в сумме 6209 руб. 88 коп. с расчётом сумм пени, установлен срок для добровольного исполнения до 21 ноября 2017 года; том 2 л.д. 125, 126-138)
- требование № 16976 от 13 августа 2018 года об уплате пени в сумме 26933 руб. 84 коп. с расчётом сумм пени, установлен срок для добровольного исполнения до 21 сентября 2018 года (том 2 л.д.160-161, 163-175).
На основании указанного заявления заведено дело № 2а-1466/2018, вынесен судебный приказ от 28 сентября 2018 года, который отменён по заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области от 13 марта 2020 года (том №2 л.д. 179-180, 196-198).
Между тем, срок исполнения наиболее раннего требования № 9656 от 07 июля 2017 года был установлен до 15 августа 2017 года, а его сумма превышала 3000 рублей, в связи с чем срок обращения к мировому судье налоговым органом был нарушен (истёк 15 февраля 2018 года), в связи с чем суммы задолженности по требованиям № 9656 от 07 июля 2017 года, №16054 от 13 октября 2017 года, №16976 от 13 августа 2018 года не подлежат взысканию с ФИО1 и должны быть вычтены из общей суммы задолженности по административному иску.
В силу ч.1 ст. 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, в отсутствие подтвержденного факта направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области исковых требований ввиду нарушения процедуры принудительного взыскания задолженности по санкциям.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дел № 2а-884/2018 и № 2а-1466/2018 следует, что задолженность по пени на основании требования № 16054 от 13 октября 2017 года взыскана по обоим делам, что следует из содержания заявлений о взыскании недоимки и размера взысканных сумм, совпадающих с имеющимися в делах требованиями об уплате задолженности.
Также из данных списка требований к уплате налогоплательщика ФИО1 следует, что требования № 16054 от 13 октября 2017 года и №16200 от 19 декабря 2017 года ему не вручались (том № 1 л.д. 50)
Доступ в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 предоставлен 24 октября 2018 года (том 1 л.д.204-207), то есть достоверных доказательств исполнения административным истцом обязанности вручить налогоплательщику ФИО1 требования № 16054 и № 16200 суду не представлено.
Аналогичным образом повторно ко взысканию с ФИО1 было предъявлено и требование № 16976 от 13 августа 2018 года по исследованному судом делу № 2а-290/2019 мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области. Основанием к его возбуждению послужило заявление № 116 о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени за 2016-2017 годы.
В доказательство задолженности ФИО1 были представлены:
- требование № 16976 на сумму 26933 рубля 84 копейки с расчётом пени, со сроком исполнения до 21 сентября 2018 года (том 2 л.д.208, 209-215);
- требование № 39160 от 20 декабря 2018 года на сумму налогов 108023 руб. и пени в сумме 434 руб. 79 коп. с расчётом пени, со сроком исполнения до 10 января 2019 года (том 2 л.д.216, 217).
- налоговое уведомление № 31801863 от 14 июля 2018 года с расчётом транспортного налога за 2017 год в сумме 67847 руб., земельного налога в сумме 21275 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 2181 руб. (ОКТМО 75764000) и в сумме 16720 руб. (ОКТМО 75655488), со срок уплаты до 03 декабря 2018 года (том 2 л.д.218 с оборотом);
- налоговое уведомление № 20673207 от 23 августа 2017 года с расчётом транспортного налога за 2014 и 2016 годы на сумму 135942 руб., земельного налога на сумму 21566 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 15766 руб. (том 2 л.д.219 с оборотом).
Судебным приказом от 06 марта 2019 года взыскана недоимка за 2016, 2017 годы по транспортному налогу с физических лиц в размере 67847 руб., пени в размере 17470 руб. 87 коп., недоимка по налогу на имущество физических лиц 16720 руб., пени в размере 5086 руб. 48 коп., недоимку по земельному налогу в размере 21275 руб. и пени в размере 4721 руб. 77 коп., недоимку по налогу на имущество в размере 2181 руб., пени в размере 08 руб. 78 коп., недоимку по земельному налогу с физических лиц - пени в размере 80 руб.73 коп., а всего 135391 руб. 63 коп (том 2 л.д.223-224)
Судебный приказ отменён определением от 13 марта 2020 года мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области (том 2 л.д. 240-242).
Между тем, на момент подачи указанного заявления, задолженность по указанным налогам за 2014-2016 год уже была взыскана ранее судебным приказом от 28 сентября 2018 года по делу № 2а-1466/2018.
При таких обстоятельствах, подлежит исключению из суммы общей задолженности ФИО1 сумма недоимки по налогам (транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц со сроком уплаты 01.12.2017 года) в размере 173274 рубля и пени в размере 807 рублей 17 копеек по требованию № 16200, поскольку предъявлена за пределами срока на обращение за взысканием задолженности по требованию, которое налогоплательщику не было вручено.
Поскольку указанные налоги за 2017 год не могут быть взысканы в силу закона, то не имеется оснований и ко взысканию пеней, начисленных на указанные суммы, с ФИО1
Не подлежат взысканию, исходя из уточнённых исковых требований МИФНС № 15 и с учётом изложенного выше, следующие суммы.
По налогу на имущество физических лиц - пени по требованию № 16976 от 13 августа 2018 года в размере 922 руб. 97 коп. и 1591 руб. 07 коп.; по требованию № 9656 от 07 июля 2017 года в размере 1803 руб. 29 коп., 624 руб. 78 коп. и 4218 руб. 93 коп ; по требованию № 16054 от 13 октября 2017 года в размере 809 руб. 47 коп. - в связи с пропуском срока обращения к мировому судье налоговым органом.
По транспортному налогу с физических лиц – задолженность за 2014 год в сумме 64883,96 руб. по требованию № 16200 от 19 декабря 2017 года и пени в размере 317 руб. 21 коп. по требованию № 16200, в размере 3986 руб. 40 коп по требованию № 16976; задолженность за 2016 год в размере 67847 руб. и пени в размере 316 руб. 06 коп. по требованию № 16200 и пени в размере 3971 руб. 87 коп. по требованию № 16976 от 13 августа 2018 года.
По земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений – задолженность по пени за период с 01 ноября 2015 года по 12 августа 2018 года по требованию от 07 июля 2017 года № 9656 в размере 4111 руб. 60 коп, 618 руб. 88 копеек, по требованию от 13 августа 2018 года № 16976 в размере 1567 руб. 29 коп.; пени за период с 02 декабрь 2016 года по 12 августа 2018 года по требованию от07 июля 2017 года в размере 1512 руб. 86 коп., по требованию от 13 октября 2017 года № 16054 в размере 679 руб. 11 коп., по требованию от 13 августа 2018 года № 16976 в размере 1806 руб. 34 коп.; задолженность за 2016 год по налогу в размере 21056 руб. 60 коп. и пени в размере 100 руб. 46 коп. по требованию от 19 декабря 2017 года № 16200, и пени в размере 1262 руб. 51 коп по требованию от 13 августа 2018 года № 16976.
По земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов – пени в размере 80 руб. 73 коп. по требованию от 13 августа 2018 года № 16976, пени в размере 30 руб. 84 коп. и 88 руб. 09 коп. по требованию от 13 октября 2017 года № 16054 и от 07 июля 2017 года № 9656, начисленные на недоимки за 2014-2015 год.
Остальные требования об уплате налогов, сборов, пени были своевременно сформированы и направлены ФИО1, представлены доказательства их получения административным ответчиком, поэтому задолженность по ним подлежит взысканию с ФИО1, так как после отмены судебных приказов административный истец в установленный законом срок обратился с административным иском в Увельский районный суд.
С учётом изложенного, исходя из уточнённых требований административного истца, сумма подлежащей взысканию задолженности составит 53407 руб. 70 коп., пени 225 руб. 56 коп.. из расчета:
Задолженность по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 75655488):
за 2014 год по сроку уплаты до 01 октября 2015 года по требованию № 7102 от 12 октября 2015 года - в размере 8758 руб. 70 коп.;
за 2015 год по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года по требованию № 3482 от 19 декабря 2016 года – в размере 27929 руб. 00 коп. и пеня, начисленная по тому же требованию – в размере 158 руб. 26 коп.;
за 2017 год по сроку уплаты до 03 декабря 2018 года по требованию № 39160 от 20 декабря 2018 года – в размере 16720 руб. и пеня, начисленная по тому же требованию, в размере 67 руб. 30 коп.
Задолженность по транспортному налогу с физических лиц подлежит частичному взысканию с учётом следующего.
Как следует из информации к уточнённым исковым требованиям, транспортный налог за 2016 год по сроку уплаты до 01 декабря 2017 года указан в требовании № 16200 от 19 декабря 2017 года в сумме 67847 руб., в том же требовании предъявлен транспортный налог за 2014 год по сроку уплаты до 01 декабря 2017 года в сумме 64883 руб. 96 коп..
Между тем фактически в требовании № 16200 отражён транспортный налог со сроком уплаты 01 декабря 2017 года в сумме 135942 руб., что не соответствует налоговому уведомлению (том 1 л.д. 168-169, л.д.133 оборот - 134).
Как следует из материалов дела № 2а-611/2016, мировым судьёй судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области на основании требования № 7102 от 12 октября 2015 года с ФИО1 был взыскан транспортный налог за 2012-2014 годы в размере 67556 рублей (том 1 л.д. 127-137). При этом, требование № 7102 было сформировано и направлено ФИО1 на основании налогового уведомления № 556110 от 26 апреля 2015 года, в котором был начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 67556 руб. (том 1 л.д.133оборот-134).
При формировании налогового уведомления № 20673207 от 23 августа 2017 года в него повторно включена задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 68095 рублей, при этом новым объектом налогообложения за 2014 год являлся только автомобиль ВАЗ 21099 гос.регистрационный знак <***> и налог за указанный автомобиль составил 539 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что без законных оснований в требование № 16200 от 19 декабря 2017 года повторно включена задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 67556 рублей (всего указан транспортный налог со сроком уплаты 01 декабря 2017 года в сумме 135942 руб.), и указанная задолженность повторно взыскана с ФИО1 на основании представленных административным истцом мировому судье недостоверных документов судебным приказом от 10 июля 2018 года по делу № 2а-884/2018 (том 2 л.д. 55-115).
С учётом изложенного, транспортный налог подлежит взысканию в следующих размерах:
за 2015 год по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года по требованию № 3482 от 19 декабря 2017 года в сумме 60068 руб. 89руб.;
за 2017 год по сроку уплаты до 03 декабря 2018 года по требованию № 39160 от 02 декабря 2018 года налог в сумме 67847 руб. и пени в сумме 273 руб. 08 коп.
Всего подлежит взысканию транспортный налог в сумме 127915 руб. 89 коп., пени 273 руб. 08 коп..
В остальной части исковых требований по транспортному налогу административным истцом пропущен срок обращения за судебным приказом.
Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, подлежит взысканию:
за 2014 год по сроку уплаты до 01 октября 2015 года по требованию № 7102 от 12 октября 2015 года в сумме 6262 руб. 88 коп.;
за 2015 год по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года по требованию № 3482 от 19 декабря 2016 года налог в сумме 23431 руб. и пени в размере 132 руб. 78 коп.;
за 2017 год по сроку уплаты до 03 декабря 2018 года налог в сумме 21275 руб. и пени в сумме 85 руб. 63 коп.
Всего по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, подлежит взысканию 50968 руб. 88 коп. и пени 218 руб. 41 коп. В остальной части налоговым органом пропущен срок обращения за судебным приказом.
По земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, подлежит взысканию пеня в сумме 3 руб. 85 коп по требованию № 3482 от 19 декабря 2016 года.
Суду представлены платёжные поручения о перечислении налогов ФИО1 по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных приказов, однако указанные в них суммы зачтены административным истцом в счёт погашения задолженности за 2014 и 2015 год по земельному налогу с физических лиц, что отражено в уточнении к иску и информации к уточнённым требованиям.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Увельский районный суд Челябинской области 08 июля 2020 года (том 1 л.д. 79).
Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, в суд общей юрисдикции, предусмотренный п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ в отношении требования № 7102 от 12 октября 2015 года, не пропущен по требованиям № 7102 от 12 октября 2015 года, №3482 от 19 декабря 2016 года, № 39160 от 12 декабря 2018 года.
Согласно ст. 144 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административные исковые требования удовлетворены, то в соответствии со статьями 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных административных исковых требований.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5530 рублей 10 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 60068 руб. 89 руб., за 2017 год в сумме 67847 руб. и пени в сумме 273 руб. 08 коп.; задолженность по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 75655488) за 2014 год - в размере 8758 руб. 70 коп., за 2015 год в размере 27929 руб. 00 коп. за 2017 год в размере 16720 руб. и пени в размере 225 руб. 56 коп.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 6262 руб. 88 коп., за 2015 год в размере 23431 руб., за 2017 год в размере 21275 руб. и пени в сумме 218 руб. 41 коп., всего взыскать: 233009 (двести тридцать три тысячи девять) рублей 52 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5530 рублей 10 копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.
Председательствующий судья А.П. Гафарова
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года.