ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-649/2021 от 17.11.2021 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-649/2021

64RS0018-01-2021-001255-68

Решение

Именем Российской Федерации

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Певневой О.В.,

при секретаре судебного заседания Марининой Н.Г.,

с участием прокурора Масляковой О.О.,

представителя заинтересованного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Логиновской муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением и дополнением к нему к администрации Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района, указав, что прокуратурой района на основании приказа генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 №252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашений, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что у Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района имеется перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, вместе с тем администрацией Логиновского муниципального образования в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и данный перечень не размещен до 01.02.2021 и до настоящего времени на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Логиновского муниципального образования, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, выраженное в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Логиновское муниципальное образование»; обязать администрацию Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области - https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Логиновское муниципальное образование», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца по доверенности - Маслякова О.О. в судебном заседании поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по доверенностям - ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административный иск и в возражениях на уточнения административных исковых требований, согласно которым указывал на то, что наличие у муниципального образования в собственности имущества не обязывает муниципальное образование вносить его в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Административным истцом не приведена правовая норма, обязывающая административного ответчика разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в случае если такие перечни в 2021 году не утверждались из-за отсутствия необходимости.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исходя из содержания ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.51 вышеуказанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании п.п.2 и 3 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона РФ «О концессионных договорах, заключаемых с российскими иностранными инвесторами», повышение эффективности использования инструментов экономической политики Российской Федерации в сфере регулирования инвестиций и стимулирования их притока в экономику России тесно связано с совершенствованием правовой базы. Мировая практика показывает, что страны с развивающейся рыночной экономикой и наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между государством как владельцем собственности и частным инвестором. В этих целях широко используются концессионные договоры, в особенности для реализации крупных проектов в области недро-и природопользования. Однако в Российской Федерации практика заключения концессионных договоров не применяется. Это связано с отсутствием необходимой правовой основы.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий; объекты социального обслуживания граждан; объекты газоснабжения (п.п.1, 9, 10, 11, 18, 19, 20 ч.1 ст.4 Закона №115-ФЗ)

На основании ч.3 ст.4 Закона №115-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, прокуратурой Краснокутского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, концессионных соглашениях, а также в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в администрации Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что в реестре муниципального имущества, находящегося в собственности вышеуказанного муниципального образования имеется имущество, в отношении которого могут быть заключены концессионные соглашения.

Вместе с тем административным ответчиком в установленный срок не утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и такие перечни не размещены до 01.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в разделе «муниципальные образования».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в собственности административных ответчиков имеется имущество, в отношении которого закон допускает заключение концессионных соглашений, а также установлено, что состояние такого имущества и условия его использования требуют вложения финансовых средств с целью его модернизации, приведения в нормативное состояние.

Кроме того, согласно Реестру муниципального имущества Логиновского муниципального образования сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях отсутствуют.

По итогам выявленных в ходе проверки нарушений, в адрес главы Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области внесено представление, согласно ответу на которое нарушения, отраженные в представлении, подтвердились, заключение концессионных соглашений на 2021 год не планируется.

Также установлено, что административным ответчиком принято решение об утверждении Положений о порядке заключения концессионных соглашений в отношении объектов имущества муниципального образования в соответствии с п.1.5.5 Положений перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, ежегодно утверждается постановлением администрации в порядке, установленном ФЗ «О концессионных соглашениях». Указанный перечень после его утверждения подлежит опубликованию в порядке, установленном ФЗ «О концессионных соглашениях».

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что административным ответчиком положения ч.3 ст.4 Закона №115-ФЗ не исполняются, что в свою очередь влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, не привлечение инвестиций в экономику, необеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и неповышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений следует, что планирование заключения концессионных соглашений органами местного самоуправления (муниципальными образованиями) при наличии имущества, в отношении которого законом допускается заключение концессионных соглашений, и которое требует модернизации, усовершенствования и пр. является не правом такого собственника, а его обязанностью, в связи с чем довод представителя заинтересованного лица о том, что перечень объектов, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений не утверждался, поскольку в 2021 году не планировалось заключение концессионных соглашений, является несостоятельным, основан на неверном толковании законодательства.

Оснований для освобождения административного ответчика от выполнения требований Закона №115-ФЗ при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах у суда не имеется.

Выявленные нарушения закона свидетельствуют о формальном подходе к исполнению полномочий по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, свидетельствуют о самоустранении администрации от исполнения обязанности по привлечению инвестиций, приводят к неэффективному использованию муниципального имущества, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о возможности заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований, в связи с чем находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Обсуждая срок, который административный истец просит установить для устранения выявленных нарушений, а именно месяц со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу о том, что данный срок является разумным и достаточным для устранения административными ответчиками нарушений законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразмещении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Логиновское муниципальное образование».

Обязать администрацию Логиновского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году и разместить указанный перечень на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайте администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области – https://krasny-kut.ru/, в разделе «муниципальные образования» в «Логиновское муниципальное образование» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение одного месяца.

Судья: (подпись).

Копия верна.

Судья: О.В. Певнева

Мотивированное решение изготовлено 19.11.2021.