Дело № 2а-649/2022
76RS0008-01-2022-000748-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд, в составе председательствующего Калиновской В.М., при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бойко Игоря Анатольевича к администрации г.о. г. Переславль-Залесский о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Бойко И.А. обратился в Переславский районный суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Переславля-Залесского, просит, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, признать незаконным отказ администрации городского округа г. Переславля-Залесского в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков с КН <номер скрыт>, площадью 10000 кв.м. и <номер скрыт>, площадью 207190 кв.м. по адресу <адрес скрыт>, <адрес скрыт> и определения видов разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «сельскохозяйственное использование», пчеловодство – 1.12» в соответствии с классификатором, выраженный в письме № 03.01-1192/22 от 09.03.2022 года. Обязать администрацию г.о. г. Переславль-Залесский повторно рассмотреть заявление административного истца от 21.02.2022 года о соответствии разрешенного использования земельных участков с КН <номер скрыт>, площадью 10000 кв.м. и <номер скрыт>, площадью 207190 кв.м. по адресу <адрес скрыт> классификатору и принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участков, содержащихся в его правоустанавливающих документах и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков согласно поданному заявлению.
Требования мотивированы тем, что Бойко И.А. является собственником двух земельных участков с КН <номер скрыт>, площадью 10000 кв.м. и <номер скрыт>, площадью 207190 кв.м. по адресу <адрес скрыт>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Согласно Генеральному плану г.о. г. Переславль-Залесский, утвержденного решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.12.2020 года № 126, земельные участки административных истцов находятся в зоне сельскохозяйственного использования. Согласно действующих Правил землепользования и застройки Нагорьевского с/п земельные участки Бойко И.АВ. находятся в зоне СХ-1. В связи с необходимостью использования земельных участков по допустимому законом назначению для ведения пчеловодства и в связи с отсутствием установленного градостроительного регламента на принадлежащих административному истцу земельных участках, 21.02.2022 года Бойко И.А. обратился в администрацию г.о. г. Переславль-Залесский с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков (приведение его в соответствии с классификатором) с «для сельскохозяйственного производства» на «сельскохозяйственное использование код 1.0 под пчеловодство 1.12», что не противоречит п. 1.0-1.20 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Решением администрации города от 09.03.2022 года за № 03.01-1192/22 в указанном разрешении было отказано в связи с отсутствием установленных видов разрешенного использования и необходимостью внесения изменений в Генеральный план городского округа. Земельные участки истца расположены на землях сельскохозяйственного назначения, являются сельскохозяйственными угодьями, следовательно, относятся к землям, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов. Сам по себе вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование». На земельных участках административного истца не имелось и не размещается никаких сельскохозяйственных предприятий (зданий, сооружений), так как участки находились и находятся в зоне СХ-1, для ведения пчеловодства для личных целей возведение зданий и строений промышленного назначения не нужно, производство и переработка продукции на участках осуществляться не будет. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 года П/0412. Указанный Классификатор дает описание каждого установленного вида разрешенного использования. Оспариваемое решение является незаконным и нарушает права административного истца, лишая его права выбирать вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, который закреплен действующими нормами права. Правовых оснований к изменению зоны в Генеральном плане для использования земельного участка для пчеловодства также не имеется и противоречит положениям Приказа Росреестра от 10.11.2020 года П/0412. В связи с отказом, Бойко И.А. не может осуществлять допустимую законом деятельность на земельном участке, при этом платит за него налоги, окашивает его и проводит иные работы по его содержанию. Отказ нарушает права и законные интересы административного истца по использованию земельного участка, создает препятствия для развития территории, реализации законных интересов в силу ст. 209 ГК РФ.
В судебном заседании Бойко И.А. не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. Представитель по доверенности Тремзина Н.В. заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа г. Переславль-Залесский в судебном заседании по доверенности Овсянникова В.И. в удовлетворении требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.29-31).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела.
Обязанность доказать факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Обязанность доказать законность принятого решения (действия, бездействия) возлагается на орган, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть11 статьи 226 КАС РФ).
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Бойко И.А. оспаривается законность отказа администрации г.о. г. Переславль-Залесский в установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков, отказ выражен в письме от 09.03.2022 г. № 03.01-1192/22 (л.д.15). Исковое заявление поступило в Переславский районный суд 18 марта 2022 г. (л.д.4), т.е. в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
В соответствие с п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
В соответствие с п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Бойко И.А. является собственником двух земельных участков с КН <номер скрыт>, площадью 10000 кв.м. и <номер скрыт>, площадью 207190 кв.м. по адресу <адрес скрыт>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства (л.д.10-11).
21.02.2022 года Бойко И.А. обратился с заявлением в администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, просил установить соответствие разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», определив вид разрешенного использования участков «сельскохозяйственное использование код 1.0. под пчеловодство 1.12» (л.д.12).
В своем ответе административный ответчик указал, что для изменения вида разрешенного использования на «Сельскохозяйственное использование» код. 1.0 под пчеловодство код 1.12 необходимо изменить функциональную зону земельного участка. Изменение функциональной зоны на зону «Производственная зона сельскохозяйственных предприятий» возможно путем внесения изменений в Генеральный план. Учитывая изложенное, не представляется возможным внести изменения в генеральный план и установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков классификатору (л.д.15).
Административный истец с данным решением не согласился, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный ответчик ссылался на показания свидетеля.
Свидетель <Ф.К.Ю.> в судебном заседании показала, что исполняет обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города. Выбор разрешенного использования возможен лишь у земельных участков, на которые распространяется градостроительный регламент, в отношении спорных земельных участков градостроительный регламент не распространяется, выбрать вид разрешенного использования невозможно.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что земли населенных пунктов и другие используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
В силу статей 77, 79 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в состав которых входят, в том числе, сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. Пунктом 6 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков содержание вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18.
В утвержденном Министерством экономического развития Российской Федерации Классификаторе отсутствует такой вид разрешенного использования как "для сельскохозяйственного производства", предусмотрен вид разрешенного использования сельскохозяйственное использование».
Согласно Классификатору данный вид разрешенного использования предполагает ведение сельского хозяйства; содержание указанного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; растениеводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур); выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур (осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанных с производством зерновых, бобовых, кормовых, технических масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур); овощеводство (осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц); выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством чая, лекарственных и цветочных культур); садоводство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); выращивание льна и конопли (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием льна, конопли); животноводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции); скотоводство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала); звероводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением в неволе ценных пушных зверей; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала); птицеводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведение домашних пород птиц, в том числе водоплавающих; размещение зданий, сооружений используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции птицеводства; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала); свиноводство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней; размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала); пчеловодство (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых); размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых; размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства; рыболовство (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыболовства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыболовства (аквакультуры); научное обеспечение сельского хозяйства (осуществление научной и селекционной работы, ведение сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира; размещение коллекций генетических ресурсов растений; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции); ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства); питомники (выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства; обеспечение сельскохозяйственного производства (размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).
С учетом изложенного, у административного ответчика администрации г.о. г. Переславль-Залесский отсутствовали правовые основания для отказа административному истцу в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка, определив вид разрешенного использования участков «сельскохозяйственное использование».
С учетом изложенного требования административного истца подлежат частичному удовлетворению. Оснований для понуждения административного ответчика к принятию решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельных участок, не имеется, поскольку принятие решения отнесено к компетенции органа местного самоуправления, при рассмотрении поступившего заявления.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации г.о. г. Переславль-Залесский, выраженный в письме от 09.03.2022 года № 03.01-1192/22.
Обязать администрации г.о. г. Переславль-Залесский повторно рассмотреть заявление Бойко Игоря Анатольевича, поступившее 21.02.2022 года вход. № 241 об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков, в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Администрации г.о. г. Переславль-Залесский необходимо сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в Переславский районный суд и Бойко Игорю Анатольевичу в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: В.М. Калиновская
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2022 года.