ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/20 от 10.03.2020 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-64/2020

Строка 3.198

УИД 75RS0009-01-2020-000073-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Газимурский Завод 10 марта 2020 года

Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,

при секретаре Дармажаповой А.Ц.,

с участием административного истца Резанова Н.В.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по доверенности Лукьяновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Резанова Н.В. к администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» о признании незаконными действий по исключению из списка граждан, изъявивших желание участвовать в муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015- 2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 89 от 17.02.2015 года, обязании включить в списки граждан, имеющих право участвовать в муниципальной программе «Комплексное развитие сельских территорий на 2020- 2025 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» №590 от 10.12.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Резанов Н.В. обратился в Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования от 07 августа 2013 года, составленному межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы сельского поселения «Новоширокинское» 03.09.2012 г., площадь указанного дома, который был введен в эксплуатацию в 1968 году, не соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи. В связи с этим, административным истцом в октябре 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 02.08.2017, с изм. от 12.10.2017) «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», было подготовлено заявление на получение субсидии на строительство индивидуального жилого дома, с пакетом прилагаемых к заявлению документов было подано в администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район». По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком он был включен в список граждан, изъявивших желание участвовать в муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015- 2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район» утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 89 от 17.02.2015 года. На основании этого, Резанов Н.В., имея часть собственных денежных средств в размере не менее 30 процентов, необходимых для строительства жилья, после того, как был уведомлен о включении в списки граждан, изъявивших желание участвовать в вышеуказанной муниципальной программе на получении социальных выплат, приступил к строительству дома. 26 января 2020 года администрацией муниципального района «Газимуро-Заводский район» Резанову Н.В. вручено уведомление о том, что в связи с закрытием муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район» и принятием, в соответствии с Государственной программой РФ «Комплексное развитие сельских территорий» от 31.05.2019 г. № 696, новой муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» №590 от 10.12.2019 года, он исключен из списка лиц, изъявивших желание участвовать в муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015- 2020 годы» и имеющих право на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий. С принятым решением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» административный истец не согласен, так как оно нарушает его права, закрепленные в ст.40 Конституции РФ, гарантирующие право каждого гражданина Российской Федерации на жилье. Просит признать незаконными действия администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по исключению его из списка граждан, изъявивших желание участвовать в муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 89 от 17.02.2015 года, обязать включить в списки граждан, имеющих право участвовать в муниципальной программе «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» №590 от 10.12.2019 года.

В судебном заседании административный истец Резанов Н.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указал, что работает в АО «Ново-Широкинский рудник».

Представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» по доверенности Лукьянова Н.А. административные исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Названная федеральная целевая программа предусматривает, помимо прочих мероприятий, предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Приложением № 4 к данной программе является Типовое положение, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности.

Согласно разделу II «Порядок предоставления социальных выплат» Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы сельского поселения «Новоширокинское» от 03.09.2012 года № 38, 07.008.2013 года составлен акт обследования помещения, расположенного по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 1968. Указанным актом установлено, что площадь дома не соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 18 кв.м. общей площади, на семью 54 кв.м. Фактическая площадь помещения – 31 кв.м. Рекомендовано при предоставлении пакета документов поставить в очередь на улучшение жилищных условий (л.д.11).

Постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 89 от 18.02.2015 года утверждена муниципальная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», в соответствии с концепцией устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 года № 2136-р.

Из уведомления администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 30.01.2017 года следует, что Резанов Н.В. включен в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ему присвоена 27 очередь по категории граждан на строительство индивидуального жилого дома (л.д.12).

Из уведомления администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 13.11.2018 года следует, что Резанову Н.В. присвоена 21 очередь по категории граждан на строительство индивидуального жилого дома в рамках указанной программы (л.д.13).

Постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 590 от 10.12.2019 года утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», вступившая в силу с 01 января 2020 года, муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы», муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденная постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № 89 от 17.02.2015 года с 01 января 2020 года утратила силу.

Согласно уведомлению администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» от 16.01.2020 года на имя Резанова Н.В., в связи с закрытием программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район» он исключен из списка граждан, изъявивших желание участвовать в муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы», учитывая, что Резанов Н.В. не подходит ни под одну из категорий по программе «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы», он не может быть включен в перечень получателей социальных выплат иных граждан (л.д.14).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696 утверждена Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы».

Приложением № 3 к данной программе является Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях. Согласно разделу II «Порядок предоставления социальных выплат», право на получение социальной выплаты имеет гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), на сельских территориях.

Аналогичные положения содержит муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», утвержденная постановлением администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» №590 от 10.12.2019 года, и вступившая в силу с 01 января 2020 года.

Таким образом, суд признает обоснованными доводы административного ответчика о том, что в новой программе закреплена определенная категория лиц, на которую она распространяется, и под которую административный истец не подходит.

Суд находит обоснованными доводы административного ответчика, что включение Резанова Н.В. в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках указанной программы не подтверждало обязательств государства предоставить социальную выплату.

Доводы административного ответчика о его незаконном исключении из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для улучшения жилищных условий, поскольку он ранее был включен в таковые на законных основаниях, подлежат отклонению. Право истца на включение в список граждан указанной категории для получения единовременной социальной выплаты ответчиком не было нарушено, его реализация зависела как от очередности постановки на учет других граждан по данной программе, так и пределов бюджетных ассигнований, выделенных соответствующему субъекту, внеочередность получения социальной выплаты на приобретение жилья данной программой не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район» утратила силу, а административный истец Резанов Н.В. не относится ни к одной категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках новой программы, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального района «Газимуро-Заводский район» Резанов Н.В. обоснованно исключен из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2020 годы» муниципального района «Газимуро-Заводский район», в связи с чем, правовых оснований к удовлетворению административных исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья Цыбенова Д.Б.

Решение в окончательной форме принято 12 марта 2020 года.