ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-64/2017 от 04.04.2017 Нижнетуринского городского суда (Свердловская область)

Дело №2а-64/2017г.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Нижняя Тура 04 апреля 2017 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:

судьи Вахрамовой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Орловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева ..., Васильевой Татьяны ..., Васильева ..., Джумановой ..., Джумановой ..., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ..., Островской ..., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ..., Потаповой ..., Елагиной ..., Потаповой ..., Шитова ... к межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа», о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л ;

Административные истцы – собственники квартир <адрес>: Васильевы, Джумановы, Островские, Потапова, Шитов обратились через представителя в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа, администрации Нижнетуринского городского округа о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей. В административном исковом заявлении в обоснование иска указали, что 05 января 2016 года в квартире № принадлежащей Шитову С.А. произошло обрушение чердачного перекрытия, после чего, данная квартира была обследована комиссионно управляющей компанией МУП «Горканал», представителя МЧС. По обращению собственника квартиры № - Шитова в государственную жилищную инспекцию Свердловской области о ненадлежащем состоянии жилого помещения, последней была проведена внеплановая выездная проверка в отношении управляющей компании МУП «Горканал», в ходе которой обследован дом № ... по ул. .... По результатам проверки 25.02.2016 года был составлен акт, согласно которого выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями, а также выявлено: частичное разрушение карниза дома, цоколя дома, частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя, в квартире № в кухне отсутствует потолок после обрушения чердачного перекрытия, деревянные кровельные конструкции крыши имеют следы гниения, прогибы, дымовые трубы не выведены за пределы кровли. 18 февраля 2016 года представителем государственной жилищной инспекции в адрес МУП «Горканал» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, также в адрес главы администрации Нижнетуринского городского округа направлено письмо с требованием о необходимости межведомственной комиссии провести обследование многоквартирного дома в порядке п. 42 Постановления правительства РФ № 47. Данное требование государственной жилищной инспекции межведомственной комиссией не выполнено, обследование многоквартирного дома не проведено. 04.04.2016 года жильцы ( собственники) дома самостоятельно обратились с коллективным заявлением в администрацию Нижнетуринского городского округа о признании многоквартирного дома № по ул. <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и с аналогичным заявлением в МКУ «ОЖКХ СиР». 12.04.2016 года был получен ответ за подписью главы администрации Нижнетуринского городского округа о необходимости предоставления пакета документов в межведомственную комиссию. 14.04.2016 года административные истцы направили дополнительное коллективное обращение в адрес администрации Нижнетуринского городского округа о проведении обследования своих квартир - жилых помещений на пригодность для проживания, а также и многоквартирного дома с приложением пакета документов. 25 мая 2016 года в адрес собственников квартир дома № по ул. <адрес> был направлен письменный отказ - ответ за подписью первого заместителя главы администрации Нижнетуринского городского округа из которого следовало, что дом эксплуатируется менее нормативного срока 150 лет всего 63, с указанием проведения капитального ремонта в различные периоды времени, а также о включении дома в реестр домов, поставленных на капитальный ремонт на 2018 год. Кроме того, с указанием на необходимость собственников квартир предоставить в межведомственную комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование жилых помещений. После чего, административные истцы не согласились с ответом администрации Нижнетуринского городского округа, считая что администрация НТГО и межведомственная комиссия бездействует 01.06.2016 года обратились с коллективным обращением в прокуратуру г. Н-Тура, которой была проведена проверка. По результатам проверки прокуратуры первоначально каких либо нарушений законодательства выявлено не было. При повторном обращении в прокуратуру 05.09.2016 года, вновь была проведена проверка по результатам которой 28.09.2016 года в действиях администрации Нижнетуринского городского округа, в деятельности межведомственной комиссии были выявлены нарушения в части работы с обращениями граждан, непосредственно по обращениям собственников квартир дома № ... по ул. <адрес> о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, в части незаконного бездействия по обследованию указанных квартир межведомственной комиссией.

После повторного обращения в прокуратуру в адрес административных истцов 24.10.2016 года направлен письменный ответ за подписью председателя межведомственной комиссии из которого следовало, что для принятия решения межведомственной комиссией о признании жилых помещений пригодными ( непригодными ) для проживания собственникам квартир необходимо обратиться в порядке п. 45 Постановления правительства РФ № 47 и предоставить пакет документов, в частности заключение проектно- изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Административные истцы не согласившись с отказом межведомственной комиссии в принятии решения по их неоднократным обращениям от 04.04.2016 года, от 14.04.2016 года обратились в Нижнетуринский городской суд за восстановлением нарушенных прав и просили признать бездействие межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию жилых помещений пригодными для проживания на территории Нижнетуринского городского округа, выразившимися в непринятии должным образом заявлений граждан – собственников квартир дома № по ул. <адрес> по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также жилых помещений (квартир) пригодными ( непригодными ) для проживания, отсутствии созыва межведомственной комиссии по данным заявлениям и заседаний комиссии с надлежащим уведомлением граждан для принятия их участия и реализации права голоса в принятии решения в соответствии с п. 7 Положения № 47, а также в непроведении обследования многоквартирного жилого дома и жилых помещений с привлечением специалистов, непринятии решений комиссией в установленном порядке с вынесением заключения в порядке п. 47 Положения №47. В связи с чем, просили суд возложить на административного ответчика обязанность по созыву межведомственной комиссии, обязанность по надлежащему рассмотрению заявлений собственников о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, по проведению надлежащей оценки соответствия многоквартирного жилого дома на предмет признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно заявления от 04.04.2016 года, а также оценки соответствия жилых помещений (квартир) граждан на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшего проживания, согласно заявления от 14.04.2016 года, обеспечив надлежащее извещение собственников о дате и времени заседания комиссии, с правом совещательного голоса.

Определением Нижнетуринского городского суда от 16.02.2017г. по ходатайству представителя административных истцов – Третьяковой Т.А. к участию в деле привлечены заинтересованные лица ООО «Витаминка +» и Авдеева В.В. – собственники нежилых помещений ,, расположенных в <адрес>

Административные истцы Васильева Т.А., Васильев В.С., Шитов С.А., Елагина Н.А., Потапова А.В., Островская Н.С., Островский В.Д., Джуманова Е.С., Джуманова С.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия с участием представителя Третьяковой Т.А.

Представитель административных истцов, действующая по доверенности – Третьякова Т.А. в судебном заседании на требованиях к межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по восстановлению нарушенного права граждан настаивала, указав на доводы изложенные в административном исковом заявлении, а также представила в адрес суда письменное ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит суд признать незаконным бездействие межведомственной комиссии выразившееся в непроведении заседаний по заявлениям граждан, в оставлении заявлений граждан без рассмотрения, в направлении ответов, подписанных ненадлежащим должностных лицом с указанием незаконных требований о предоставлении собственниками жилых помещений заключения специализированной организации, которая проводила обследование жилых помещений для признания их пригодными(непригодными) для проживания, заключение проектно-изыскательной организации, в неуведомлении граждан о заседаниях комиссии, что лишает заявителей права голоса в принятии решения, в непроведении оценки соответствия жилых помещений ( квартир) собственников на предмет пригодности (непригодности) для проживания и обследования многоквартирного жилого дома для признания его аварийным, подлежащим сносу и реконструкции и возложить обязанность по восстановлению нарушенных прав собственников квартир дома № по ул. <адрес>, а именно о возложении обязанности по созыву межведомственной комиссии, надлежащему рассмотрению заявлений собственников от 04.04.2016 года и 14.04.2016 года, проведения оценки соответствия жилых помещений (квартир) граждан пригодными (непригодными) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, с извещением собственников о дате и времени заседаний межведомственной комиссии, с правом совещательного голоса в соответствии с требованиями п.7,п.44 названного Постановления в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Админитсративный истец Васильев С.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, полностью поддержал доводы представителя Третьяковой Т.А. просил суд исковые требования к межведомственной комиссии удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик – представитель межведомственной комиссии, действующая по доверенности – Митяшова О.А. указанные исковые требования административных истцов – собственников квартир дома № по ул. <адрес> не признала и пояснила суду, что она является секретарем межведомственной комиссии. Межведомственная комиссия создана постановлениемглавы Нижнетуринского городского округа от 13.09.2007 года №1011 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа» ( далее – межведомственная комиссия), которая осуществляет работы на основании указанного Постановления, а также Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В обоснование своей позиции указала, что 04.04.2016 года и 14.04.2016 года в межведомственную комиссию коллективные заявления от собственников квартир многоквартирного дома № по ул. <адрес> о признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также о признании жилых помещений непригодными для проживания граждан не поступали, в комиссию поступили от каждого собственника квартиры индивидуальные заявления от 12.04.2016 г. об обследовании квартир на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшего проживания, которые были оставлены без рассмотрения на заседании комиссии от 12.05.2016 года в связи с тем, что заявителями не представлены документы, предусмотренные в п. 45 Постановления Правительства РФ № 47. Также, в адрес граждан были направлены письменные ответы от 25 мая 2016 года с разъяснением о том, что заявителям необходимо обращаться непосредственно в межведомственную комиссию с предоставлением заключения специализированной организации, проводившей обследование дома, поскольку все жильцы являются собственниками. Более до настоящего времени в межведомственную комиссию заявлений от указанных заявителей о пригодности (непригодности) для проживания жилых помещений не поступало, а также и не поступало заявлений о признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, в октябре 2016 года по представлению прокурора города Нижняя тура всем заявителям – жильцам дома № 1 по ул. Ильича в г. Н-Тура вновь были направлены письменные ответы от <дата>, в которых предлагалось в соответствии с п. 45 Постановления Правительства предоставить в комиссию : заявление о признании жилого помещения пригодным ( непригодным) для проживания, правоустанавливающие документы, заключение проектно - изыскательной организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а также заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. Также, представитель административного ответчика ФИО16 предоставила в ходе судебного заседания копии актов обследования жилых помещений от <дата>, а именно квартир №,5,6,7,8 пояснив суду, что обследование квартир проведено во исполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений при проверке обращений ФИО22, ФИО20, ФИО21, ФИО11, ФИО12. Так же, что до настоящего времени заседаний межведомственной комиссии с участием собственников жилых помещений по рассмотрению заявлений – собственников квартир № дома № по ул. ... о признании жилых помещений пригодными, непригодными для проживания не было, заявители о заседаниях не уведомлялись, акты обследований от 29.11.2016 года в адрес заявителей не направлялись, заключений комиссией о пригодности либо не пригодности жилых помещений ( указанных квартир) не составлялось, поскольку заявители не представили в комиссию заключения специализированной организации, на основании которой комиссия может сделать свое заключение о пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания.

Требование о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции также считает необоснованным и неподлежащим удовлетворению, поскольку в комиссию не поступало заявления от жильцов дома и не предоставлялись необходимые документы в соответствии с п. 45 Постановления Правительства РФ № 47.

Административный ответчик – представитель межведомственной комиссии, действующая по доверенности - Шишмакова Е.В. с требованиями административных истцов не согласилась, полностью поддержала доводы представителя Митяшовой О.А., просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований к межведомственной комиссии, при этом предоставила суду копию реестра жилых домов, подлежащих капитальному ремонту в 2018 году, в который включен жилой дом № по ул. <адрес>.

Заинтересованные лица представитель ООО «Витаминка +», Авдеева В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом.


1


Cуд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в силу п. 6 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичная норма содержится в статьях 2 и 14 ЖК РФ, предусматривающих обязанности органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище и контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации ( далее – Положение).

В соответствии с п. 7 данного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требования и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и выдачу органом власти соответствующего распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Во исполнение п. 7 Положения на территории Нижнетуринского городского округа постановлением главы Нижнетуринского городского округа от 13.09.2007 года № 1011 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа» создана межведомственная постоянно действующая комиссия по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа, полномочия которой определены Положением о порядке работы межведомственной комиссии, утвержденным постановлением главы Нижнетуринского городского округа от 13.09.2007 года № 1011. (л.д.97-102).

Из материалов административного дела установлено, что административные истцы Васильев С.С., Васильева Т.А., Васильев В.С. являются собственниками на праве общей долевой собственности по ... доли квартиры № дома № по ул. <адрес>, Шитов С.А. собственник квартиры № дома № по ул. <адрес>, Елагина Н.А., Потапова А.В. собственники на праве общей долевой собственности по ... доли квартиры № дома № по ул. <адрес>, Островская Н.С., ФИО24 собственники на праве общей долевой собственности по ... доли квартиры № в доме № по ул. <адрес>, Джуманова Е.С., Джуманова С.С.,ФИО2, ФИО1 собственники на праве общей долевой собственности по ... доли квартиры № в доме № по ул. <адрес>.

04.04.2016 года административные истцы направили коллективное обращение в адрес администрации Нижнетуринского городского округа о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. (л.д. 10-11).

На указанное заявление 12.04.2016 года в адрес заявителей главой Нижнетуринского городского округа направлен письменный ответ с разъяснением о предоставлении необходимых документов: правоустанавливающих документов, план жилого помещения и технический паспорт ( л.д. 12)

14.04.2016 года в адрес администрации Нижнетуринского городского округа направлено дополнительное коллективное обращение жильцов дома <адрес> о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также о признании жилых помещений (квартир) пригодных ( непригодных) для дальнейшего проживания. На которое 25.05.2016 года в адрес заявителей был направлен письменный ответ первого заместителя главы администрации Нижнетуринского городского округа из которого следовало, что дом эксплуатируется менее нормативного срока 150 лет - всего 63, с указанием проведения капитального ремонта в различные периоды времени, а также о включении дома в реестр домов, поставленных на капитальный ремонт на 2018 год, с указанием на необходимость собственников квартир предоставить в межведомственную комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование жилых помещений, писем, жалоб на неудовлетворительные условия проживания (л.д. 13).

Также, 12.04.2016 года административными истцами в адрес межведомственной комиссии были направлены индивидуальные заявления о проведении обследования жилых помещений на предмет пригодности ( непригодности) для проживания, которые оставлены межведомственной комиссией без рассмотрения.

Заявители, не согласившись с указанными ответами 01.06.2016 года и 05.09.2016 года обратились с коллективным заявлением о проведении проверки в прокуратуру города Нижней Туры, по результатам которой 28 сентября 2016 года были выявлены нарушения жилищных прав граждан, непосредственно по обращениям девяти граждан – собственников квартир дома № по ул. <адрес> о признании жилых помещений пригодными ( непригодными) для проживания, выразившиеся в непринятии мер в соответствии с п. п. 45,46,47 Положением № 47, а именно в не рассмотрении надлежащим образом указанных заявлений, не обследовании жилых помещений, не принятие соответствующих заключений и не сообщении о результатах обследования жилых помещений заявителям. По итогам проверки в адрес главы администрации Нижнетуринского городского округа прокурором города Н-Туры 28.09.2016 г. внесено представление об устранении выявленных нарушений в месячный срок (л.д.70-72).

Кроме того, по результатам проверки прокуратурой города Нижняя Тура факта обращения заявителей – жильцов дома № <адрес> в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не выявлено.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки прокуратуры, представленными суду для обозрения.

По результатам рассмотрения представления прокурора г. Н-Тура, межведомственной комиссией в адрес всех заявителей вновь направлены письменные ответы от 24.10.2016 года в которых предлагалось в соответствии с п. 45 Постановления Правительства № 47 предоставить в комиссию : заявление о признании жилого помещения пригодным ( непригодным) для проживания, правоустанавливающие документы, заключение проектно - изыскательной организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а также заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Суд, рассматривая требование административных истцов о признании бездействия межведомственной комиссии в части принятия и рассмотрения коллективного обращения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведения обследования жилого дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятия решения в соответствии с п. 47 Положения приходит к выводу о том, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 45 Постановления Правительства РФ № 47,для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что коллективное заявление от 04.04.2016 года и 14.04.2016 года было направлено в адрес администрации Нижнетуринского городского округа, к заявлениям собственниками квартир дома № <адрес> не был приложен весь необходимый пакет документов перечисленный в п. 45 Положения, а именно заключение специализированной организации, проводившей обследование жилого дома. Кроме того, после направления ответа главой администрации Нижнетуринского городского округа от 12.04.2016 г. и 25.05.2016 года о необходимости направления заявления в межведомственную комиссию с приложением необходимого пакета документов, заключения специализированной организации, до настоящего времени от жильцов дома такого заявления не поступило. Данное обстоятельство подтверждается и материалами проверки, проведенной прокуратурой г. Н-Туры, по результатам которой в адрес заявителей был направлен письменный ответ с разъяснением порядка обращения с заявлением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п. 45 Положения (л.д. 19-20).

Рассматривая требование административных истцов в части признания незаконным бездействие межведомственной комиссии в части ненадлежащего рассмотрения обращений граждан от 12.04.2016 г., а именно заявлений собственников квартир дома № <адрес> от 12.04.2016г. о проведении оценки соответствия жилых помещений и признания их пригодными ( непригодными) для дальнейшего проживания, непринятия надлежащего решения комиссией в соответствии с требованиями Положения, с надлежащим уведомлением собственников о работе комиссии, о заседаниях межведомственной комиссии по указанным вопросам, имеющих право совещательного голоса, с возложением обязанности на административного ответчика по восстановлению нарушенных прав собственников жилых помещений, суд находит данное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абз.5 п.7 Положения, собственник жилого помещения ( уполномоченное лицо) привлекается к работе комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

п.43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

п.44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В судебном заседании установлено, что 12.04.2016г. собственниками квартир дома № <адрес> в адрес межведомственной комиссии были поданы заявления о признании жилых помещений пригодными ( непригодными ) для проживания и о проведении обследования жилых помещений, которые 12.05.2016 года на заседании комиссии были оставлены без рассмотрения ввиду того, что заявителями не представлен необходимый пакет документов, предусмотренный п. 45 Положения и невозможностью их истребовать межведомственной комиссией, о чем свидетельствует представленный представителем административного ответчика – Митяшовой О.А. протокол заседания межведомственной комиссии от 12.05.2016 года. О чем собственники квартир не уведомлялись, какие либо письменные ответы в их адрес в установленный срок комиссией не направлялись, на заседании межведомственной комиссии собственники не присутствовали о дате и времени заседания не извещались.

24.10.2016 года председателем межведомственной комиссии в адрес собственников квартир направлен письменный ответ из которого следует, что собственникам квартир для принятия решения необходимо предоставить в межведомственную комиссию вновь : заявления о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, с приложением правоустанавливающих документов, с приложением заключения проектно - изыскательной организации, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а также заявления, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

До настоящего времени заявления собственников квартир дома № <адрес> о признании жилых помещений пригодными ( непригодными ) для проживания остаются нерассмотренными межведомственной комиссией в установленном законом порядке, в соответствии с п. п. 7, 42, 44, 46,47 Положения, а именно по указанным заявлениям собственников не созывалась межведомственная комиссия для работы по рассмотрению указанного вопроса, о созыве межведомственной комиссии не уведомлялись собственники квартир, имеющие право на участие в работе комиссии и право совещательного голоса, не проводилось надлежащим образом оценка соответствия жилых помещений для дальнейшего принятия решения вопроса о пригодности ( непригодности) жилых помещений для проживания, обследования жилых помещений с привлечение специалистов, экспертов, комиссией не принималось итогового решения в виде заключения, предусмотренного п.47 Положения по установленной форме.

Установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствуют о бездействии межведомственной комиссии в работе по заявлениям собственников квартир дома № <адрес> о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, поскольку со стороны межведомственной комиссии не проводится надлежащим образом действий по принятию и рассмотрению заявлений собственников в соответствии с требованием Положения, а требование межведомственной комиссии о необходимости предоставления собственниками квартир для решения данного вопроса заключения специализированной организации, заключения проектно-изыскательной организации противоречит положениям п.п.42, 44 Положения.

Кроме того, 29.11.2016 года межведомственной комиссией в составе 5 членов комиссии, во исполнение представления прокурора, проводилось обследование жилых помещений, квартир дома № <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания, о чем суду представлены акты обследований от 29.11.2016 года уже в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела.

Вместе с тем, суд не может признать данные действия межведомственной комиссии по оценке соответствия жилых помещений и признания их пригодными ( непригодными) для проживания надлежащими, поскольку с ними не ознакомлены заявители – собственники квартир, собственники квартир о проведении обследования надлежащим образом не были уведомлены, не имели возможности все присутствовать при обследовании, а следовательно права собственников жилых помещений нарушены.

Согласно п. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Таким образом, суд частично удовлетворяя требования административного иска считает возможным, руководствуясь положением п. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установить срок исполнения решения 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и обоснованным, кроме того, данный срок предусмотрен и Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Васильева ..., Васильевой ..., Васильева ..., Джумановой ... Джумановой ..., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО25, Островской ..., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО26, Потаповой ..., Елагиной ..., Шитова ... к межведомственной постоянно действующей комиссии по признанию помещения при годным (непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа», о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей - удовлетворить частично.

Признать бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения пригодным ( непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа», незаконным.

Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения пригодным ( непригодным) для проживания на территории Нижнетуринского городского округа», рассмотреть по существу заявления собственников жилых помещений – квартир № в доме № по ул. <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями п. п. 7,42,44,47 Постановления правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В удовлетворении в остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нижнетуринский городской суд Свердловской области.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 07 апреля2017 года.

Судья: Вахрамова Н.С.