ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-650/2023 от 20.09.2023 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Дело

УИД 62RS0

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 20 сентября 2023 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Хохловой М.С.,

при секретаре судебного заседания Юсовой Ю.В.,

с участием: представителя административного ответчика – администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А.,

представителя заинтересованного лица - Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Исаниной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело а по административному исковому заявлению Акободжаняна К.В. к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о признании незаконным решения,

установил:

Акобджанян К.В. обратился в суд с административным иском к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, в котором просит:

1) признать незаконным решение администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об отказе в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка без предоставления и установления сервитутов, содержащееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ;

2) обязать администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с представленным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ выдать ему, разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , цель использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сроком использования земельного участка – 5 лет в течение 25-ти рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , цель использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в соответствии с ранее приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ. Срок использования земельного участка – 5 лет. Рассмотрев его заявление, администрация Касимовского муниципального района Рязанской области направила в его адрес отказ в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка без предоставления и установления сервитутов, содержащийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Причинами отказа административным ответчиком указано, что на основании заключения сектора архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Р-3 «Зона защитных зеленых насаждений». Согласно Правилам землепользования и застройки МО – Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, заявленный вид использования отсутствует в данной территориальной зоне. Также административный ответчик сообщает, что испрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода автодороги ОП МЗ 61Н-170 «Касимов-Земское-Булгаково-Вырково-Мимишкино», которая находится в оперативном управлении ГБУ РО «Дирекция дорог Рязанской области». Ширина придорожной полосы данной автодороги составляет 50 м.. Считает, что данный отказ противоречит нормам законодательства РФ и Постановлению Правительства Рязанской области, нарушает его законные права и интересы. Решение содержит два основания об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов. Указанные основания отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов не предусмотрены действующим законодательством. Принятое административным ответчиком решение об отказе не содержит ни одного довода, указывающего на невозможность использовать земельный участок под испрашиваемую цель, не содержит ссылки на запрещающие нормативно-правовые акты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», администрация МО - Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо администрация МО - Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области заменено на администрацию МО - Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области.

Административный истец Акобджанян К.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом; заявлением просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика – администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродина С.А. в судебном заседании не согласилась с заявленным административным иском, пояснив, что администрацией Касимовского муниципального района правомерно отказано Акобджаняну К.В. в выдаче разрешения на использование земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , без предоставления и установления сервитутов. Решение об отказе было принято на основании п.п. «а» и «п» п. 9 Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута». Также пояснила, что в данном отказе не содержатся ссылки на нормы действующего законодательства, на основании которых был вынесен данный отказ; также в указанном документе допущена ошибка в наименовании сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок – Булгаковское сельское поселение вместо Лощининского сельского поселения Касимовского района Рязанской области.

Представитель заинтересованного лица - Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Исанина Т.А. в судебном заседании также не согласилась с заявленным административным иском, поддержала мнение представителя административного ответчика.

Представители заинтересованных лиц: ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», Администрации МО - Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» поступил отзыв, согласно которому автомобильная дорога «Касимов-Земское-Булгаково-Вырково-Ярыгино-Мимишкино» с идентификационным номером 61ОП МЗ 61Н-170 в Касимовском районе Рязанской области является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Рязанской области и в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р (п. 227) в оперативном управлении ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области». В случае использования гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для разрешенных видов деятельности, данные лица должны согласовать использование земельного участка с собственником автомобильной дороги. Заявленный Акобджаняном К.В. вид деятельности в полосе отвода автомобильных дорог не является разрешенным. С заявлением на присоединение какого-либо дорожного сервиса к существующей автомобильной дороге административный истец в Учреждение не обращался. Просят в административном иске отказать в полном объеме.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для признания решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, исходя из положений приведенной нормы закона, только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.

Материалами дела установлено, что обжалуемый Акобджаняном К.В. отказ имел место ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском Акобджанян К.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что установленный ст. 219 КАС РФ срок административным истцом не пропущен.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Акобджаняном К.В. в адрес и.о. главы администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Куницына В.В. подано заявление, согласно которому просит выдать разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , цель использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в соответствии с ранее приложенной схемой границ.

В Схеме границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, указано описание границ земельного участка: точка 1, длина линии 1,41, координаты

ДД.ММ.ГГГГ Управление муниципального имущества и земельных отношении администрации Касимовского муниципального района Рязанской области обратилось в Сектор архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района с заявлением о выдаче заключения о возможности предоставления истребуемого Акобджаняном К.В. земельного участка для указанных им целей.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Сектора архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района Прошиной Т.Н. на указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение , согласно которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО – Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, утвержденными решением Думы Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-VСД, земельный участок, площадью 4548,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне Р-3 «Зона защитных зеленых насаждений». Зона выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков, используемых и предназначенных для озеленения сел, поселков, полезащитных и водоохранных лесонасаждений по берегам водоемов, каналов, санитарно-защитного озеленения, укрепления деревьями и кустарниками земляных плотин и водосливных сооружений. Вспомогательными видами разрешенного использования являются: малые архитектурные формы, парковки, площадки для мусоросборников. Условно разрешенными видами использования являются общественные туалеты.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Касимовского муниципального района Рязанской области Акобджаняну К.В. было отказано в выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута, в связи с тем, что на основании заключения сектора архитектуры и градостроительства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, испрашиваемый земельный участок, площадью 4548,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый квартал , находится в территориальной зоне Р-3 «Зона защитных зеленых насаждений». Согласно Правилам землепользования и застройки МО – Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, заявленный вид использования отсутствует в данной территориальной зоне. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода автодороги ОП МЗ 61Н-170 «Касимов-Земское-Булгаково-Вырково-Мимишкино», которая находится в оперативном управлении ГБУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», ширина придорожной полосы данной автодороги составляет 50 метров (ответ администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что испрашиваемый Акобджаняном К.В. земельный участок находится на территории МО – Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, относится к территориальной зоне Р-3 - «Зона защитных зеленых насаждений, лесонасаждений», относящейся к Рекреационным зонам. Данная зона выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков, используемых и предназначенных для озеленения сел, поселков, полезащитные и водоохранные лесонасаждения по берегам водоемов, каналов, санитарно-защитное озеленение, укрепление деревьями и кустарниками земляных плотин и водосливных сооружений. К Видам разрешенного использования земельных участков относятся: основные виды разрешенного использования – санитарно-защитное озеленение, водоохранные лесонасаждения, полезащитные лесонасаждения; вспомогательные виды разрешенного использования: малые архитектурные формы, парковки, площадки для мусоросборников; условно разрешенные виды использования: общественные туалеты. Установлен минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство в 1 м. Предельные минимальный и максимальный размеры земельного участка, предельные минимальная и максимальная площади земельного участка, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений и максимальный процент застройки в границах земельного участка не подлежат установлению.

Таким образом, заявленный Акобджаняном К.В. вид деятельности – пункты приема вторичного сырья не является разрешенным для территориальной «Зоны защитных зеленых насаждений, лесонасаждений».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что испрашиваемый Акобджаняном К.В. земельный участок также расположен в полосе отвода автодороги 61ОП МЗ 61Н-170 «Касимов-Земское-Булгаково-Вырково-Мимишкино», которая является автодорогой общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Рязанской области и в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р (п. 227) в оперативном управлении ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области».

В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

Частью 8 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Установлено, что заявленный Акобджаняном К.В. вид деятельности – пункты приема вторичного сырья не является разрешенным в полосе отвода автомобильных дорог. Также установлено, что с заявлением на присоединение какого-либо дорожного сервиса к существующей автомобильной дороге административный истец в ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» не обращался.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, входят, в частности, пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 22 Перечня).

Согласно ч. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года; 2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции; 3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии; 4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока; 5) в целях возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком; 6) в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.

В соответствии с ч. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу (ч. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности»).

В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил (ч. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности»).

Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута», данное Положение устанавливает порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», на территории Рязанской области (п. 1).

Объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута (далее - Разрешение), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом Рязанской области или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Уполномоченный орган).

Разрешение оформляется решением Уполномоченного органа о разрешении на использование земель или земельного участка для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитутов, публичного сервитута по форме согласно приложению к настоящему Положению (п. 2).

Объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута при условии, что:

- размещение Объекта(ов) в испрашиваемых границах допускается действующим законодательством;

- земельный участок или его часть, на использование которого испрашивается Разрешение:

не предоставлен в аренду или постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование или не используется на основании соглашения об установлении сервитутов, решения об установлении публичного сервитута;

не предоставлен в запрашиваемых границах для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута;

- Объект(ы), на размещение которого испрашивается Разрешение, предусмотрен перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Забродина С.А. оспариваемое решение было вынесено на основании п. «а» и «п» Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. «а» и «п» п. 9 Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в выдаче Разрешения принимается в случае, если: действующим законодательством не допускается размещение Объекта(ов) в испрашиваемых границах; размещение Объектов не соответствует нормам и правилам их размещения, установленным правилами благоустройства территории муниципального образования Рязанской области.

При этом, согласно пункту 10 указанного Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, в решении об отказе в выдаче Разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящего Положения.

В решении об отказе в выдаче Разрешения, принятом на основании подпункта «а» пункта 9 настоящего Положения, указывается норма действующего законодательства, в соответствии с которой размещение Объекта(ов) не допускается. В случае, если решение об отказе в выдаче Разрешения принято на основании подпункта «п» пункта 9 настоящего Положения, в таком решении указывается норма, предусмотренная правилами благоустройства территории муниципального образования Рязанской области, которая не будет соблюдена при размещении Объекта(ов).

Оспариваемое Акобджаняном К.В. решение администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об отказе в выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута, в нарушение п. 2 указанного выше Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ), вынесено в виде ответа от ДД.ММ.ГГГГ на обращение административного истца.

Данный ответ в нарушение п. 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (утв. Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ), не содержит указания на основание отказа, предусмотренное пунктом 9 данного Положения, а также указание на норму действующего законодательства, в соответствии с которой размещение Объекта(ов) не допускается, и норму, предусмотренную правилами благоустройства территории муниципального образования Рязанской области, которая не будет соблюдена при размещении Объекта(ов).

Кроме того, в данном ответе содержится указание на то, что испрашиваемый Акобджаняном К.В. земельный участок находится на территории МО – Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, в то время, как испрашиваемый земельный участок находится на территории МО – Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.

Также в данном ответе содержится указание на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода автодороги № 61 ОП МЗ 61Н-170 «Касимов-Земское-Булгаково-Вырково-Мимишкино», которая находится в оперативном управлении ГБУ РО «Дирекция дорог Рязанской области». При этом, если земельный участок находится в границах полосы отвода автомобильной дороги, то размещение объектов, относящих к объектам дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов, при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Сведений об обращении Акобджаняна К.В. к владельцу указанной выше автодороги, равно, как и ответа на данное обращение административного истца, материалы административного дела, материалы обращения Акобджаняна К.В. в администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области не содержат.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , нельзя признать законным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227, п. 3 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судом установлена незаконность оспариваемого отказа, на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Акобджаняна К.В..

Оценивая довод административного истца об обязании администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с представленным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ выдать ему, разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , цель использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сроком использования земельного участка – 5 лет в течение 25-ти рабочих дней с момента вступления в силу решения, суд приходит к следующему.

В силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд вправе указать на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Акободжаняна К.В. (<данные изъяты>, выдан Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>) к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области ) о признании незаконным решения, - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал

Возложить на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области обязанность в установленный законодательством срок повторно рассмотреть заявление Акобджаняна К.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административных исковых требований Акобджаняна К.В. об обязании администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с представленным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ выдать ему, разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитутов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 4548,3 кв.м., кадастровый квартал , цель использования – пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сроком использования земельного участка – 5 лет в течение 25-ти рабочих дней с момента вступления в силу решения, - отказать.

Настоящее решение в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд.

Судья М.С. Хохлова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.С. Хохлова