ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-651/2017 от 17.05.2017 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-651/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2017 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,

при секретаре Ершовой И.П.,

с участием представителя административного истца старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашова Р.С.,

представителя административного ответчика Смирновой М.С.,

представителей заинтересованных лиц Роменского А.В., Евтюшкина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству (далее по тексту – Комитет) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке.

Административные исковые требования мотивированы следующим.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки по рассмотрению обращения гражданина установлено, что на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы, а именно в выделах 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества имеется участок ветровала площадью 13 га.

Рассматриваемый участок лесного фонда в аренду не передан.

Специалистами ОГКУ «Шуйское лесничество» по результатам лесопатологического обследования на поврежденном участке назначено санитарно-оздоровительное мероприятие по уборке ветровала на площади 13,1 га.

Первоначально проведение данного мероприятия запланировано на 2015 год.

В дальнейшем ОГКУ «Шуйское лесничество» проведено повторное обследование указанных лесных участков и выявлены поврежденные и погибшие насаждения в выделах 6, 7 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества. По результатам обследования внесены изменения в первоначальные назначения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Учитывая, что выделы 6 и 7 наиболее повреждены ветровалом и представляют наибольшую опасность в противопожарном отношении, Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству дано положительное заключение от 25 июля 2016 года № 16-лп на проведение сплошных санитарных рубок в выделах 6, 7 квартал 5 СПК КЛХ «Центральный» на площади 5,6 га.

В качестве первого этапа разработки ветровала с АГУ ИО «Центр охраны лесов Ивановской области» заключены договоры купли-продажи лесных насаждений от 23 января 2017 года №№ 1, 2, 3-шср на проведение сплошной санитарной рубки в выделе 6, квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» на общей площади 1,5 га. По завершению разработки указанных в договорах участков санитарно-оздоровительные мероприятия будут проводиться в выделе 7 данного квартала.

По информации Комитета от 10 марта 2017 года инструментальное лесопатологическое обследование и назначение санитарно-оздоровительных мероприятий в выделах 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества до настоящего времени не проведено.

Как установлено в ходе проверочных мероприятий, Комитетом принимались первоначальные меры по организации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по уборке ветровалов в районе деревни Студенцы Шуйского района Ивановской области, однако их нельзя признать достаточными.

Так, с момента проведения лесопатологического обследования прошло более 1,5 лет, однако реальные работы по уборке ветровала до настоящего времени не проведены, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер Комитетом.

По фактам выявленных нарушений в адрес председателя Комитета прокуратурой 23 сентября 2016 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого согласно ответам Комитета от 26 октября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 25 января 2017 года, 10 марта 2017 года необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы, а именно в выделах 6, 7, 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества до настоящего времени не проведены.

Административный истец просит суд

признать незаконным бездействие Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по непринятию мер по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 6, 7, 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества;

обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в срок до 31 декабря 2017 года организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 6, 7 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества в соответствии с актами проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка от 10 июня 2016 года;

обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в срок до 31 декабря 2017 года организовать и обеспечить проведение инструментального лесопатологического обследования и назначенных в соответствии с ним санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 8, 10, 11 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашов Р.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить. Суду дополнительно пояснил, что санитарно-оздоровительные мероприятия административным ответчиком выполняются, но не в полном объеме. Основная причина этого – недостаток финансирования. Кроме того, необходимо учесть особенности расположения местности, данный лесной квартал сильно заболочен, и проведение указанных санитарно-оздоровительные мероприятия возможно лишь зимой при максимально низких температурах.

Представитель административного ответчика Комитету Ивановской области по лесному хозяйству Смирнова М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора признала в полном объеме, о чем представила суду соответствующее заявление, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Представители заинтересованных лиц Автономного государственного учреждения Ивановской области «Центр по охране лесов Ивановской области» Роменский А.В., действующий на основании доверенности, и Областного государственного казенного учреждения «Шуйское лесничество» Евтюшкин А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора поддержали в полном объеме, считают их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой по рассмотрению обращения гражданина проведена проверка деятельности Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по соблюдению требований по защите лесов.

В ходе проверки установлено, что на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы, а именно в выделах 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества имеется участок ветровала площадью 13 га.

Рассматриваемый участок лесного фонда в аренду не передан.

Специалистами ОГКУ «Шуйское лесничество» по результатам лесопатологического обследования на поврежденном участке назначено санитарно-оздоровительное мероприятие по уборке ветровала на площади 13,1 га.

Первоначально проведение данного мероприятия запланировано на 2015 год.

В дальнейшем ОГКУ «Шуйское лесничество» проведено повторное обследование указанных лесных участков и выявлены поврежденные и погибшие насаждения в выделах 6, 7 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества. По результатам обследования внесены изменения в первоначальные назначения санитарно-оздоровительных мероприятий.

Учитывая, что выделы 6 и 7 наиболее повреждены ветровалом и представляют наибольшую опасность в противопожарном отношении Комитетом дано положительное заключение от 25 июля 2016 года № 16-лп на проведение сплошных санитарных рубок в выделах 6, 7 квартал 5 СПК КЛХ «Центральный» на площади 5,6 га.

В качестве первого этапа разработки ветровала с АГУ ИО «Центр охраны лесов Ивановской области» заключены договоры купли-продажи лесных насаждений от 23 января 2017 года №№ 1, 2, 3-шср на проведение сплошной санитарной рубки в выделе 6, квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» на общей площади 1,5 га. По завершению разработки указанных в договорах участков санитарно-оздоровительные мероприятия будут проводиться в выделе 7 данного квартала.

По информации Комитета от 10 марта 2017 года инструментальное лесопатологическое обследование и назначение санитарно-оздоровительных мероприятий в выделах 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества до настоящего времени не проведено.

В соответствии со ст. 42. Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 Лесного кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к которым относятся, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.

Вопросы использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным и лесным законодательством Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе не допускать загрязнение, захламление, деградацию почв на землях соответствующих категорий, осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Из смысла ст. 55 Лесного кодекса РФ следует, что очистка лесов от захламления и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах и является одним из видов санитарно-оздоровительных мероприятий.

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414 утверждены правила санитарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила).

В соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Пунктом 28 Правил установлены виды санитарно-оздоровительных мероприятий, к которым относятся:

- вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений;

- очистка лесов от захламления;

- очистка лесов от загрязнения и иного негативного воздействия.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного Кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; организация использования лесов, их охрана, защита; воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 07 ноября 2012 года № 441-п, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление, и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.

Согласно п. 2.2.3. Положения Комитет организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Как установлено в ходе проверочных мероприятий, Комитетом принимались первоначальные меры по организации проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по уборке ветровалов в районе деревни Студенцы Шуйского района Ивановской области, однако их нельзя признать достаточными.

Так, с момента проведения лесопатологического обследования прошло более 1,5 лет, однако реальные работы по уборке ветровала до настоящего времени не проведены, что свидетельствует о недостаточности принимаемых мер Комитетом.

По фактам выявленных нарушений в адрес председателя Комитета прокуратурой 23 сентября 2016 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого согласно ответам Комитета от 26 октября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 25 января 2017 года, 10 марта 2017 года необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы, а именно в выделах 6, 7, 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества до настоящего времени не проведены.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с п. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (утв. постановлением Правительства РФ N 837 от 29 декабря 2006 года), предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Рослесхозу на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе на исполнение полномочий по охране лесов.

Согласно п. п. 12-15 Правил санитарной безопасности в лесах сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.

Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее – заинтересованные органы).

Заинтересованные органы при получении информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния лесных насаждений.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

В соответствии с п. 30 Правил при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.

Вопросы пожарной безопасности в лесах урегулированы Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»).

Поскольку земельный участок, на котором необходимо проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, находится в федеральной собственности, управление им и его охрана, в том числе принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения, относятся к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти – Комитета Ивановской области по лесному хозяйству.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2.1 Устава ОГКУ «Шуйское лесничество», утв. приказом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 17 апреля 2015 года № 86, целью деятельности Лесничества является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, а также участие в реализации отдельных полномочий Ивановской области в области лесных отношений, переданных Ивановской области, на территории Шуйского и Савинского муниципальных районов Ивановской области.

Согласно п. 2.1 Устава АГУ ИО «Центр по охране лесов Ивановской области», утв. приказом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 11 декабря 2014 года № 168, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации переданных субъекту Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по предупреждению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушению лесных пожаров на землях лесного фонда и осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.

Таким образом, непринятие Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству мер, направленных на очистку захламленной территории гослесфонда может повлечь деградацию экологической системы участков лесного фонда, гибель растений и животных, заражение опасными бактериями флоры и фауны окружающей среды, является условием препятствующим использованию гражданами лесных участков, на которых размещены опасные отходы, так как это создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, нарушает их права на благоприятную окружающую среду.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Смирновой М.С., поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст.ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по непринятию мер по организации и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 6, 7, 8, 10, 11, 17 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества.

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в срок до 31 декабря 2017 года организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 6, 7 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества в соответствии с актами проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка от 10 июня 2016 года.

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству в срок до 31 декабря 2017 года организовать и обеспечить проведение инструментального лесопатологического обследования и назначенных в соответствии с ним санитарно-оздоровительных мероприятий на территории земель лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» в районе деревни Студенцы в выделах 8, 10, 11 квартала 5 СПК КЛХ «Центральный» Шуйского сельского участкового лесничества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Малетина К.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года.

Согласовано.

Судья: К.Ю. Малетина