ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6525/2023 от 09.10.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-6525/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 19 октября 2023 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре судебного заседания Бурлаковой Е.Р.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Гилева И.А.,

представителя административного ответчика Саблиной Н.С.,

представителя заинтересованного лица Хамьянова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 24 месяцев со дня вступлении решения в законную силу подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи и соответствующие материалы передать в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 24 месяцев со дня вступлении решения в законную силу подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка: Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; - Тимоновские ключи; - Озеро Карымское; - Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; - Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; - Урочище "Утюги" в долине реки Авача; - Озеро вокруг вулкана Бакенинг; - Озеро Костакан; - Голубые озера; - Гора Зайкин Мыс; - Гора Бабий Камень; - Бассейн реки Овражья; - Кальдера вулкана Горелый; - Сопка Горячая; - Толмачевские водопады; - Нижние-Опалинские минеральные источники; - Ключ Карымайский; - Река Озерная-Толбачик; - Яр Генералка на реке Камчатка; - Урочище Тумроки; - Урочище Река Николка; - Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; - Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; - Озеро Каповое (Подсопочное); - Вулкан Хангар; - Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; - Остров Богослова; - Мыс Витгенштейна; - Остров Кекур Витгенштейна; - Бухта Анастасии; - Мыс Грозный; - Остров Верхотурова; - Река Белая; -Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; - Остров Добржанского; - Паланские Пороги; - Точилинский разрез; - Остров Скала; - Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; - Аметисты в устье реки Шаманка; - Мыс Кинкильский (аметисты); - Мыс Зубчатый; - Мыс Южный; - Остров Птичий; - Остров Маньчжур; - Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; - Дранкинские горячие ключи и соответствующие материалы передать в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения.

В обоснование указав, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, выразившееся в отсутствии охранных зон природных парков и памятников природы Камчатского края.

Согласно уточнения к административному иску от 04 октября 2023 года, заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора просил признать незаконным бездействие, возложить обязанность в течение 24 месяцев со дня вступлении решения в законную силу подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи; Озеро Илиргитгын; Озеро Потатгытгын и соответствующие материалы передать в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения.

Представитель административного истца Гилев И.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, исключив из перечня объектов, указанных в просительной части, следующие памятники природы: Тимоновские ключи, Кальдера вулкана Горелый, Озеро Илиргитгын, Озеро Потатгытгын, Озеро Костакан, Остров Богослова, Остров Кекур Витгенштейна, Остров Верхотурова, Остров Добржанского, Остров Скала, Остров Птичий, остров Маньчжур.

Определением от 25 сентября 2023 года к участию в деле привлечен административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, заинтересованное лицо Правительство Камчатского края.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Саблина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, при этом согласилась с требованиями административного иска в части памятников природы: Голубые озера, Гора Зайкин Мыс, Гора Бабий Камень, Урочище "Утюги" в долине реки Авача. Пояснила, что в случае удовлетворения требований административного иска, полагает разумным установление срока исполнения решения 36 месяцев. Поддержала письменный отзыв, согласно которому за период 2017-2022 гг. в Министерство от Межведомственной рабочей группы поступило 2 рекомендации о создании охранных зон двух памятников природы, которые и были созданы: постановление Губернатора Камчатского края от 26.10.2018 № 90 "О создании охранной зоны памятника природы регионального значения "Оганчинские минеральные источники" и постановление Губернатора Камчатского края от 07.11.2018 № 98 "О создании охранной зоны памятника природы "Горный массив Вачкажец". Кроме того, КГБУ "Природный парк "Вулканы Камчатки" проведена предварительная оценка наличия неблагоприятных антропогенных воздействий на сопредельных с природным парком "Южно-Камчатский" земельных участках и водных объектах. По итогам оценки принято решение о создании охранной зоны природного парка "Южно-Камчатский". В связи с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 05.09.2022 N Пр-1626 природные парки регионального значения "Ключевской" и "Южно-Камчатский" будут преобразованы в национальный парк "Вулканы Камчатки" федерального значения, поэтому работы по созданию охранной зоны природного парка "Южно-Камчатский" на региональном уровне остановлены. ООПТ Камчатского края созданы преимущественно на землях лесного фонда, промышленные, транспортные и иные объекты, месторождения полезных ископаемых, линейные объекты и инженерные коммуникаций в их границах и на сопредельных территориях отсутствуют. Более того, ООПТ (36 памятников природы), расположенные в труднодоступных и малонаселенных районах Камчатского края, особенно в Корякском округе, где отсутствуют не только дороги, но и населенные пункты и любая промышленность, не подвержены неблагоприятному антропогенному воздействию в силу его отсутствия. Часть ООПТ находится в границах других ООПТ, Министерством проводится поэтапная работа по их ликвидации. Соответственно, создание охранных зон для указанных ООПТ представляется нецелесообразным. В соответствии с пунктом 29 Правил в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы природного парка или памятника природы. При этом Правилами критерии для установления охранных зон ООПТ, включая перечень ограничений использования земельных участков, перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте, до настоящего времени не утверждены. Так как федеральное законодательство не содержит перечень возможных видов хозяйственной деятельности, которые разрешено осуществлять на земельных участках в границах охранных зон ООПТ, можно сделать вывод о том, что осуществление определенного вида хозяйственной деятельности регламентируется региональным законодательством, принятым в развитие действующих положений об отдельных видах ООПТ, а также по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Доводы административного истца о том, что неподготовка Министерством материалов для принятия решений об установлении охранных зон ряда ООПТ нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, а также затрагивает интересы Российской Федерации в связи с нарушением установленного федеральным законодательством порядка организации, создания и использования ООПТ, не основаны на нормах действующего законодательства в области охраны и использования, в том числе создания ООПТ и их охранных зон. При этом, истцом не указаны правовые последствия неподготовки вышеуказанных материалов. С учетом отсутствия прямой обязанности субъектов Российской Федерации по созданию охранных зон ООПТ, отсутствия неблагоприятных антропогенных воздействий на сопредельных с ООПТ земельных участках и водных объектах, специфики (целей) создания каждой ООПТ, а также факта установления ограничений в использовании всех земельных участков, вне зависимости от вида их разрешенного использования, включая земельные участки, градостроительные регламенты для которых не устанавливаются или на которые их действие не распространяется. Также указала, что часть памятников природы, указанных в административном исковом заявлении находится в границах других: ООПТ Паланские пороги" входит в состав государственного природного заказника регионального значения "Озеро Паланское", "Северный и Южный прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг." находится на территории природного парка "Ключевской", "Озеро вокруг вулкана Бакенин" входит в состав заказника "Тимоновский", "Дол Козыревской сухой речки на западном шлейфе сопки Плоской" находится на территории природного парка "Ключевской". Министерством проводится поэтапная работа по их ликвидации. Соответственно, создание охранных зон для указанных ООПТ не целесообразно. Создание охранных зон ООПТ, расположенных в акватории водных объектов и в территориальных водах Российской Федерации не представляется возможным в силу отсутствия у субъектов Российской Федерации полномочий на введение там какого-либо регулирования. К таким ООПТ относятся следующие памятники природы: "Мыс Витгенштейна", "Бухта Анастасии", "Мыс Грозный", "Точилинский разрез", "Мыс Кинкильский", "Мыс Зубчатый", "Мыс Южный", "Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский", Аметисты в устье реки Шаманка полезных ископаемых и инженерные коммуникаций в их границах и на сопредельных территориях, не подвержены неблагоприятному антропогенному воздействию, поэтому создание охранных зон данных ООПТ не требуется. Памятник природы "Толмачевские водопады", в связи со строительством каскада мини-ГЭС р. Толмачева, оказался без воды, поэтому необходима ликвидация данного ООПТ. С учетом вхождения в состав возможных охранных зон (даже при минимальной ширине) объектов недвижимости, земельных участков различных собственников и арендаторов их создание не представляется возможным на территории следующих ООПТ: памятник природы "Сопка Никольская" расположен на землях Петропавловск-Камчатского городского округа, граничит с режимными объектами мыса Сигнального, портовой инфраструктурой, площадью Ленина, зданием Правительства Камчатского края, драмтеатром; природный парк "Вилючинский" и памятник природы сопка Горячая граничит с инвестиционным проектом "Парк "Три вулкана", территория которого объединяет различные достопримечательности полуострова и позволяет развивать бальнеологический, горнолыжный, горный и круизный виды туризма, включает в себя различные объекты на сопке Горячая, вулканах Вилючинский и Мутновский, бухте Вилючинская; памятник природы "Урочище Тумроки" граничит с 3 земельными участками, кроме того на территории расположены некапитальные объекты недвижимости, находящиеся в собственности; памятник природы "Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача" граничит с земельным участком, находящимся в собственности. При введении каких-либо ограничений на использование сопредельных земельных участков в решении о создании охранной зоны должны быть указаны, в том числе, сведения о правообладателях зданий, сооружений, застройщиках, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением ЗОУИТ в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 57.1 ЗК РФ, а также срок наступления обязанности по возмещению убытков в соответствии со статьей 57.1 ЗК РФ. Для бюджета Камчатского края возмещение убытков собственникам земельных участков, равно как и снос инфраструктуры, при данных обстоятельствах представляется нецелесообразным и невозможным.

Представитель заинтересованного лица Хамьянов В.В. в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Федеральный закон №33-ФЗ), законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона №33-ФЗ).

В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: природные парки; памятники природы.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ).

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона №33-ФЗ, природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры (пункт 3 статьи 21 Федерального закона №33-ФЗ).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона №33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №33-ФЗ).

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории (пункт 10 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ).

Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт б пункта 11 статьи 2 Федерального закона №33-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 19 Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 21 Правил, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Устава Камчатского края от 04 декабря 2008 года, высшим должностным лицом Камчатского края является губернатор Камчатского края, а высшим исполнительным органом Камчатского края – Правительство Камчатского края.

Частью 2 статьи 5 Закона Камчатского края от 29 декабря 2014 года № 564 "Об особо охраняемых природных территориях в Камчатском крае" определено, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются губернатором Камчатского края на основании рекомендаций межведомственной рабочей группы по выработке решений по вопросам функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий Камчатского края, образованной нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Камчатского края, уполномоченного в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Камчатском крае. Указанные решения согласовываются с Законодательным Собранием Камчатского края и оформляются постановлениями губернатора Камчатского края.

Приказом Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края № 132-П от 23 августа 20019 года "О Межведомственной рабочей группе по выработке решений по вопросам функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Камчатском крае" утверждены состав и положение о Межведомственной рабочей группе (далее – Положение).

В силу подпункта "г" пункта 3 Положения, задачами Межведомственной рабочей группы является рассмотрение заявлений, содержащих материалы, обосновывающие установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий – охранных зон отдельных ООПТ регионального и федерального значения, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, поступивших от заинтересованных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и выработка советующих рекомендаций для последующего принятия решений уполномоченным органом.

Постановлением Правительства Камчатского края от 31 марта 2023 года № 182-П утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Положение №182-П).

Согласно пункту 1, подпункту 2.6 пункта 2, пункта 21 Положения №182-П, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, участвующим в проведении государственной политики, осуществляющим на территории Камчатского края выработку и реализацию региональной политики, нормативное правовое регулирование, контроль (надзор), предоставление государственных услуг и иные правоприменительные функции в соответствующей сфере деятельности. Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В рамках реализации своих полномочий, Министерство вправе вносить на рассмотрение губернатору Камчатского края и в Правительство Камчатского края проекты законов и иных правовых актов Камчатского края по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства.

Согласно пунктам 28.3, 28.7 Положения №182-П, Министерство природнны ресурсов и экологии Камчатского края осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Камчатского края на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является уполномоченным органом государственной власти, в компетенции которого находится подготовка материалов, обосновывающих установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий – охранных зон отдельных особо охраняемых природных территорий.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, выразившиеся в отсутствии охранных зон природных парков и памятников природы Камчатского края.

Нормативным правовым актами Камчатского края утверждены положения о природном парке и памятниках природы регионального значения: природный парк Вилючинский (постановление Правительства Камчатского края от 28 декабря 2022 года № 743-П); памятники природы: Сопка Никольская (постановление Правительства Камчатского края от 03 апреля 2020 года № 121-П); Озеро Карымское (постановление Правительства Камчатского края от 25 августа 2021 года № 376-П); Кратерное озеро вулкана Малый Семячик (постановление Правительства Камчатского края от 04 мая 2022 года № 232-П); Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача (постановление Правительства Камчатского края от 27 августа 2021 года № 382-П); Урочище "Утюги" в долине реки Авача (постановление Правительства Камчатского края от 27 августа 2021 года № 382-П); Озеро вокруг вулкана Бакенинг (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Голубые озера (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Гора Зайкин Мыс (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Гора Бабий Камень (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Бассейн реки Овражья (решение Совета народных депутатов от 11 марта 1990 года № 61); Сопка Горячая (постановление Правительства Камчатского края от 17 апреля 2020 года № 143-П); Толмачевские водопады (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Нижние-Опалинские минеральные источники (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Ключ Карымайский (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Река Озерная-Толбачик (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Яр Генералка на реке Камчатка (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Урочище Тумроки (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Урочище Реки Николка (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 № 170); Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг. (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Озеро Каповое (Подсопочное) (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Вулкан Хангар (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля (постановление Администрации Камчатской области от 12 мая 1998 года № 170); Мыс Витгенштейна (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Бухта Анастасии (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Мыс Грозный (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Река Белая (постановление Администрации Корякского автономного округа от 03 апреля 2002 года № 107); Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной (решение исполнительного комитета Камчатского областного Совета народных депутатов от 19 апреля 1980 года № 235); Паланские Пороги (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Точилинский разрез (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 09 января 1981 года № 9); Камчатская жемчужница на реке Белоголовая (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Аметисты в устье реки Шаманка (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Мыс Кинкильский (аметисты) (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 09 января 1981 года № 9); Мыс Зубчатый (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Мыс Южный (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский (решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Камчатской области от 28 декабря 1983 года № 562); Дранкинские горячие ключи (постановление Правительства Камчатского края от 02 июля 2019 года № 294-п).

Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой 12 мая 2021 года в адрес Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу от 21 мая 2021 года, доводы изложенные в представлении, не нашли своего подтверждения. Памятники природы, как и природные парки, расположенные в труднодоступных и нередко малонаселенных районах Камчатского края, особенно в Корякском округе, где отсутствуют не только коммуникации, но и любая промышленность, не подвержен неблагоприятному антропогенному воздействию в силу объективных причин.

Довод представителя административного ответчика о том, что памятники природы регионального значения "Паланские пороги", "Северный и Южный прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976гг.", Озера вокруг вулкана Бакенинг", "Дол Козыревской сухой речки на западном шлейфе сопки Плоской", находятся частично на территориях природных парков регионального значения, государственных природных заказников регионального значения, в связи с чем Министерством проводится поэтапная работа по их ликвидации, создание охранных зон для указанных объектов не является целесообразным, не подлежит удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения настоящего административного дела административными ответчиками не предоставлено доказательств ликвидации спорных памятников природы, вхождение их в территорию заказников является частичным, что не исключает неблагоприятного антропогенного воздействия на оставшейся части памятников природы.

Доводы представителя административного ответчика, что большинство памятников природы находится на труднодоступной территории, часть памятников расположена территориально одновременно на суше и в акватории, памятник природы "Сопка Никольская" расположена на территории городского округа, некоторые памятники природы являются скалистыми объектами, что по умолчанию исключает доступность для граждан, часть памятников природы является геологическими памятниками подлежат отклонению, поскольку основополагающим регулятором общественных отношений в области создания, регулирования и ликвидации охранных зон особо охраняемых природных территорий является Федеральный закон №33-ФЗ, который не содержит запрета установления охранных зон особо охраняемых природных территорий на объектах расположенных в труднодоступной для граждан местности или в пределах городских округов.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Пункт 17 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

Согласно пункту 9 вышеназванного Постановления Пленума, при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается, что на территории Камчатского края не обеспечено установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи и соответствующие материалы передать в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика, возложения на него обязанности подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить административный иск заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение 24 месяцев со дня вступлении решения в законную силу подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи и соответствующие материалы передать в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края выразившееся в неподготовке материалов, обосновывающих установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи и непередаче их в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края в течение 24 месяцев со дня вступлении решения в законную силу подготовить материалы, обосновывающие установление охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения: природного парка Вилючинский; памятников природы: Сопка Никольская; Озеро Карымское; Кратерное озеро вулкана Малый Семячик; Урочище "Аквариум" на реке Левая Авача; Урочище "Утюги" в долине реки Авача; Озеро вокруг вулкана Бакенинг; Голубые озера; Гора Зайкин Мыс; Гора Бабий Камень; Бассейн реки Овражья; Сопка Горячая; Толмачевские водопады; Нижние-Опалинские минеральные источники; Ключ Карымайский; Река Озерная-Толбачик; Яр Генералка на реке Камчатка; Урочище Тумроки; Урочище Река Николка; Северные и Южные прорывы Большого трещинного Толбачинского извержения 1975-1976 гг.; Дол Козыревской сухой речки на заднем шлейфе сопки Плоской; Озеро Каповое (Подсопочное); Вулкан Хангар; Охристые поля в нижнем течение реки Ковавля; Мыс Витгенштейна; Бухта Анастасии; Мыс Грозный; Река Белая; Лиственничник разнотравный в долине реки Пенжиной; Паланские Пороги; - Точилинский разрез; Камчатская жемчужница на реке Белоголовая; Аметисты в устье реки Шаманка; Мыс Кинкильский (аметисты); Мыс Зубчатый; Мыс Южный; Лежбище моржей на косе Семенова острова Карагинский; Дранкинские горячие ключи. Передать соответствующие материалы в Правительство Камчатского края для подготовки в установленном порядке решений о создании охранных зон, утверждения их границ и положений об охранных зонах природного парка и памятников природы регионального значения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 27 октября 2023 года.

Судья