ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-652/18 от 23.08.2018 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное дело №2а-652/18

23 августа 2018года г. Орёл

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Раковой Н.Н.,

при секретаре Щуровой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, предъявленным к ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов. В обоснование требований административный истец указал, что письмами от 26.03.2018г. и 17.05.2018г. административный истец обратился в ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» с запросом о предоставлении на возмездной основе ксерокопий учетно – послужных карт, ксерокопий архивных документов, содержащихся в личном деле старшего офицера Красной Армии, участника Великой Отечественной войны, подполковника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.

Письмом ЦА МО РФ от 18.04.2018г. №1/64350, письмом Министерства обороны РФ от 20.06.2018г. №350/00481 ФИО1 было отказано в предоставлении копий запрашиваемых архивных документов. Административный истец считает отказ незаконным, по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 25 ФЗ №125-ФЗ установлено ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения создающие угрозу для нго безопасности, в течение 75 лет со дня создания указанных документов. Область жизнедеятельности ФИО2, связанная с прохождением им действительной службы в Рабоче – Крестьянской Красной армии, в том числе, в период Великой Отечественной войны, в силу Закона СССР от 01.09.1939г. «О всеобщей воинской обязанности», изначально подлежала контролю со стороны публичных органов государства, вследствие чего, связанные с этими событиями сведения, отраженные в его учетно – послужных картах и личном деле, уже не могут относиться к его личной и семейной тайне, частной жизни.

ФИО1 просит суд признать незаконным решение ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», выразившееся в отказе в предоставлении ксерокопий учетно – послужных карт, ксерокопий архивных документов, содержащихся в личном деле ФИО2 Обязать административного ответчика в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу изготовить и направить в адрес административного истца ксерокопии учетно – послужных карт ФИО2, ксерокопии архивных документов, содержащихся в личном деле ФИО2, сообщить ФИО1 полные архивные реквизиты интересующих архивных материалов.

В судебном заседании ФИО1 административное исковое заявление поддержал, суду пояснил, что он осуществляет исследовательскую и поисковую работу в отношении военнослужащих Красной Армии, погибших, пропавших без вести и попавших в плен в годы Великой Отечественной войны. В архивных документах, которые административный истец просит административного ответчика ему предоставить, содержатся, в том числе, характеристики офицера Красной Армии ФИО2, выписки из приказов о присвоении званий, о назначении на конкретные должности.

Представитель административного ответчика, надлежаще извещенные о дате времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в возражениях, направленных в адрес суда, просит рассмотреть дело в его отсутствии. Кроме того, в письменных возражениях начальник Центрального архива ФИО3 указывает, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В личном деле ФИО2 находится информация о его военной службе, аттестационные листы, материалы боевых распоряжений и другие документы, которые не подлежат распространению без согласия самого офицера, а после его смерти с разрешения родственников. 75 лет хранения личного дела истекает в 2020 году. Кроме того, представитель административного ответчика полагает, что в силу предписаний статей 23, 24 Конституции Российской Федерации, конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она относится к сведениям ограниченного доступа. В этой связи, сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, а после его смерти его родственников. В связи с чем, пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 22.10.2004г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» не может утрачивать свою силу по истечении срока хранения – 75 лет, так как в каждом случае вопрос рассматривается индивидуально.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В пункте 1 статьи 8 Международной Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" предусмотрено, что каждый имеет право на уважение его личной жизни.

В силу статьи 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно статье 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии со статьей 9 указанного Закона допускается ограничение доступа к информации в случае, если оно установлено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ от 22.10.2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Пункт 3 статьи 25 указанного Федерального закона устанавливает ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, на срок 75 лет со дня создания указанных документов.С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Указанное положение Закона также согласуется с пунктом 2.3.2 "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных архивах" (утв. Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 г. N 19), согласно которому к архивным документам ограниченного доступа относятся архивные документы, содержащие сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу его безопасности.

В судебном заседании установлено, что в марте и мае 2018 года административный истец письменно обратился в ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» с запросом о предоставлении ему на возмездной основе ксерокопий учетно – послужных карт, архивных документов, содержащихся в личном деле старшего офицера Красной Армии, участника Великой Отечественной войны, подполковника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.

18.04.2018г. ФИО1 получил ответ, которым ему было отказано в предоставлении указанных документов по тем основаниям, что информацию о третьих лицах, не имеющих родственных связей с заявителем ЦА МО РФ выдавать не имеет права в силу положений Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», Федерального закона №152 – ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных», Федерального закона №125 – ФЗ от 22.10.2004г. «Об архивном деле в Российской Федерации». Одновременно ФИО1 было сообщено, что на хранении в ЦА МО РФ имеются две учетно – послужные карты и личное дело на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Для получений ксерокопий данных документов необходимо направить в адрес Архива документы, подтверждающие родство заявителя с запрашиваемым, либо нотариального заверенную доверенность от близких родственников ФИО2

20.06.2018г. в адрес административного истца врио начальником Архивной службы Вооруженных Сил РФ ФИО4 был направлен ответ, в котором указано, что в дополнение к ранее направленному ответу сообщается, что, в целях организации допуска к документам ФИО2, содержащих персональные данные, необходимо направить в адрес Архивной службы Министерства обороны РФ письменное разрешение наследников ФИО2 на отмену ограничения на доступ к личному делу. Кроме того, по существу запроса ФИО1 был проинформирован, что его обращение является предметно – тематическим запросом, связанным с поиском и изучением большого количества архивных документов, что является проведением отдельной исследовательской работы. Данный вид работы осуществляется заинтересованными лицами, в настоящее время, самостоятельно либо на платной основе, для чего необходимо направить заявку. В ответе так же указаны дни и часы работы архива и телефон для справок.

Не согласившись с отказом в предоставлении интересующих административного истца сведений, ФИО1 обратился в суд данным административным исковым заявлением.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, представитель административного ответчика указал, что личное дело ФИО2 находится на секретном хранении. В деле находится информация о военной службе ФИО2, аттестационные листы, материалы боевых распоряжений и другие документы, которые не подлежат распространению без согласия самого офицера, а после его смерти, с разрешения родственников. 75 лет хранения личного дела истекает в 2020 году.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Определениях от 12 мая 2003 г. N 173-О, от 29 января 2009 г. N 3-О-О, в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан.

Согласно пункту 1 Перечня сведений конфиденциального характера (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. N 188) к сведениям конфиденциального характера относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что в личном деле подполковника ФИО2 содержатся характеристики, сведения о партийной принадлежности и другие сведения о фактах, событиях и обстоятельствах личной жизни офицера.

Начальник Архива ФИО3 в своих возражениях на иск также указал, что в личном деле ФИО2 находятся, в том числе, аттестационные листы, материалы боевых распоряжений и другие документы, доступ к которым ограничен.

Административный истец не оспаривал в суде, что родственником ФИО2 он не является и доверенности от близких родственников офицера на сбор указанной информации, у него нет.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 2.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, оспариваемые действия должностных лиц ФГКУ «Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации» по рассмотрению обращения ФИО1 отвечали требованиям действующего законодательства. Обращение административного истца рассмотрено и на него дан письменный содержательный и мотивированный ответ.

Обоснованность отказа обусловлена тем, что архивные документы, запрашиваемые административным истцом, носят информацию о личной тайне граждан (субъектов информации), при этом отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о согласии граждан на распространение и предоставление информации об их персональных данных третьим лицам.

Данные сведения относятся к категории ограниченного доступа, поскольку позволяют идентифицировать личность субъектов информации, а также составляют тайну их частной жизни.

75-летний ограничительный срок, установленный частью 3 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", на дату направления истцом запроса на выдачу документов, не истек.

При таких данных, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предоставлении для ознакомления архивной информации, содержащееся в письме от 18.04.2018 года и письме от 20.06.2018 года, вопреки доводам административного истца, соответствует требованиям действующего законодательства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, перечисленные в административном исковом заявлении.

Не могут быть приняты во внимание судом доводы административного истца о том, что в запрашиваемых архивных документах отсутствуют сведения о личной и семейной тайне гражданина, поскольку, в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года от 23.06.2015 года "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестное или недобросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующей ей, в том числе, в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Оснований предполагать, что, при предоставлении ответа на запрос, административный ответчик предоставил недостоверную информацию, не имеется.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 об оспаривании отказа ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" в предоставлении сведений и копий документов в отношении конкретного гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 28 августа 2018г.

Судья Н.Н. Ракова