Дело № 2а-652/2022
55RS0006-01-2022-000467-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года <...>, каб. 105
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Фарафонова Е.Н., при помощнике судьи Ивановой Л.В., секретаре Серебренниковой О.С., с участием представителей административных ответчиков УМВД России по Омской области – ФИО1, УМВД России по городу Омску – ФИО2, рассмотрев дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Отделу полиции №8 УМВД России по г. Омску, врио начальника Отдела полиции №8 УМВД России по г. Омску ФИО4, УМВД России по Омской области, УМВД России по городу Омску о признании ответа незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Советский районный суд г. Омска с указанным административным исковым заявлением указав, что … он подал в дежурную часть жалобу, к которой было приложено его обращение от … в качестве приложения, что являлось единым обращением, однако жалобе было присвоено КУСП № … от …, приложению КУСП № … от …, вместо единого номера, в поданной жалобе он просил о выдаче ему заверенной копии отказного материала № …от …, по факту совершения в отношении него мошенничества в сфере компьютерных технологий. Впоследствии им был получен ответа от …., в котором по существу его обращения ни чего не сказано, ему не вручена копия отказного материала, которая должна быть исполнена в соответствии с приказом МВД России от …, и его требованиями, а так же ответ не содержит отказа в его выдаче. Действиями ответчиков нарушено и продолжает нарушаться его право на получение копии отказного материала № … от ….
Просит признать ответ отдела полиции №8 УМВД России по г. Омску от … необоснованным отказом в выдаче ему копии отказного материала № … от …., обязать ответчиков в течении пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу выдать полную копию отказного материала № …. от …пронумерованную строго в хронологическом порядке, с правильным расположением листов, прошитую крепкими нитками и надлежаще заверенную.
В судебном заседании административный истец ФИО3 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его ходатайство об отложении дела слушанием было отклонено судом.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Омску ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменный отзыв, в котором указал на отсутствие обязанности по выдачи копии отказного материала.
Иные лица в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Из материалов дела следует, что … ФИО3 обратился в дежурную часть отдела полиции № 8 УМВД России по г. Омску с жалобой о не направлении ему в соответствии с его заявлением от … заверенной надлежащим образом копии отказного материала № …. от …, в заявлении указал, что в случае отказа в выдаче копии, направить ему письменный ответ с указанием мотивов отказа.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 21.04.2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
В силу ч. 4 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений - установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами» распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
На основании п. 3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 9 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Исходя из ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как установлено ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Российской Федерации Приказом МВД России от 12.09.2013 года № 707, утверждена и введена в действие Инструкция «Об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ» (далее Инструкция № 707).
Согласно п. 7.1, 8.1, 8.2, 9.3, 71, 76.1, 88, 91, 99 вышеуказанной Инструкции, установлено следующее.
Обращение гражданина - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина. Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции. Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
Гражданину должна быть обеспечена возможность получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
При рассмотрении обращения по существу непосредственный исполнитель: внимательно и всесторонне изучает содержание обращения, необходимые сведения, документы и материалы; определяет суть заявления, предложения или жалобы; устанавливает достаточность изложенных в обращении сведений, а также имеющихся документов и материалов для выработки и принятия решения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (статья 24, часть 2), не определяет порядок и условия реализации данного права, - это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы реализации прав, не может устанавливать такие правила, которые противоречили бы принципам уголовного судопроизводства, и создавать неустранимые препятствия в реализации прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению. К таким последствиям можно отнести нарушение положений части 4 статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ), а именно требования об обязательности направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела - могло бы приводить лишение заявителя возможности обжалования данного постановления, поскольку в такой ситуации он не мог бы подать жалобу в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
В пункте 12 части 2 статьи 42 УПК РФ прямо закрепляет право потерпевшего знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств.
… ФИО3 направлено уведомление о том, что по результатам его обращения от …, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, копия которого была направлена ФИО3
В ходе рассмотрения дела был представлен дополнительный ответ от … направленный в адрес административного истца, согласно которому ему отказано в изготовлении копии отказного материала и разъяснено право и порядок ознакомления с материалом проверки и самостоятельного изготовления копий.
Порядок ознакомления с материалами проверки предметно не урегулирован.
Приказом от 20.06.2012 № 615 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации" определен порядок организации делопроизводства в системе МВД России, инструкция устанавливает единые требования к подготовке, обработке, текущему хранению и использованию документов, образующихся в деятельности подразделений, входящих в систему МВД России, и не наделяет истца правом, и не возлагает на органы внутренних дел обязанность по изготовлению и выдачи копий материалов проверки.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, по своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст.ст. 3 и 4 КАС РФ, ст. 46 Конституции РФ). В условиях, когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого впорядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение ФИО3 рассмотрено, действующим законодательством не предусмотрено право на получение от органов внутренних дел копий материалов проверок по заявлениям граждан о преступлениях, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме …..
Судья Е.Н.Фарафонова