Дело №2а-6533/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 августа 2019 г. г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровск Хабаровского края в составе председательствующего судьи Митчиной Л.А., при секретаре Лютовой А.А., с участием представителя административного ответчика Министерство образования и науки Хабаровского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к отделу опеки и попечительства по городу Хабаровску, Министерству образования и науки Хабаровского края об отмене заключения от 21.03.2018,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилась в суд с административным иском к отделу опеки и попечительства по городу Хабаровску об отмене заключения от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование указав, что является кандидатом в родители, опекуны, а также гостевую семью, но административный ответчик препятствует осуществлению её прав. Просит об отмене заключение от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к рассмотрению дела в качестве административного ответчика по ходатайству административного истца привлечено Министерство образования и науки Хабаровского края.
В судебное заседание административный истец, извещавшаяся о времени и месте рассмотрения административного дела, не явилась; представила ходатайство о направлении ей решения суда, из чего суд делает вывод о том, что административный истец считает возможным рассмотрение административного дела в её отсутствие.
Заявленный в качестве административного ответчика отдел опеки и попечительства по г.Хабаровск являясь структурным подразделением Министерства образования и науки Хабаровского края, не является самостоятельным юридическим лицом.
С учетом ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), поскольку участие сторон не признавалось судом обязательным, суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в процессе рассмотрения дела административный истец заявленные требования поддержала по доводам административного искового заявления, на удовлетворении требований настаивала.
Представитель административного ответчика Министерство образования и науки Хабаровского края в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам отзыва. Согласно представленному отзыву, сторона административного ответчика полагает административный иск не подлежащим удовлетворению исходя из того, что после изучения представленных ФИО2 документов, учитывая акт обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, от 21.03.2018 отделом опеки и попечительства по г. Хабаровску выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, без пребывания несовершеннолетних в указанном жилом помещении.
Заслушав позицию сторон, изучив материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".
Контроль за условиями содержания воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Дети могут временно передаваться из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что гражданство не является условием передачи детей в такие организации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. №432 утверждены Правила такой передачи. Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошла подготовку лиц, желающих приять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в отдел по делам опеки и попечительства по г.Хабаровску с заявлением о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможной временной передачи ребенка в семью. ДД.ММ.ГГГГ отделом по делам опеки и попечительства по г.Хабаровску составлен акт обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Согласно указанному акту в жилом помещении необходимо провести ремонт, т.к. квартира расположена на первом этаже, полы деформированы; заявитель содержит животных (три собаки) для которых отведено место на кухне для приема корма, у каждого животного индивидуальная миска, со слов ФИО2, животные не привиты. В комнате имеется старая мебель, на дверях специально оборудованной перекладине и на шкафу весит одежда. Спальное место хозяйки представляет собой старую тахту с настилом досок для расширения спального места. Так же в комнате имеется диван, телевизор, вентиляторы, журнальный столик. На кухне расположены два навесных шкафа, электроплита, тумба, стол, холодильник, табуреты, пространство под столом заполнено строительными инструментами и материалами. В ванной комнате на полу выложена кафельная плитка, на стене, где расположен полотенцесушитель наклеены панели. В помещении присутствует неприятный запах, как следствие содержания животных. Для ребенка приготовлено отдельное спальное место в комнате заявителя (новый диван), место для игр и занятий не оборудовано. Со слов ФИО2 у неё имеется совершеннолетний сын. Отношения с сыном и его семьей ФИО2 не поддерживает. Условия жизни гражданина ФИО2 постоянно проживающей на территории Российской Федерации неудовлетворительные, возможна временная передача без пребывания несовершеннолетнего в указанном жилом помещении.
Изучив представленные административным истцом документы, учитывая акт обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства по г. Хабаровску выдано оспариваемое заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, без пребывания несовершеннолетних в указанном жилом помещении.
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств: а) наличие между гражданином, членами семьи гражданина и ребенком родственных отношений (проживают вместе или раздельно родственники и родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, имеют ли родители (родитель) право на общение с ребенком); б) сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи); в) предыдущий опыт общения гражданина с ребенком (детьми) либо опыт временного помещения в семью гражданина других детей.
Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Доказательств того, что сведения, указанные в представленном стороной административного ответчика акте обследования не соответствуют действительности суду не представлено, как и доказательств того, что оспариваемым заключением, с учетом установленных административном органом обстоятельств, зафиксированных в акте обследования, нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение выдано административном ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным иском об оспаривании заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ административный истец, согласно входящему штампу на административном исковом заявлении, первый раз обратилась в Центральный районный суд ДД.ММ.ГГГГ, второй раз – ДД.ММ.ГГГГ.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч.6 ст.7 КАС РФ).
Согласно ч.ч.7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административный истец ходатайств о восстановлении процессуального не заявляла и доказательств уважительности пропуска процессуального срока суду не представила.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме, с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровск.
Срок составления решения в мотивированной форме 04.09.2019.
Председательствующий Л.А. Митчина
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА"
¦Судья ______________________
¦ Л.А. Митчина
¦Секретарь
¦ А.А. Лютова
¦ _______________________
¦"__" _____________ 20__ г.
L-----------------------------------------
Решение суда не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-006141-08
Подлинник решения подшит в дело №2-6533/2019
и хранится в Центральном районном суде г.Хабаровск