РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Нижний Тагил 25 марта 2019 года Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Луценко В.В., при секретаре Войлочниковой Н.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-653/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, установил: 26.02.2019 административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижнего Тагила выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Магазин промышленных товаров» по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, кадастровый №. В обоснование своих требований административный истец указывает, что 15.11.2018 он обратился к ответчику с заявлением на оформление разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Магазин промышленных товаров по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>». В результате рассмотрения заявления решением ответчика № 21-01/5300 от 23.11.2018 в разрешении ввода в эксплуатацию было отказано по следующим основаниям: - 20.11.2018 истек срок договора аренды земельного участка от 23.11.2015 № 133в-2015; - представленный технический план здания от 19.11.2018 выполнен на объект недвижимости - магазин промышленных товаров общей площадью 202,3 кв.м, с количеством 2 этажей. В разрешении на строительства от 08.05.2015 № RU 66305000-117/15 и в проектной документации, имеющийся у ответчика, общая площадь здания составляет 104,4 кв.м, количество этажей-1; - отсутствие поручня на пандусе, предусмотренное проектом № 044.4055. - отсутствие контейнера для сбора мусора. - отсутствие подсыпки керамзитом в техподполье. Административный истец указывает, что заявление на оформления разрешения на ввод в эксплуатацию объекта было подано до окончания срока аренды - 15.11.2018. Причиной замечания о несоответствии технического плана послужила ошибка в кадастровом паспорте, выданным БТИ, поскольку в БТИ посчитали техподполье этажом. Согласно Приложению Г.4*. Правил подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей общественного здания СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. (Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями № 1, 2)) (Дата введения 2014-09-01), в общую, полезную площади здания не включаются: площади подполы для проветривания здания на вечномерзлых грунтах; чердака; техническое подполья при высоте от пола до низа выступающих конструкций (несущих вспомогательных) менее 1,8 м, а также наружных балконов, портиков крылец, наружных открытых лестниц и пандусов, а также в подвальных этажах пространства между строительными конструкциями, засыпания землей. Следовательно, техподполье не является этажом. Вышеперечисленные замечания были им устранены, что подтверждается письмом Управления архитектуры градостроительства №21-01/713 от 19.02.2019. 19.12.2018 административный истец обратился в Управление архитектуры градостроительства Администрации города Нижнего Тагила с заявлением об оформлении разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижнего Тагила (от 27.12.2018 № 21-01/5953) было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что договор аренды земельного участка № 133в-2015 от 23.11.2015, на котором размещен объект недвижимости — «Магазин промышленных товаров», заканчивается 20.11.2018. Административный истец указывает, что согласно п. 2.2 договора № 133в-2015 от 23.11.2015 вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Поскольку датой государственной регистрации договора является 02.03.2016, следовательно, по мнению административного истца договор закончит свое действие 02.03.2019. Кроме этого, в его адрес не поступало уведомление о прекращении договора аренды земельного участка, а также не составлялось письменного расторжения договора аренды, между ним и МКУ «Центр земельного права» Администрации города Нижнего Тагила. Пункт 4.1.1 договора отсылает к нормам закона, которые к моменту заключения договора уже не действовали, так как п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) утратил силу 01.06.2015. Пунктом 6.4 договора предусматривается составление акта приемки-передачи земельного участка, который не составлялся и не подписывался. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 621 ГК РФ истец считает, что повторный отказ является не правомерным, так как, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Поскольку в настоящий момент он пользуется данной землей и своевременно уплачивает арендную плату, договор аренды земельного участка № 133в-2015 от 23.11.2015 считается действующим, а отказ в выдаче разрешения на эксплуатацию считается неправомерным. В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и пояснил, что земельный участок для строительства был ему впервые предоставлен в 2001 году и потом договор аренды продляли. В 2015 году Центр земельного права не проинформировал его, что введен в действие новый кодекс, предложил расторгнуть предыдущий договор и заключить новый на 3 года. Во время действия договора аренды успели достроить объект, но не успели ввести в эксплуатацию. Долго не могли сделать пожарную сигнализацию и смонтировали ее в ноябре. На сроках сказалось финансовое положение, наличие многодетной семьи и 3 иждивенцев. Он не оспаривал, что изначально объект был подготовлен с нарушениями, которые были исправлены после 20.11.2018. Ответчиком - Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил заявлены возражения против иска, из которых следует, что между Администрацией города Нижний Тагил и ФИО1 был заключен договор аренды от 23.11.2016 № 133в-2015 земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502001:228, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, однократно для завершения строительства магазина промышленных товаров. Срок аренды установлен с 20.11.2015 до 20.11.2018. Земельным кодексом Российской Федерации продление срока аренды земельного участка не предусмотрено. Возможность заключения без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена пунктами 2 - 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона допускается только при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. 15.11.2018 и 19.12.2018 от ФИО1 в управление архитектуры и градостроительства поступили заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - «Магазин промышленных товаров». Муниципальная услуга по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию оказывается в соответствии с Административным регламентом «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.11.2018 № 2916. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим правоустанавливающий документ на земельный участок. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости на вышеуказанный земельный участок и сделан запрос в МКУ «Центр земельного права». Согласно выписке ЕГРН и ответа на запрос МКУ «ЦЗП» срок аренды вышеуказанного земельного участка прекращен с 20.11.2018. Согласно п. 6.4 договора аренды земельного участка от 23.11.2015 № 133в-2015: «При прекращении договора аренды (истечение срока) Арендатор передает, а Арендодатель принимает земельный участок. Прием-Передача земельного участка производится в течение одного дня с момента прекращения договора и подтверждается передаточным актом. По договору от 23.11.2015 № 133в-2015 ФИО1 уже был предоставлен однократно в аренду земельный участок для завершения строительства магазина промышленных товаров на срок с 20.11.2015 до 20.11.2018. Таким образом, ФИО1 реализовал свое право на однократное приобретение земельного участка в аренду без торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства. Договор аренды земельного участка от 23.11.2015 № 133в-2015 прекратил свое действие и основания для повторного заключения нового договора аренды отсутствуют. Оснований для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, у управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил не имелось. Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил было отказано в получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (23.11.2018 исх. 21-01/5300 и 27.12.2018 исх. 21-01/5953). Письмом Администрации города Нижний Тагил от 06.12.2018 исх. № 011 01/6927 ФИО1 отказано в заключение договора аренды на новый срок. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права на созданные здания, сооружение осуществляется в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здания, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для целей строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек. Представитель ответчика - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы письменного возражения на иск и пояснила, что Управление не нарушало прав и интересов административного истца, который с 2011 года вел строительство, но так и не ввел объект в эксплуатацию до истечения срока аренды земельного участка. Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется при действующем документе о праве на земельный участок. Истцом в настоящее время подано в суд исковое заявление о признании права собственности на возведенный и достроенный объект. Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего. В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Проверяя в соответствии п.п. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ наличие оснований для совершения административным ответчиком оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела на основании договора аренды № 133в-2015 от 23.11.2015, заключенного с Администрацией города Нижний Тагил, административному истцу ФИО1 был однократно в соответствии со ст. 39.1, 39.6, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 330 кв.м., из категории земель населенных пунктов, расположенный по <адрес> в г. Нижнем Тагиле, с кадастровым номером <...>, на срок с 20.11.2015 по 20.11.2018 для строительства магазина промышленных товаров. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городского округа. Порядок получения разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен ст. 55 ГрК РФ, согласно которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1). Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2). Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию. Как усматривается из представленных материалов, ранее 15.11.2018 ФИО1 уже обращался к ответчику с заявлением на оформление разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Магазин промышленных товаров по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>», однако решением ответчика № 21-01/5300 от 23.11.2018 в разрешении ввода в эксплуатацию было отказано в связи с наличием недостатков, после устранения которых 19.12.2018 административный истец вновь обратился к ответчику с заявлением об оформлении разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижнего Тагила (от 27.12.2018 № 21-01/5953) было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что договор аренды земельного участка № 133в-2015 от 23.11.2015, на котором размещен объект недвижимости — «Магазин промышленных товаров», закончился 20.11.2018. Таким образом, на момент обращения 19.12.2018 административного истца с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию правоустанавливающие документы на земельный участок у него отсутствовали, а право аренды земельного участка окончилось. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок. В силу ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи. Следовательно, одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются правоустанавливающие документы на земельный участок. При подаче заявления о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию для подтверждения своих прав на земельный участок ФИО1 представил договор аренды № 133в-2015 от 23.11.2015. Принимая во внимание, что основанием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является наличие правоустанавливающего документа, действие договора аренды имеет существенное значение для настоящего спора. Согласно письму и.о. Главы города от 06.12.2018 № 01-01/0927 Администрация города Нижний Тагил отказала ФИО1 в заключении договора аренды земельного участка. Доводы ФИО1 о том, что договор аренды действует до 02.03.2019, поскольку датой государственной регистрации договора является 02.03.2016, суд отклоняет, поскольку согласно выписки из ЕГРН, представленной самим ФИО1, в ней прямо указан срок действия договора аренды с с 20.11.2015 по 20.11.2018. Ссылки на п. 2.2 договора о том, что он вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ, влияют лишь на начало действия срока договора, а не на его окончание, поскольку земельный участок представлен истцу не на срок, исчисляемый со дня регистрации договора, а на срок, определенный указанием на конкретные даты. Ссылки на не уведомление административного истца о прекращении договора аренды земельного участка и отсутствие письменного расторжения договора аренды, суд также отклоняет, так как на основании п. 6.4 Договора при истечении срока аренды арендатор должен был в течение одного дня передать земельный участок арендодателю. Несовершение административным истцом «арендатором» действий по передаче участка арендодателю, то есть, по сути, нарушение условий договора не может являться основанием для его продления. При таких обстоятельствах административный ответчик был вправе отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию строительство. Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. При таких обстоятельствах оспариваемое решение отвечает требованиям закона и отмене не подлежит. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, решил: В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, доведенного письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 27.12.2018 № 21-01/5953 и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Магазин промышленных товаров» по адресу: г. Нижний Тагил, <адрес>, с кадастровым номером № отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области. Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2019 года (понедельник). <...> <...> Судья Луценко В.В. |