РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Осмольской М.О.,
при секретаре Гапонович К.В.,
помощник судьи Борисова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителей административного истца Потребительского кооператива территориального общественного самоуправления «ФИО6» ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО3, представителя заинтересованного лица Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» ФИО4 административное дело № 2а-87/2021 по административному исковому заявлению Потребительского кооператива территориального общественного самоуправления «ФИО6» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий по регистрации права собственности на сооружения, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности на сооружения,
установил:
Потребительский кооператив территориального общественного самоуправления «ФИО6» (далее – ПК ТОС «ФИО6») обратился в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области) с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» (далее – ЖСК ИЗ МК «ФИО6») на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> м и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 26.12.2019 № 70:14:0300092:16988-70/052/2019-1; признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 № 70:14:0300092:17306-70/052/2020-1; признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 № 70:14:0300092:17307-70/052/2020-1; возложении на Управление Росреестра по Томской области обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м; сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование административного искового заявления указано, что ПК ТОС «ФИО6» является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, безопасности и земли иного специального назначения; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Управление Росреестра по Томской области произвело государственную регистрацию права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружения, располагающиеся на вышеуказанных земельных участках, а именно 26.12.2019 на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, находящийся, в том числе, в пределах принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №; 28.01.2020 право собственности на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> год завершения строительства - 2013, находящуюся в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №; 28.01.2020 право собственности на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> год завершения строительства - 2013, находящуюся в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №. Действия Управления Росреестра по Томской области по регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на указанные объекты недвижимости незаконны. Ни на строительство, ни на ввод в эксплуатацию указанных объектов инженерной инфраструктуры разрешения уполномоченным органом не выдавались, в связи с чем, государственная регистрация права собственности заинтересованного лица на спорные объекты произведена в отсутствие необходимого в силу закона документа. Кроме того, не могли быть представлены в орган государственной регистрации и правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые спорными сооружениями, поскольку титул на данные земельные участки оформлен исключительно за административным истцом. Указанное также свидетельствует о том, что административный ответчик осуществил государственную регистрацию прав при условии представления заявителем неполного пакета документов. Действуя законно, Управление Росреестра по Томской области по результатам проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов обязано было сначала приостановить процедуру государственной регистрации, а впоследствии, в случае неустранения оснований, вызвавших приостановление (а они имеют безусловно неустранимый характер) – отказать в регистрации вещного права заявителя. Данных действий в нарушении закона административным ответчиком сделано не было, что нарушило права и законные интересы административного истца как собственника земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости – скважины и водопровод с титулом третьего лица. Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности одного лица, в данном случае ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на объекты капитального строительства (водопровод и скважины) накладывает на другое лицо, являющееся собственником земельного участка (ПК ТОС «ФИО6»), на котором указанное недвижимое имущество находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в частности, обеспечивает правом пользования земельным участком, принадлежащим административному истцу, включая право требовать установления сервитута, то есть значительно ограничивает возможность реализации имеющихся правомочий собственника. Исключением из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности административного ответчика на объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, № и № нарушенное право административного истца ПК ТОС «ФИО6» будет восстановлено.
В дополнениях к административному иску указано, что как следует из письма Минэкономразвития РФ от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и, изложенная в нем позиция относится к случаям осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения. Из абзаца 11 Письма Минэкономразвития следует, что, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Как указано в абзаце 12 данного Письма, установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о его создании с применением технологии горизонтально-направленного бурения и о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков. Таким образом, регистрация права собственности на объект недвижимости без оформления права на земельный участок в случаях, предусмотренных Письмом Минэкономразвития РФ от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и, возможна только в случае, если из представленных на регистрацию документов очевидно следует, что данный объект недвижимости возводился с применением технологии горизонтально-направленного бурения. В свою очередь, в документах, представляленных на государственную регистрацию ЖСК ИЗ МК «ФИО6» не содержится указания на то, с помощью какой технологии возводились спорные объекты. Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы, исходя из представленных на государственную регистрацию документов, не мог самостоятельно определить, какая технология применялась для создания сооружения, поскольку не обладает специальными познаниями в области строительства и проектирования. При отсутствии доказательств предоставления ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на государственную регистрацию документов, из которых бы бесспорно следовало, что сооружения созданы с применением технологии горизонтально-направленного бурения, требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению. Из разъяснений, указанных в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, однако, это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Поскольку регистрирующий орган при внесении записи в Единый государственный реестр недвижимости нарушил требования законодательства, процедуру регистрации, административный истец не лишен права оспорить действия государственного органа по государственной регистрации права собственности на спорные сооружения.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования ПК ТОС «ФИО6» поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что полагает действия Управления Росреестра по Томской области по регистрации за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» спорных сооружений: водопровода и водозаборных скважин и внесению соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости незаконными, поскольку в соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 1, 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при государственной регистрации требовалось разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию спорных объектов инженерной инфраструктуры. Кроме того, ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в Управление Росреестра по Томской области должны были быть представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые данными сооружениями: водопроводом и водозаборными скважинами. Государственный регистратор не имеет специальных познаний, позволяющих установить, что спорные сооружения возводились при применении метода горизонтально-направленного бурения. Из представленных на регистрацию документов это также не следует. В проектной документации на водозаборные скважины указано на оборудование металлического павильона, в котором располагается отключающая арматура и насосная. Таким образом, государственная регистрация спорных сооружений произведена в отсутствие необходимого пакета документов. У заинтересованного лица имеется право требовать установления сервитута, в связи с чем права ПК ТОС «ФИО6» нарушены. В настоящее время ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в суд предъявлен иск об установлении бесплатного сервитута, чем нарушаются права административного истца.
Представитель административного истца ФИО2 требования ПК ТОС «ФИО6» также поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ПК ТОС «ФИО6». Пояснила, что ЖСК ИЗ МК «ФИО6» для регистрации сооружений были представлены все необходимые документы. Из представленной документации следовало, что сооружения подземные, способ строительства значения не имел. Полагала, что административным истцом избран неверный способ защиты права, поскольку фактически имеется спор о праве на сооружения.
В отзыве на административное исковое заявление представителем административного ответчика ФИО5 указано, что 26.12.2019 Управлением Росреестра по Томской области в отношении объекта недвижимости с кадастровыми номерами №; 28.01.2020 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № осуществлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав ЖСК ИЗ МК «ФИО6». В соответствии с ч. 1 ст.19.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технологического водоснабжения товариществ. В п. 3.2.15 ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.12.2017 №2031-ст) дано определение скважины как пробуренной выработки круглого сечения, как правило, вертикальной, устраиваемой для исследования грунтовых условий, добычи или откачки воды, иных жидкостей или газов, измерений уровней подземных вод. Разделом 3.2 указанного ГОСТ скважина отнесена к сооружениям (объектам капитального строительства). Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации в едином государственном реестре. Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. В силу ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. В соответствии с п.п. 4.2, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Согласно п. 2 ч.1 ст. 2 Закона Томской области от 12.07.2016 № 73-0З (ред. от 07.10.2019) «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Томской области» на территории Томской области, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется получение разрешения на строительство в случае, в том числе, строительства и (или) реконструкции водонесущих коммуникаций внутренним диаметром до 500 миллиметров включительно, а также их наземных и подземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования. 07.10.2019 ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в Управление Росреестра по Томской области для осуществления учетно-регистрационных действий были представлены документы, подтверждающие факт создания водопровода с кадастровым номером №, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, №№, №. 10.01.2020 ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в Управление для осуществления учетно-регистрационных действий были представлены документы, подтверждающие факт создания водозаборных сооружений (водозаборных скважин), а именно: технический план сооружения с координатами характерных точек контура <данные изъяты>, расположенного на земельном участке, кадастровый номер №, технический план сооружения с координатами характерных точек контура <данные изъяты>, расположенного на земельном участке, кадастровый номер №, а так же документы, подтверждающие факт создания рассматриваемых сооружений именно по заказу ЖСК ИЗ МК «ФИО6». Положениями п.п. 6, 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Так, в случае если речь идет о линейных объектах, то особенности правового регулирования земельных отношений состоят в том, что использование земельных участков в период строительства в некоторых случаях возможно. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития РФ от 04.03.2016 №6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения». В Письме указывается, что необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена. Минэкономразвития России также подчеркнуло, что образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными, поэтому если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Таким образом, в соответствии с Законом о регистрации оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № не имелось. Согласно п.п. 52, 53 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в исковом производстве. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч.ч. 1, 2 ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРН на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Таким образом, административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Представитель заинтересованного лица ЖСК ИЗ МК «ФИО6» ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований ПК ТОС «ФИО6». В судебном заседании пояснила, а также в отзыве на административное исковое заявление указала, что по своим параметрам поливочный водопровод и скважины подпадают под действие п. 5 ч. 17 ст. 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 Закона Томской области от 12.07.2016 № 73-ОЗ (ред. от 07.10.2019) «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Томской области» как объекты недвижимости, на возведение которых не требуется разрешение на строительство. Частью 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания или сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, но при этом существуют некоторые особенности государственной регистрации на линейные объекты, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, которые изложены в Письме Минэкономразвития РФ от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и. Согласно ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. Заказчиком кадастровых работ ЖСК ИЗ МК «ФИО6» для подготовки вышеуказанных технических планов была представлена кадастровому инженеру проектная документация, изготовленная ООО «Арсенал-Проект». В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Учитывая, что в данном случае заказчиком кадастровых работ была предоставлена проектная документация, необходимость предоставления подписанной правообладателем земельного участка декларации отсутствовала. Согласно ч. 1 ст. 23.2 и ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «О недрах» в отношении деятельности по добыче подземных вод с объемом добычи до 100 кубических метров в сутки не требуется подготовка технических проектов разработки и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Согласно же представленной проектной документации на поливочный водопровод, водоснабжение осуществляется от двух подземных скважин, суммарный расчетный суточный расход на всю территорию ЖСК составляет 51,8 куб.м в сутки, то есть в пределах установленной законодательством нормы. Кроме этого, в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано понятие водопроводной сети - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений в целях теплоснабжения. В п. 3.2.15 ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт РФ Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 19.12.2017 № 2031-ст) дано определение скважины как пробуренной выработки круглого сечения, как правило, вертикальной, устраиваемой для исследования грунтовых условий, добычи или откачки воды, иных жидкостей и газов, изменений уровней подземных вод. И скважина, и водопровод относятся к сооружениям. Согласно Письму Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения» по общему правилу для государственной регистрации прав собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ, подтверждающий, что в период строительства земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежал или был предоставлен для указанных целей создавшему его лицу. Содержание данного положения указывает на распространение его действия в отношении наземных объектов недвижимости. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. Образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если они являются наземными. Таким образом, если из проектной документации следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Принимая во внимание вышеизложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземных сооружений земельным законодательством не предусмотрено. Административным истцом избран неверный способ защиты права. Отмена государственной регистрации не лишает правообладателя - ЖСК ИЗ МК «ФИО6» самого права на недвижимое имущество, в связи с чем, в судебном порядке должно быть оспорено право собственности, основания его приобретения. Скважины и водопровод построены ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в период 2013 - 2016 г.г. В указанный период административный истец не был собственником земельных участков, под которыми проложены подземные объекты. Из документов, приложенных к административному исковому заявлению, следует, что административный истец - ПК ТОС «ФИО6» стал собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в марте 2017 года, а объекты были возведены еще в 2013 и 2016 годах, о чем сам административный истец указывает в исковом заявлении. Собственниками земельных участков на дату строительства скважин и водопровода были члены правления ЖСК ИЗ МК «ФИО6», которые непосредственно и выполняли строительство. Несмотря на то, что согласие собственника на строительство подземных сооружений не требовалось, заинтересованное лицо предоставило кадастровому инженеру согласия от всех собственников, договоры безвозмездного пользования, в которых выражено согласие на строительство сооружений на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование. Право собственности на объекты зарегистрированы за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в 2020 году. При этом, с даты завершения строительства (2013 год, 2016 год) до 2020 года никто не поднимал вопрос о законности либо незаконности возведенных объектов, тогда как с 2013 года объекты находятся в эксплуатации: водой снабжается весь мкр. ФИО6. Административный истец не доказал, какие его права нарушаются регистрацией права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружения, непосредственное строительство которых он не оспаривает, не заявляет требование о препятствии в пользовании его земельными участками, не оспаривает право собственности. По сути, спора о праве нет. Как следует из выписок из ЕГРН на земельный участок категории земель, под которыми проходит водопровод с кадастровым номером №; № - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование для строительства и эксплуатации промышленных предприятий, с кадастровым номером № - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Скважины и водопровод построены на денежные средства членов ЖСК ИЗ МК «ФИО6». На день рассмотрения административного иска спора о том, что объекты являются подземными, нет. Из технических планов сооружений следует, что объекты являются подземными, следовательно, разрешение на строительство не требуется в случае строительства водонесущих коммуникаций внутренним диаметром до 500 миллиметров включительно, а также их наземных и подземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования. В данном случае способ бурения не имеет значения.
Представитель заинтересованного лица Администрации Воронинского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В заявлении Врио Главы Воронинского сельского поселения ФИО7 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации поселения, против удовлетворения требований не возражала.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации Воронинского сельского поселения.
Выслушав пояснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 9 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что ПК ТОС «ФИО6» на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: общественное использование объектов капитального строительства (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2020 № КУВИ-001/2020-660700); земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации промышленных предприятий и коммунальных организаций (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2020 № КУВИ-001/2020-660676); земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 19.03.2020 № КУВИ-001/2020-5995216).
26.12.2019 за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» зарегистрировано право собственности на сооружение трубопроводного транспорта – водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес> год завершения строительства - 2016, протяженностью 7 074 м, находящийся, в том числе, в пределах принадлежащих ПК ТОС «ФИО6» земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №; номер государственной регистрации права № (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 № КУВИ-001/2020-679937).
28.01.2020 за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» зарегистрировано право собственности на сооружение водозаборное - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> год завершения строительства - 2013, глубиной 140 м, находящуюся в пределах принадлежащего ПК ТОС «ФИО6» земельного участка с кадастровым номером №; номер государственной регистрации права 70:14:0300092:17306-70/052/2020-1 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2020 №КУВИ-001/2020-2524530);
28.01.2020 за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» зарегистрировано право собственности на сооружение водозаборное - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> год завершения строительства - 2013, глубиной 135м, находящуюся в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №, номер государственной регистрации права № (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2020 № КУВИ-001/2020-2527374).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч.1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
ПК ТОС «ФИО6» в обоснование административного иска указано, что Управлением Росреестра по Томской области в нарушение требований закона произведена государственная регистрация права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружения (водопровода и водозаборные скважины) в отсутствие необходимых документов: разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию инженерной инфраструктуры.
Указанные доводы суд находит несостоятельными исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу подп. 4.2, 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно ч.ч. 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество (далее для целей настоящей статьи - товарищество) имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.
Под использованием подземных вод для питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ для целей настоящего Закона понимается их использование товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Томской области от 12.07.2016 № 73-ОЗ (ред. от 07.10.2019) «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Томской области» на территории Томской области, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется получение разрешения на строительство в случае строительства и (или) реконструкции водонесущих коммуникаций внутренним диаметром до 500 миллиметров включительно, а также их наземных и подземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования.
Обращаясь с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении сооружения - водопровода по адресу: Российская <адрес> представлен технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ООО «Кадастр» ФИО8 07.10.2019, из которого следует, что сооружение является водопроводом, год постройки - 2016, протяженность - 7 074 м, состоит из 11 подземных контуров. Разрешение на строительство не требуется в соответствии с п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона Томской области «Об установлении случаев, при которых не требуется разрешение на строительство на территории Томской области», а также определены координаты характерных точек контура сооружения.
ЖСК ИЗ МК «ФИО6» представлена проектная документация, подготовленная ООО «Арсенал-Проект» в отношении сооружения – скважины по адресу: <адрес>, предусматривающая оборудование и обустройство водозаборной скважины для поливочного водопровода в дачной застройке, расположенной в <адрес>. Проектируемый наружный водопровод монтируется из напорных полиэтиленовых труб ПЭ 80 по ГОСТ 18599-01. Отключающая арматура и насосная располагаются в проектируемом металлическом павильоне.
Проектная документация предусматривает следующие технические требования: глубина скважины - 140 м; обсадная колонна – из трубы диаметром 146 мм; фильтровая колона – (90х5х3000) мм; соединение между эксплуатационной и фильтровой колоннами изолировано с помощью свинцового сальника; дебит скважины – 3 куб.м/ч (0,83 л/сек); предусмотреть металлический павильон.
Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ООО «Кадастр» ФИО8 от 09.01.2020, на скважину по адресу: <адрес> также содержит его характеристики. Указано, что сооружение состоит из одного подземного контура. По паспорту разведочно-эксплуатационной скважины ее глубина составляет 140 м. Сооружение является объектом вспомогательного использования. Разрешение на строительство объекта не требуется в соответствии с п. 4.2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ЖСК ИЗ МК «ФИО6» для регистрации в Управление Росреестра по Томской области была представлена проектная документация, подготовленная ООО «Арсенал-Проект» в отношении сооружения – скважины по адресу: <адрес>, предусматривающая оборудование и обустройство водозаборной скважины для поливочного водопровода в дачной застройке, расположенной в <адрес> Проектируемый наружный водопровод монтируется из напорных полиэтиленовых труб ПЭ 80 по ГОСТ 18599-01. Отключающая арматура и насосная располагаются в проектируемом металлическом павильоне.
Проектная документация предусматривает следующие технические требования: глубина скважины - 135 м; обсадная колонна – из трубы диаметром 146 мм; фильтровая колона – (90х5х3000) мм; соединение между эксплуатационной и фильтровой колоннами изолировано с помощью свинцового сальника; дебит скважины – 3 куб.м/ч (0,83 л/сек); предусмотреть металлический павильон.
Технический план сооружения, подготовленный кадастровым инженером ООО «Кадастр» ФИО8 от 09.01.2020 содержит указание на скважину по адресу: <адрес> Сооружение состоит из одного подземного контура. По паспорту разведочно-эксплуатационной скважины ее глубина составляет 135 м. Сооружение является объектом вспомогательного использования. Разрешение на строительство объекта не требуется в соответствии с п. 4.2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, в отношении сооружения трубопроводного транспорта - водопровод с кадастровым номером №, сооружения водозаборного - водозаборной скважины с кадастровым номером №, а также сооружения водозаборного – водозаборной скважины с кадастровым номером № получение разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию не требовалось, следовательно, указанные документы не подлежали предоставлению для осуществления регистрации права собственности на данные сооружения.
Довод административного истца о том, что при регистрации права собственности на сооружения: водопровод и водозаборные скважины ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в Управление Росреестра по Томской области требовалось предоставить правоустанавливающие документы на земельные участки, занимаемые спорными сооружениями, суд также находит необоснованным.
Так, п.п. 6, 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения» разъяснено, что необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о его создании с применением технологии горизонтально-направленного бурения и о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков.
Как установлено выше, из представленной ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в Управление Росреестра по Томской области документации (технических планов, проектной документации) следует, что спорные сооружения являются подземными: водопровод (состоит из 11 подземных контуров); водозаборная скважина (глубина скважины - 140 м, состоит из одного подземного контура); водозаборная скважина (глубина скважины - 135 м, состоит из одного подземного контура). При этом, способ создания данных сооружений, в частности горизонтально-направленного бурения правового значения для регистрации права собственности на такие объекты за ЖСК ИЗ МК «ФИО6» не имел при имеющейся вышеназванной документации.
Принимая во внимание, вышеизложенные обстоятельства, тот факт, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в соответствии с законом, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра по Томской области не вправе было требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, под которыми проходят инженерные коммуникации.
Кроме того, как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела спорные сооружения: водопровод и водозаборные скважины построены ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в 2013, 2016 г.г. (договор на выполнение работ по бурению скважины на воду № 40-13 от 21.10.2013, договор подряда от 14.06.2016 № 08-16). В указанный период времени административный истец ПК ТОС «ФИО6» не являлся собственником земельных участков. Так, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано за ПК ТОС «ФИО6» 01.03.2017; на земельный участок с кадастровым номером № – 24.04.2019; на земельный участок с кадастровым номером № – 01.03.2017. При этом, как следует из материалов регистрационного дела, ЖСК ИЗ МК «ФИО6» государственному регистратору были предоставлены письменные согласия на прокладку инженерных сетей – водопровода в границах земельного участка от членов ЖСК ИЗ МК «ФИО6», а также договоры безвозмездного пользования земельным участком, заключенные с собственниками земельных участков, уведомление о прохождении подземного водопровода под земельными участками.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ЖСК ИЗ МК «ФИО6» при обращении с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные сооружения: водопровод и водозаборные скважины были представлены все необходимые документы, на основании которых Управлением Росреестра по Томской области в соответствии с требованиями закона совершены действия по государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> м и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 26.12.2019 №; государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 №; государственной регистрации права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 28.01.2020 № 70:14:0300092:17307-70/052/2020-1.
Оснований для признания действий Управления Росреестра по Томской области незаконными по доводам, приведенным административным истцом не имеется.
Кроме того, при разрешении требований ПК ТОС «ФИО6» суд учитывает следующее.
Законодательство Российской Федерации предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Выбор способа защиты права должен осуществляться с учетом характера допущенного нарушения и не может осуществляться истцом произвольно, поскольку право на судебную защиту, не предполагает возможность выбора для истца по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты.
В силу разъяснений, содержащихся в п.п. 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Эффективная судебная защита возможна, когда избранный истцом способ защиты нарушенного права направлен на реальное восстановление нарушенного материального права или защиту законного интереса. Заинтересованное лицо должно обосновать, каким образом обращение в суд с заявленным требованием будет способствовать восстановлению его прав.
Настоящее административное исковое заявление ПК ТОС «ФИО6» направлено, по существу, на оспаривание права собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на сооружения: водопровод и водозаборные скважины, однако, само по себе исключение из Единого государственного реестра недвижимости записей о праве собственности ЖСК ИЗ МК «ФИО6» на указанные сооружения не повлечет восстановления каких-либо прав ПК ТОС «ФИО6», поскольку ЖСК ИЗ МК «ФИО6» остается собственником данных сооружений, следовательно, ПК ТОС «ФИО6» избран ненадлежащий способ защиты свои прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Потребительского кооператива территориального общественного самоуправления «ФИО6» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес> протяженностью 7 074 м и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от 26.12.2019 №; признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ№; признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившихся в государственной регистрации права собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» на сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и во внесении в Единый государственный реестр недвижимости регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ№; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» на сооружение - водопровод с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, протяженностью 7 074 м; сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; сооружение - водозаборную скважину с кадастровым номером № по адресу: <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская
Копия верна
УИД 70RS0005-01-2020-000705-10
Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-87/2021
Судья М.О. Осмольская
Секретарь К.В. Гапонович