ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-653/2016 от 01.02.2016 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2А-653/2016

г. Тюмень 01 февраля 2016 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Коловой О.А.,

с участием административного истца Збанацкого О.В.,

представителя административных ответчиков Дубровиной Я.В., действующей также от имени заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени,

представителя заинтересованного лица Горностаева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-653/2016 по административному исковому заявлению Збанацкого О.В. к Главе Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени об оспаривании органа (лица), наделенных публичными полномочиями,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Збанацкий О.В. обратился в суд к административным ответчикам с требованиями о признании изданного Главой Администрации города Тюмени А.В. Мором распоряжения Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 № 154» незаконным (не соответствующим нормам статей36,46 Конституции РФ, статьи 8 Гражданского кодекса РФ, статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.5 ч.3, ч.5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ) в части, которой отклонено предложение Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2 на СХ – 1, и нарушающим право Збанацкого О.В. на приобретение в собственность указанного земельного участка для размещения сельскохозяйственных угодий; об обязании Главы Администрации города Тюмени в течении тридцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающего изменение вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2(для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ – 1 (для сельскохозяйственного использования), направить копии указанного решения суда в ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тюменской области и Збанацкому О.В. Требования мотивированы тем, что заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было отклонено его предложение об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2 на СХ – 1 «за отсутствием правовых оснований и в связи с планируемой подготовкой Администрацией города Тюмени кассационной жалобы на апелляционное определение Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (п.7 протокола от ДД.ММ.ГГГГ). На основании заключения комиссии принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении предложения административного истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени.

В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.

Административный истец Збанацкий О.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Дубровина Я.В., действующая на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64), действующая также от имени заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласилась с требованиями Збанацкого О.В., просила отказать в удовлетворении его требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 65-70).

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области Горностаев Д.А., действующий на основании доверенности (л.д. 116), с требованиями Збанацкого О.В. не согласился, просил отказать в удовлетворении его требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 110-114).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит требования Збанацкого О.В. частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Збанацкому О.В. в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность за плату для размещения сельскохозяйственных угодий. За Збанацким О.В. признано право на приобретение в собственность за плату для размещения сельскохозяйственных угодий земельного участка площадью около 2.5 га, с адресным ориентиром: <адрес>, севернее <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами и (л.д. 39-43).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения (л.д. 25-32).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.

Решением Тюменской городской Думы «О правилах землепользования и застройки города Тюмени» № 154 от 30 октября 2008 года утверждены правила застройки и землепользования города Тюмени.

Решением Тюменской городской Думы № 1001 от 29 августа 2013 года внесены изменения в вышеуказанные Правила землепользования и застройки города Тюмени. В частности статьями 13 и 13-13 Приложения к данному решению (карта градостроительного зонирования города Тюмени) территория, карты 13 планировочного района города Тюмени) территория, соответствующая местоположению спорного земельного участка, ранее относящаяся с территориальной зоне СХ – 1 (зона, предназначенная для ведения сельского хозяйства) отнесена к территориальной зоне Ж – 2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером , площадью 2500 кв.м.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Збанацкий О.В. обратился к Главе администрации города Тюмени с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени в части изменения вида территориальной зоны для земельного участка кадастровым номером с Ж – 2 на СХ – 1. Распоряжением Администрации города Тюмени ДД.ММ.ГГГГ «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ», предложение Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2 на СХ – 1 было отклонено (л.д. 16-24).

Указанным апелляционным определением Распоряжение Администрации города Тюмени 09 декабря 2014 года № 1005 «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы № 154 от 30 октября 2008 года», в части, в которой отклонено предложение об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером признано незаконным. (л.д. 16-24).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к Главе Администрации города Тюмени с заявлением об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером 72:17:1707006:7596 с Ж – 2 на СХ – 1.

Как следует из протокола заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, предложение Збанацкого О.В. об изменении территориальной зоны были отклонены. Отказ мотивирован отсутствием правовых оснований, поскольку внесение указанных изменений повлечет несоответствие Правил землепользования и застройки города Тюмени Генеральному плану города Тюмени.

Распоряжением Администрации города Тюмени № 795 от 30 сентября 2015 года «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 № 154» отклонены предложения Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка (л.д. 15).

Копия указанного распоряжения была направлена в адрес Збанацкого О.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

В соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исследовав все доказательства в их совокупности, судом установлено, что решение Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Збанацким О.В. признано право на приобретение в собственность за плату земельного участка для размещения сельскохозяйственных угодий до настоящего времени не исполнено, а в соответствии с частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, обжалуемое административным истцом распоряжение противоречит вступившим в законную силу судебным решениям, и, следовательно, нарушает право Збанацкого О.В.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что решение Центрального районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца в части признании распоряжения Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ» в части, которой отклонено предложение Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2 на СХ – 1, незаконным.

Подпунктом 1 пункта 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, разрешая вопрос о способе устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд не связан доводами административного истца и должен избрать способ, соответствующий характеру нарушения.

Суд полагает, что требования административного истца о возложении на Главу администрации города Тюмени обязанностей в течении тридцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающего изменение вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж – 2(для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ – 1 (для сельскохозяйственного использования), направить копии указанного решения суда в ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тюменской области и Збанацкому О.В. не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа или должностного лица государственного органа, в данном случае Главы администрации города Тюмени.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация города Тюмени в области регулирования землепользования и застройки осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки города Тюмени, проекта о внесении в них изменений на соответствие требованиям, установленным законодательством о градостроительной деятельности.

На основании изложенного, в целях устранения нарушенного права, суд считает необходимым обязанности по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающие изменение вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж-2 (для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ-1 (для сельскохозяйственного использования) возложить на Администрацию города Тюмени.

Срок, установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Требования Збанацкого О.В. удовлетворить частично.

Признать распоряжение Администрации города Тюмени от 30 сентября 2015 года № 795 «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154» незаконным в части, которой отклонено предложение Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж-2 на СХ-1 и нарушающим право Збанацкого О.В. на приобретение в собственность указанного земельного участка для размещения сельскохозяйственных угодий.

Обязать Администрацию города Тюмени подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающие изменение вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером с Ж-2 (для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ-1 (для сельскохозяйственного использования).

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2016 года.

Судья Е.А. Гарипова