К делу № 2а-653/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2016 года село Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Даниленко А.А.,
секретаря судебного заседания Конаревой Н.А.,
с участием представителя административного истца – ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Негляд А.В., действующего на основании доверенности 12-юр от 01.01.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к Отделению надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Отделению надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании незаконным предписания.
В обоснование указывает, что в период с 21.07.2015 по 10.08.2015 государственным инспектором Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена внеплановая выездная проверка юридического лица на предмет выполнения ранее выданных предписаний надзорного органа.
По результатам проверки ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (далее по тексту - Общество) выдано новое предписание № 110/1-21 от 10.08.2015, согласно которому на заявителя возложена обязанность по выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
Срок выполнения предписания - 10.08.2017.
Общество считает, что обязанности по выполнению пунктов 8-21, 35 вышеуказанного предписания на заявителя возложены незаконно по следующим основаниям.
При проведении проверки государственным инспектором ОНД Успенского района не принято во внимание исполнение Обществом требований пожарной безопасности.
Пункт 110/1-8 - на нефтеналивной эстакаде предусмотрено управление подачей нефти посредством перекрытия задвижек, установленных в насосной для откачки нефти в ж/д цистерны, и непосредственно на нефтеналивных стояках на эстакаде (фототаблица).
Пункт 110/1-9 - на нефтеналивной эстакаде для налива нефти в цистерны предусмотрены резинотканевые рукава исключающие искрообразование (фототаблица).
Пункт 110/1-10 - на территории ННЭ «Коноково» имеется один извещателъ пожарный ручной (фототаблица). В СНиП 2.11.03.-93, введенные в действие с от 01.07.1993 «Склады нефти и нефтепродуктов» отсутствует пункт 95. Кроме того, нормы вышеуказанных правил распространяются на склады нефти и нефтепродуктов и устанавливают противопожарные требования к ним, объект ННЭ «Коноково» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов как парк резервуаров по принципу обращения, а не хранения опасных веществ. Следовательно, требования СНиП 2.1 1.03.-93 к объекту ННЭ «Коноково» не применимы. Аналогично к п. 110/1-17, 110/1-18.
Пункты 110/1-14, 110/1-15 - на объекте предусмотрены рации для ведения переговоров (фототаблица).
Пункт 110/1-16 - на ННЭ «Коноково» предусмотрен водоем с противопожарным запасом воды для тушения возможных пожаров с помощью пожарной техники со стволами ГПС-600. с помощью которых будет производится тушение пожаров пеной средней кратности (фототабл ица).
Пункт 110/1-35 - на ННЭ «Коноково» предусмотрено два водоема с противопожарным запасом воды для тушения возможных пожаров с помощью пожарной техники с лафетными стволами, с помощью которых будет осуществляться орошение каждой точки эстакады двумя струями (фототаблица).
Пункт 110/1-20 - на ННЭ «Коноково» в насосной пожаротушения предусмотрено включение насосов дистанционно посредством нажатия кнопки дистанционного включения насосов (фототаблица). В приведенной норме (п. 13.21 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, введен в действие с 01.01.1985) содержатся требования о приведении в действие пожарных насосов дистанционно, но не требования об установке у каждого пожарного стояка кнопки дистанционного включения как указал в предписании государственныцй инспектор. Кроме того, СНиП 2.04.02- 84 утратили силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года.
Незаконность возложении на Общество обязанностей, не предусмотренных нормами действующего законодательства.
В соответствии частями 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно Письму МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности» ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются документами добровольного применения и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункты 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 35, 21 предписания № 110/1-21 от 10.08.2015 не подлежат исполнению, в соответствии с положениями «ВУП СНЭ-87. Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов» (утв. Приказом Миннефтехимпрома СССР от 17.07.1986 № 685 и введенного в действие с 01.03.1987), в связи с тем, что указанный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном порядке, а носит лишь рекомендательный характер при разработке проектов вновь проектируемых и реконструируемых объектов.
Также отсутствуют законные основания для исполнения Обществом п. 19 Предписания, в связи с не опубликованием в установленном законом порядке Правил пожарной безопасности в нефтяной промышленности. ГШБО-85, утв. Миннефтепромом СССР 25.1 1.1985.
Письмом МЧС РФ от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» разъяснено, что нормативные правовые документы, касающиеся нрав и свобод граждан, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованные в установленном порядке, не могут рассматриваться в качестве обязательных и не должны предписываться для исполнения гражданами и организациями и не несут правовых последствий (также см. письмо Минюста РФ от 23.10.2009 № 01-5316/09).
Незаконность возложении на Общество обязанностей, основанных на нормах и правилах, которые не действовали в период ввода объекта в эксплуатацию.
Производственный комплекс ННЭ «Коноково» введен в эксплуатацию в 1962 году, т.е. до введения в действие СПиП 2.11.03.-93, следовательно, положения данного документа не могут рассматриваться в качестве обязательных и нести правовые последствия, в части п. п. 10, 13, 17, 18.
Письмом МЧС РФ от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СПиП» разъяснено, что при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 123, если положения настоящего закона устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования до дня вступления в силу соответствующих положений федерального закона, применяются ранее действующие требования.
С дат ввода в эксплуатацию функциональное назначение объекта не изменялось, их реконструкция не проводилась, поэтому применение к оценке их пожарной безопасности положений СНиП, принятых в 1993 году является неосновательным.
В силу положений п.п. 2, 8, 9 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности.
Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Нарушение прав и законных интересов заявителя предписанием № 110/1-21 от 10.08.2015 выражается в том, что государственный орган возлагает на Общество выполнение обязанностей при отсутствии оснований, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Просят признать недействительным предписание Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю № 110/1-21 от 10.08.2015 в части пунктов 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,21, 35.
Кроме того, в период с 21.07.2015 по 10.08.2015 государственным инспектором Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю (далее - Административный ответчик) проведена внеплановая выездная проверка юридического лица на предмет выполнения ранее выданных предписаний надзорного органа.
По результатам проверки ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (далее - Административный истец) выдано новое предписание № 110/1-21 от 10.08.2015, согласно которому на заявителя возложена обязанность по выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
Срок выполнения предписания - 10.08.2017. Общество считает, предписание № 110/1-21 от 10.08.2015 в части пунктов 8-21 и 35 недействительным, однако процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании данного предписания недействительным был пропущен.
Причиной пропуска срока на обжалование послужило отсутствие единообразия правоприменительной судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции в толковании и применении одних и тех же положений права.
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2015 производство по делу № А32-36307/2015 прекращено по основаниям ст. 150 АПК РФ, в связи с неподведомственностью арбитражному суду, полагаем, что пропуск срока был вызван объективными причинами и носит уважительный характер.
Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Нарушение прав и законных интересов заявителя предписанием № 110/1-21 от 10.08.2015 выражается в том, что государственный орган возлагает на Общество выполнение обязанностей при отсутствии оснований, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Просят восстановить ООО «РН-Краснодарнефтегаз» процессуальный срок для обжалования предписания Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю №110/1-21 от 10.08.2015. Принять к производству, поданное административным истцом административное исковое заявление о признании недействительным предписания Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю №110/1-21 от 10.08.2015.
Административный истец - ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в судебном заседании поддержал требования, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик - Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, суду представили ходатайства о рассмотрении иска в их отсутствие, требования заявителя признают в части, суду представили письменное возражение, согласно которого следует, что: отделением надзорной деятельности Успенского района проводилась внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением законного предписания ООО «РН-Краснодарнефтегаз».
В ходе проверки выявлено, что не выполнено в установленный срок (до 20.07.2015 года) пункты предписаний по устранению нарушений установленных требований пожарной безопасности №№ 122/1-4, 122/1-6, 122/1-10, 122/1-16, 122/1-17, 122/1-19, 122/1-21, 122/1-22, 122/1-23, 122/1-24, 122/1-25, 122/1-26, 122/1-27, 122/1-28, 122/1-29, 122/1-30, 122/1-31, 122/1-32, 122/1-33, 122/1-35, 122/1-36, 122/1-37 от 13.08.2014 года, срок для исполнения которого истек 20.07.2015, а также пункты предписания по устранению нарушений установленных требований пожарной безопасности №№ 128/1/1-1, 128/1/1-2, 128/1/1-3, 128/1/1-4, 128/1/1-5, 128/1/1-6, 128/1/1-7, 128/1/1-8, 128/1/1-9, 128/1/1-10, 128/1/1-11, 128/1/1-12, 128/1/1-14, 128/1/1-15, 128/1/1-16, срок для исполнения, которого истек 20.07.2015. По результатам проверки составлен акт проверки 110 от 10.08.15 года, предписание № 110/1-21 от 10.08.15 года и протокол № 58/94 от 10.08.15 года об административном правонарушении за невыполнение предписания. В ходе проведения проверки представителями юридического лица не представлены доказательства выполнения требуемых пунктов предписания, а были представлены устные пояснения о том, что для выполнения данных пунктов предписания необходимы денежные средства, и все документы подписаны без пояснений и возражений по содержанию. Далее в своем письме за № 04-10480 от 24.08.15 «О согласовании по срокам устранения нарушений» данная информация по невыполнению пунктов предписания подтверждается. Представителем юридического лица на проверке являлся по должности Главный специалист по пожарной безопасности отдела ПБ и ОТ ООО «РН-Краснодарнефтегаз», который и подписывал документы по результатам проверки.
Статья 5 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предлагаемая для каждого пункта предписания гласит о том, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в обязательном порядке содержит комплекс мероприятий, исключающих возможность превышение значений допустимого пожарного риска, а ст. 6 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» регламентирует условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а именно, необходимо выполнить одно из условий, либо выполнить требования пожарной безопасности, предлагаемые и устанавливаемые техническими регламентами («О техническом регулировании») и нормативными документами по пожарной безопасности, либо провести оценку пожарного риска после выполнения требований пожарной безопасности и технических регламентов. На момент проверки объекта от ООО «РН-Краснодарнефтегаз» получено письмо за № 04-9666 от 07.08.2015г «О расчете пожарного риска» о том, что исходные данные объекта используемого в расчете пожарного риска не соответствуют действительным, и что при проведении мероприятия по контролю за выполнением предписания данный расчет пожарного риска просят не учитывать.
Таким образом, на объекте должны выполняться нормативные документы по пожарной безопасности (статья 1 ФЗ №69) и технические регламенты в полном объеме требования, ранее действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в соответствии с этим, в предписании ОНД требуются выполнения нормативных документов по пожарной безопасности, альтернативы которым требованиями ФЗ № 123 не предлагалось виду того, что этим законом данные требования не устанавливались. В соответствие со статьей 4 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего федерального закона. Под добровольной основой трактуется понятие добровольного применения либо расчета риска, либо выполнение норм и правил Пожарной безопасности о чем указано выше.
При этом СНиП 2.11.03.93 в области применения не имеет концепций относительно эксплуатации объекта либо проектирования объектов, и, при этом требования СНиП обратной силы не имеют и подлежат исполнению, как и другие требования нормативных документов, предложенных в предписании. Также в соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно положения настоящего Федерального закона не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона (СНиП 2.11.03.93, ВУП СНЭ-87).
По пункту 110/1-10 в СНиП 2.11.03-93 имеется пункт 9.5.
При этом обращение нефти от заполнения до отгрузки в цистерны предусматривает её хранение в большом объеме ( в резервуарах), в связи с чем необходимы меры безопасности по сохранению данных объемов от возгораний регламентированных СНиП 2.11.03-93., а также в декларации объекта указано его функциональное назначение: прием, временное хранение и отгрузка нефти.
В части касающейся предписания п.110/1-20 по требованию СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», который утратил силу на территории РФ с 01.01.13г. просим признать недействительным.
Просят предписание № 110/1-21 от 10.08.2015 года в части пунктов 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,35,21 оставить без изменения, а заявление без удовлетворения.
Предписание № 110/1-20 от 10.08.2015 года в части пункта 20 признать недействительным.
Суд, представителя истца, исследовав материалы дела, считает следующее.
Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (часть 1 статьи 218 настоящего Кодекса).
Статьей 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 6 ФЗ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на Решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор по надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В силу п.1 Правил пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в данном случае ОГПН в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе и путем выставления в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписаний об устранении нарушений и соблюдении требований в области пожарной безопасности.
Согласно статье 37 ФЗ от 21 декабря 1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В статье 20 указанного Закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами.
Пункт 3 Правил предусмотрено, что наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Из совокупного толкования ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 32, 34 ФЗ «О техническом регулировании» следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе к зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, электрическую безопасность. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, экологической безопасности.
Проверка соблюдения требований технических регламентов, предъявляемых к объекту, а также оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.
В судебном заседании установлено, что Отделением надзорной деятельности Успенского района проводилась внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением законного предписания ООО «РН-Краснодарнефтегаз».
В ходе проверки выявлено, что не выполнено в установленный срок (до 20.07.2015 года) пункты предписаний по устранению нарушений установленных требований пожарной безопасности №№ 122/1-4, 122/1-6, 122/1-10, 122/1-16, 122/1-17, 122/1-19, 122/1-21, 122/1-22, 122/1-23, 122/1-24, 122/1-25, 122/1-26, 122/1-27, 122/1-28, 122/1-29, 122/1-30, 122/1-31, 122/1-32, 122/1-33, 122/1-35, 122/1-36, 122/1-37 от 13.08.2014 года, срок для исполнения которого истек 20.07.2015, а также пункты предписания по устранению нарушений установленных требований пожарной безопасности №№ 128/1/1-1, 128/1/1-2, 128/1/1-3, 128/1/1-4, 128/1/1-5, 128/1/1-6, 128/1/1-7, 128/1/1-8, 128/1/1-9, 128/1/1-10, 128/1/1-11, 128/1/1-12, 128/1/1-14, 128/1/1-15, 128/1/1-16, срок для исполнения, которого истек 20.07.2015.
По результатам проверки составлен акт проверки 110 от 10.08.15 года, предписание № 110/1-21 от 10.08.15 года и протокол № 58/94 от 10.08.15 года об административном правонарушении за невыполнение предписания. В ходе проведения проверки представителями юридического лица не представлены доказательства выполнения требуемых пунктов предписания, а были представлены устные пояснения о том, что для выполнения данных пунктов предписания необходимы денежные средства, и все документы подписаны без пояснений и возражений по содержанию. Далее в своем письме за № 04-10480 от 24.08.15 «О согласовании по срокам устранения нарушений» данная информация по невыполнению пунктов предписания подтверждается. Представителем юридического лица на проверке являлся по должности Главный специалист по пожарной безопасности отдела ПБ и ОТ ООО «РН-Краснодарнефтегаз», который и подписывал документы по результатам проверки.
Статья 5 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предлагаемая для каждого пункта предписания гласит о том, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в обязательном порядке содержит комплекс мероприятий, исключающих возможность превышение значений допустимого пожарного риска.
В соответствии со статьей 6 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, а именно, необходимо выполнить одно из условий, либо выполнить требования пожарной безопасности, предлагаемые и устанавливаемые техническими регламентами («О техническом регулировании») и нормативными документами по пожарной безопасности, либо провести оценку пожарного риска после выполнения требований пожарной безопасности и технических регламентов. На момент проверки объекта от ООО «РН-Краснодарнефтегаз» получено письмо за № 04-9666 от 07.08.2015 года «О расчете пожарного риска» о том, что исходные данные объекта используемого в расчете пожарного риска не соответствуют действительным, и что при проведении мероприятия по контролю за выполнением предписания данный расчет пожарного риска просят не учитывать.
На объекте должны выполняться нормативные документы по пожарной безопасности (статья 1 ФЗ №69) и технические регламенты в полном объеме требования, ранее действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в соответствии с этим, в предписании ОНД требуются выполнения нормативных документов по пожарной безопасности, альтернативы которым требованиями ФЗ № 123 не предлагалось виду того, что этим законом данные требования не устанавливались.
В соответствие со статьей 4 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего федерального закона. Под добровольной основой трактуется понятие добровольного применения либо расчета риска, либо выполнение норм и правил Пожарной безопасности о чем указано выше.
При этом СНиП 2.11.03.93 в области применения не имеет концепций относительно эксплуатации объекта либо проектирования объектов, и, при этом требования СНиП обратной силы не имеют и подлежат исполнению, как и другие требования нормативных документов, предложенных в предписании. Также в соответствии частью 4 статьи 4 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно положения настоящего Федерального закона не устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона (СНиП 2.11.03.93, ВУП СНЭ-87).
По пункту 110/1-10 в СНиП 2.11.03-93 имеется пункт 9.5.
При этом обращение нефти от заполнения до отгрузки в цистерны предусматривает её хранение в большом объеме (в резервуарах), в связи с чем необходимы меры безопасности по сохранению данных объемов от возгораний регламентированных СНиП 2.11.03-93., а также в декларации объекта указано его функциональное назначение: прием, временное хранение и отгрузка нефти.
В части касающейся предписания п.110/1-20 по требованию СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», суд считает доводы административного истца о том, что данный СНиП утратил силу на территории РФ с 01.01.13 года обоснованным и подлежащим удовлетворению. просим признать недействительным.
При установленных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Восстановить ООО «РН-Краснодарнефтегаз» процессуальный срок для обжалования предписания Отделения надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю №110/1-21 от 10.08.2015 года.
Удовлетворить административное исковое заявление ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к Отделению надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании незаконным предписания в части пункта 110/1-20 по требованию СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья