Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2022 года г.Кимовск Тульская область
Кимовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Калачева В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой В.П.,
с участием представителя административного истца помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н., действующего в интересах неопределенного круга лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-653/2022 по административному иску исполняющего обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области об оспаривании бездействия, обязании разработать нормативный правовой акт,
у с т а н о в и л:
исполняющий обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не разработке проекта решения собрания депутатов, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, и не направлении его в собрание депутатов. Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу, разработать проект решения собрания депутатов МО Новольвовское Кимовского района, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, и направить его в собрание депутатов МО Новольвовское Кимовского района.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности. Установлено, что собранием депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района правовой акт, устанавливающий стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, не разработан, и не принят. По результатам проверки в администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района, 24.05.2022 внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны обоснованными. Однако до настоящего времени проект указанного правового акта не разработан, и в собрание депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района не направлен. Отсутствие правового акта не позволяет надлежащим образом распоряжаться муниципальным имуществом, осуществлять муниципальные полномочия в отношении имущества, что повлечет за собой нецелевое использование имущества, что ущемит права жителей муниципального образования Новольвовское Кимовского района.
Представитель административного истца - Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, помощник Кимовского межрайонного прокурора Иванов С.Н. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик - администрация муниципального образования Новольвовское Кимовского района, в лице главы ФИО1, обратилась к суду с письменным заявлением о признании административных исковых требований.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.
Частью 1 ст.39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, указанные требования могут быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст.219 КАС РФ).
Вопросы местного значения, решение которых осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального района, указаны в статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ)
Статья 50 Закона №131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1 части 1).
Частью 1 статьи 51 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 51 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области зарегистрирована 08.10.2013 за ОГРН №, к основному виду деятельности относится деятельность органов местного самоуправления сельских поселений. Главой администрации муниципального образования Кимовский район, является ФИО5
Согласно п.3 ч.2 ст.7 Устава муниципального образования Кимовский район, к вопросам местного значения муниципального образования Кимовский район относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности. Установлено, что собранием депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района правовой акт, устанавливающий стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, не разработан, и не принят. В связи с не разработкой указанного проекта, 24.05.2022. межрайонной прокуратурой в администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено.
Согласно сообщению главы администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района от 28.06.2022 №, правовой акт, устанавливющий стоимость муниципального имущества, подлежащего включению в разде 2 реестра муниципального имущества муниципального образования Новольвовское Кимовского района будет разработан в ближайшее время и направлен в Кимовскую межрайонную прокуратуру для проверки соответствия действующему законодательству. К дисциплинарной ответственности привлечено лицо, допустившее нарушение законодательства.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Поскольку на момент вынесения решения судом, представителем административного ответчика доказательств разработки проекта решения собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества и направления его в собрание депутатов муниципального образования не представлено, суд приходит к выводу, что административный ответчик бездействует, поскольку отсутствие указанного проекта не позволяет надлежащим образом распоряжаться муниципальным имуществом, исполнять полномочия в отношении имущества, что повлечет за собой нецелевое использование имущества, тем самым ущемив права жителей муниципального образования Новольвовское Кимовского района.
При этом из указанного следует, что требование и.о. Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района разработать вышеназванный проект и направить его в собрание депутатов, является законным, поскольку вытекает из первого административного искового требования, а потому также подлежит удовлетворению.
В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района разработать проект решения собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества и направить его в собрание депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района.
По смыслу ч.9 ст.227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика, его реальных возможностей суд определяет срок исполнения судебного решения в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ч.3 ст.46, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования исполняющего обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оспаривании бездействия, обязании разработать нормативный правовой акт – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области, выразившееся в не разработке проекта решения собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, и не направлении его в собрание депутатов.
Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать проект решения собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района, устанавливающего стоимость имущества, которое подлежит включению в раздел 2 реестра муниципального имущества, и направить его в собрание депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Кимовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий