ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-654/2017 от 17.07.2017 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-654/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2017 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболева М.Ю., при секретаре Никитиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на переустройство системы отопления и обязании принять новое решение о выдаче разрешения,

УСТАНОВИЛ:

Сухарев А.Н, Сухарева А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района о признании незаконным отказа от 05 мая 2017 года № 433 в выдаче разрешения на переустройство системы отопления по адресу (адрес), о возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на переустройство системы отопления. В обоснование заявленных требований указали, что им, Сухареву А.Н. и Сухаревой А.А. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес).

02 февраля 2017 года они обратились в Администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о разрешении провести переустройство системы отопления в принадлежащей им квартире по вышеуказанному адресу.

К заявлению был приложен полный пакет документов, в том числе, был предоставлен проект, подготовленный ООО «Горгаз», на индивидуальное теплоснабжение квартиры в многоквартирном доме расположенном по адресу: (адрес).

06.02.2017 г. из Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области получено письмо от 06.02.2017 № 107, в котором им было отказано в предоставлении разрешения на проведение индивидуального отопления по адресу (адрес).

Указали, что в нарушение положений ЖК РФ, из содержания отказа не усматривается предусмотренных законом правовых оснований для принятия решения.

Согласно пункту 7.3.7 строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), системы теплоснабжения жилых зданий следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 60.13330. Данные требования были соблюдены.

Представленная проектная документация, подготовленная ООО «Горгаз», соответствует техническим условиям «Газпром газораспределение Кострома» и требованиям действующего законодательства.

Решением Костромского районного суда от 20 апреля 2017 года был признан незаконным выраженный в письме от 06 февраля 2017 года № 107 отказ администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес); на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. о выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес).

05 мая 2017 года администрация повторно рассмотрела заявление истцов, дала отказ в выдаче разрешения провести переустройство системы отопления.

Указали, что ответчик в своих отказах не указывают на то, что возможность установки отопительного оборудования не соответствует представленной проектной документации, подготовленной ООО «Горгаз», техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не установили, что переустройство нарушает права и законные интересы граждан, создает угрозу жизни и здоровью людей.

Административный истец Сухарева А.А. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный истец Сухарев А.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Шунгенского сельского поселения Васина И.Н., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01- 2003 «Здания жилые многоквартирные», п. 7.3.7.) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов при полной проектной реконструкции систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома, общей системы газоснабжения, газового ввода, системы дымоудаления и т.д.Кроме того Схема теплоснабжения Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2014 до 2028 года не предусматривает переход отельных квартир этого дома на автономные источники теплоснабжения.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела извещено надлежащим образом, ранее представитель МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения Лакеев А.Н. в судебном заседании пояснил, что проект, подготовленный ООО «Горгаз», на индивидуальное теплоснабжение квартиры в многоквартирном доме расположенном по адресу: (адрес), в МУП ЖКХ для согласования не направлялся.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела № 2а-367/2017, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Статьей 27 ЖК РФ предусмотрены основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения, каковыми являются: 1) непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представление документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2).

Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.

В соответствии с подпунктами «в» и «е» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что жилой дом по адресу (адрес), в котором расположена квартира административных истцов, введен в эксплуатацию в 1970-80-х годах.

Постановлением главы Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 68 от 17 июня 2014 года, с учетом изменений внесенных Постановлением № 235 от 26 июля 2016 года, утверждена схема теплоснабжения Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2014 до 2028 года.

Судом установлено, что Сухареву А.Н. и Сухаревой А.А. на праве собственности (общая долевая собственность, по 1/2 доле в праве) принадлежит квартира, расположенная по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости по состоянию на 03.04.2017 г.

Квартира истцов расположена на 2-м этаже 2-х этажного многоквартирного панельного жилого дома, подключенного к системе центрального отопления.

С целью переустройства квартиры, заключающегося в отключении ее от центрального отопления и переходе на автономное отопление от газового котла-колонки, истцы обратились в ООО «Горгаз», которое на основании технического задания, выданного АО «Газпром газораспределение Кострома», подготовило проектную документацию в двух томах: т. 1: ГВС (внутреннее газооборудование), т. 2: ОТ (Отопление).

2 февраля 2017 года Сухарева А.А., Сухарев А.Н. обратились в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о разрешении переустройства системы отопления на автономное (индивидуальное) по адресу: (адрес)

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес), от декабря 2016 года единогласно согласована установка индивидуального отопления в квартире от собственников дома (адрес).

06 февраля 2017 года письмом № 107 главы администрации Шунгенского сельского поселения со ссылками на п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации заявителям отказано в выдаче разрешения на проведение индивидуального отопления с указанием также на то, что индивидуальное теплоснабжение квартиры (адрес) по (адрес) не предусмотрено схемой теплоснабжения Шунгенского сельского поселения.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 20 апреля 2017 года, вступившего в законную силу 26 мая 2017 года, требования Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. удовлетворены.

Признан незаконным выраженный в письме от 06 февраля 2017 года № 107 отказ администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес).

На администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. о выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес).

В письме от 05 мая 2017 года администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района повторно отказала Сухареву А.Н., Сухаревой А.А. в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу (адрес) со ссылками на п. п. 1.7.2 и 1.7.3 от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Свода правил 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. N 780, Свода правил 41-108- 2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», одобренного для применения Письмом Госстроя России N ЛБ-2011/9 от 26 марта 2004 г., Правилами безопасности 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 г. №9; постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. №87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»,СНиП 31-01- 2003 «Здания жилые многоквартирные», п. 7.3.7, а также на схему теплоснабжения Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района на период с 2014 по 2028 г.г.

Вместе с тем из анализа указанных выше положений закона, следует, они не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а лишь вводят возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 16.04.2012 г.

Так, в соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

В свою очередь, требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154, предусмотрено, что настоящий документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

То обстоятельство, что изначально многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истцов, являлся единым объектом инженерной инфраструктуры, подключенным к централизованной тепловой сети, само по себе не является безусловным основанием для отказа в переходе на индивидуальное отопление квартир дома с использованием разрешенных квартирных источников тепловой энергии, поскольку в соответствии с пунктом 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, схема теплоснабжения может быть актуализирована, в том числе при изменении тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии; в связи с вводом в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии, соответствующих обязательным требованиям, установленным законодательством РФ и проектной документации.

Поскольку представленный Сухаревыми проект переустройства квартиры предполагает изменение существующей схемы теплоснабжения, такое переустройство может оказать влияние на функционирование централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома, данный проект подлежал согласованию с ответчиком, в том числе и на предмет его соответствия строительным нормам и правилам проектирования с учетом сути предполагаемого переустройства - отключения квартиры истцов от указанной системы отопления и последствий данного отключения для действующей схемы теплоснабжения многоквартирного дома. Судом установлено, не оспаривается сторонами, что проектная документация, представленная истцами, с технической точки зрения не оценивалась, в отказе, выраженном в письме от 05 мая 2017 года, административный ответчик ограничился только приведением наименований нормативных актов, которые подлежат применению при оценке проектной документации.

С учетом установленных обстоятельств отказ администрации сельского поселения в согласовании проекта переустройства квартиры по изложенным в нем основаниям, не может быть признан законным, в связи с чем требования Сухаревой А.А. и Сухарева А.Н. в части признания незаконным отказа администрации Шунгенского сельского поселения от 05 мая 2017 года в согласовании проекта переустройства по установке индивидуального отопления в квартире по адресу: (адрес), суд находит подлежащими удовлетворению с возложением на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанности повторно рассмотреть заявления Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. о выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес)

Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «По согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, в том числе в электронном виде», утвержденному постановлением администрации Шунгенского сельского поселения от 17 февраля 2015 года № 19в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги входит подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, согласованный с компетентными органами.

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" раздела 5 в текстовой части должен содержать сведения о тепловых нагрузках на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение на производственные и другие нужды.

Приведенное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Оснований для удовлетворения требований истцов в остальной части об обязании ответчика согласовать представленный проект переустройства квартиры не имеется, поскольку материалы дела не содержат достаточных данных о том, что такое переустройство не окажет негативного влияния на функционирование централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным выраженный в письме от 05 мая 2017 года № 433 отказ администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес).

Обязать администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области повторно рассмотреть заявления Сухаоревой А.А. и Сухарева А.Н. о выдаче разрешения на переустройство системы отопления в квартире по адресу: (адрес).

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня его принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено ДДММГГГГ.