ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-654/2018 от 13.06.2018 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2 А -654/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кемерово «13» июня 2018 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,

при секретаре Степиной М.В.,

рассмотрев административное дело по административному иску Администрации Кемеровского муниципального района к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара от 23.03.2018/4/1/4,

установил:

Администрация Кемеровского муниципального района обратилась в суд с иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района о признании незаконным предписания № 4/1/4 от 23.03.2018 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Требования мотивированы тем, что 23.03.2018 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района в лице заместителя Главного государственного инспектора г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района по пожарному надзору Администрации Кемеровского муниципального района вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № 4/1/4 (далее по тексту – Предписание).

Согласно Предписанию, на территории Кемеровского муниципального района здание МБДОУ «Детский сад «Сказка», расположенное по адресу <...>, здание МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу <...> здания школы и дошкольных групп МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа», расположенные по адресу: <...> здание МБОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> не обеспечены источником наружного противопожарного водоснабжения, а здание МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> имеет наружное противопожарное водоснабжение (пожарный водоем), находящееся в неисправном состоянии.

Также, в пределах Кемеровского муниципального района имеются участки территории, не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: д. Подъяково, п. Щегловский, п. Солнечный, д. Старая Балахонка, д. Усть-Хмелевка, д. Сутункин Брод, п. Известковый, д. Александровка, д. Илиндеевка, д. Вознесенка, д. Маручак. п. Смирновский, д. Пугачи, д. Креково, д. Денисово, п. Семеновский, п. Пригородный, д. Камышная, р. Буреничево.

Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности вменены Администрации Кемеровского муниципального района административным ответчиком со ссылкой на п.п. 1, 3, 7, 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.ч. 3, 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, п.п. 1, 2 ст. 63, ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4.1 СП 8.13130.2009.

Считает Предписание незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1, 3, 7, 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем, п. 1.2.2. Соглашений о передаче части полномочий, заключенных 30.12.2016 между органом местного самоуправления Кемеровского муниципального района и органами местного самоуправления Березовского, Елыкаевского, Щегловского, Ягуновского сельских поселений, сроком действия по 31.12.2018, закреплено, что Кемеровский муниципальный район передает, а поселения принимают на себя полномочия по вопросам участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Таким образом, вмененные Администрации Кемеровского муниципального района Предписанием обязанности по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности приведенными нормами отнесены к компетенции сельских поселений, и возложение их на Администрацию Кемеровского муниципального района, является незаконным.

Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

При этом, в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

К объектам защиты, в соответствии с п. 14 ст. 2 указанного Федерального закона, относится, в том числе, имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 80 рассматриваемого Федерального закона, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Вместе с тем, год построек зданий, расположенных по адресам: ул. Молодежная, 1 «А» п. Новостройка – 1991 г.; ул. Центральная, 11 с. Силино – 1974 г.; ул. Специалистов, З «А» с. Андреевка – 1971 г.; ул. Центральная, 22 с. Барановка – 1965 г.; ул. Солнечная, 2 с. Барановка – 1983 г.; ул. Школьная, 1 с. Ягуново – 1975 г.

Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до введения в действие различных СНиПов, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

Содержащиеся в СНиПах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.

Просит признать незаконным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района № 4/1/4 от 23.03.2018 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности № 1526 от 23.12.2017, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на требованиях настаивала.

Суду пояснила, что обязанности по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вмененные Администрации Кемеровского муниципального района Предписанием, отнесены к компетенции сельских поселений, на основании заключенных Соглашений о передаче осуществления части полномочий. Также пояснила, что соблюдение истцом требований, указанных в Предписании, возможно только в случае реконструкции или капитального ремонта зданий, а не в период их текущей эксплуатации.

Представитель административного ответчика – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Поскольку явка представителя данного административного ответчика не признана судом обязательной, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным, рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Кемеровской области № 4 от 15.02.2018 в период с 21.02.2018 по 23.03.2018 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения Администрацией Кемеровского муниципального района требований пожарной безопасности.

При проведении внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения административным истцом требования пожарной безопасности:

- на территории Кемеровского муниципального района здание МБДОУ «Детский сад «Сказка», расположенное по адресу <...>, здание МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу <...> здания школы и дошкольных групп МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа», расположенные по адресу: <...> здание МБОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> не обеспечены источником наружного противопожарного водоснабжения, а здание МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <...> имеет наружное противопожарное водоснабжение (пожарный водоем), находящееся в неисправном состоянии.

Также, по результатам проверки было установлено, что в пределах Кемеровского муниципального района имеются участки территории, не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения: д. Подъяково, п. Щегловский, п. Солнечный, д. Старая Балахонка, д. Усть-Хмелевка, д. Сутункин Брод, п. Известковый, д. Александровка, д. Илиндеевка, д. Вознесенка, д. Маручак. п. Смирновский, д. Пугачи, д. Креково, д. Денисово, п. Семеновский, п. Пригородный, д. Камышная, р. Буреничево.

Отсутствие наружного противопожарного водоснабжения (наружного водоёма) у указанных зданий школ, детского сада, а также на территории названных поселений, никем не оспаривается, подтверждается актом проверки № 4 от 23.03.2018 (л.д. 14-15).

По факту выявленных нарушений заместителем Главного государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по КО в отношении Администрации Кемеровского муниципального района вынесено предписание от 23.03.2018 № 4/1/4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее – Предписание) в срок до 31.03.2019, а именно, об устранении нарушений п.п.1,3,7,21 ч.1 ст.15 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.19 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.ч.3,4 ст.4, ч.1 ст.6,п.п.1,2 ст. 63, ч.3 ст. 68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 16 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п.4.1 СП 813130.2009 (л.д. 27-28).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Согласно п. 1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.

В соответствии с положениями абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

Учитывая приведенные нормы закона, суд считает, что должностное лицо - заместитель Главного государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по КО, вынося оспариваемое Предписание, действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, а содержание Предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.

В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, помимо прочих, относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч.ч.1,3 ст. 68 названного закона, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 30.12.2017) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), на территории поселений и городских округов… обеспечивается ….запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Таким образом, в силу названных законоположений, обязанность по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения (пожарного водоёма) указанных в Предписании зданий, возлагается как на органы местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Кемеровский муниципальный район, так и на собственников зданий.

Учитывая, что здания МБДОУ «Детский сад «Сказка», МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа» включены в реестр муниципальной собственности Кемеровского муниципального района, что подтверждается выписками из реестра от 07.06.2018, суд признаёт, что Предписание было выдано надлежащему лицу.

Доводы представителя административного истца о том, что указанные в Предписании обязанности надлежит выполнять не административному истцу, а администрации сельских поселений, поскольку ранее были заключены Соглашения о перераспределении полномочий, судом отклоняются в силу следующего.

Действительно, 30.12.2016, между Администрацией Кемеровского муниципального района и органами местного самоуправления Елыкаевского, Берёзовского, Ягуновского, Барановского сельских поселений, было заключено Соглашение о передачи осуществления части полномочий.

В соответствии с п. 1.2.2. данных Соглашений, указанным органам местного самоуправления переданы полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Таким образом, из указанного Соглашения не усматривается, что административный истец передал органам местного самоуправления сельских поселений полномочия по обеспечению первичных мер противопожарной безопасности, к которым относятся, в том числе, и меры по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения на территориях поселений, а также, по обеспечению наружными противопожарными водоёмами зданий, находящихся на территории поселений.

Доводы представителя административного истца о том, что требования в Предписании об обеспечении зданий: МБДОУ «Детский сад «Сказка», МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа» противопожарными водоёмами не соответствует закону, поскольку данные здания были возведены до введения в действие различных СНиПов, судом отклоняются в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1-1 и 1-2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

В соответствии с п. 2.7 строительных норм и правил СНиП П-Г.3-62 «Водоснабжение. Нормы проектирования», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 30.12.1962 (введенные в действие до введения в эксплуатацию указанных зданий - 01.07.1963), п. 3.12 строительных норм и правил СНиП Н-31-74 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29.04.1974 (введенные в действие 01.10.1974), в населённых местах и населённых пунктах должен предусматриваться противопожарный водопровод.

Таким образом, как ранее действовавшими строительными нормами и Правилами, так и действующими, в населённых местах, к которым отнесена территория возле зданий школ и детского сада, предусматривалось создание противопожарного водопровода (пожарного водоёма).

В силу изложенного, с учётом того, что оспариваемое Предписание было вынесено должностным лицом в соответствии с его полномочиями, а обязанности, которые были возложены Предписанием на Администрацию Кемеровского муниципального районы отнесены к вопросам местного значения муниципального района, суд признаёт, что Предписанием не были нарушены права административного истца.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований, административному истцу надлежит отказать.

Принимая во внимание, что оспариваемое Предписание было выдано административному истцу 23.03.2018, а в суд с административным иском истец обратился 28.04.2018 (л.д.2), срок обращения в суд, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ, не был нарушен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Администрации Кемеровского муниципального района в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 18.06.2018.

Председательствующий: