Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2022 года г.Кимовск Тульская область
Кимовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Калачева В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой В.П.,
с участием представителя административного истца помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н., действующего в интересах неопределенного круга лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-654/2022 по административному иску исполняющего обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района об оспаривании бездействия, обязании привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
исполняющий обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в неведении в бумажном виде реестра муниципального имущества; не указании в разделе 1 реестра следующих сведений: площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; не указании в разделе 2 реестра следующих сведений: сведения о начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; не указании в разделе 3 реестра сведений об учрежденном в муниципальном образовании учреждении – муниципальное казенное учреждение культуры «<данные изъяты>». Обязать администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения законодательства.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области. Установлено, что реестр муниципального имущества муниципального образования Епифанское Кимовского района состоит из 3 разделов. В разделе 1 содержится № объектов муниципального недвижимого имущества; в разделе 2 – № объекта движимого муниципального имущества. В разделе 3 информация отсутствует. В нарушение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в бумажном виде реестр муниципального имущества не ведется.
В разделе 1 реестра отсутствуют следующие сведения: площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества. В отношении объекта муниципального имущества - нежилого здания <данные изъяты>№ отсутствуют сведения о площади, кадастровой стоимости, дата возникновения права муниципальной собственности, сведений о правообладателе.
В разделе 2 реестра отсутствуют сведения: сведения о начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В отношении объекта муниципального имущества - автомобиля <данные изъяты>№ отсутствуют сведения о начисленной амортизации, дата возникновения права муниципальной собственности, реквизиты документов - оснований возникновения права муниципальной собственности, сведения о правообладателе.
В разделе 3 реестра отсутствуют сведения об учрежденном в муниципальном образовании учреждении - муниципальное казенное учреждение культуры <данные изъяты>.
По результатам проверки в администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области 24.05.2022 внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны обоснованными. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Не устранение указанных нарушений не позволяет надлежащим образом распоряжаться муниципальным имуществом, исполнять муниципальные полномочия в отношении имущества, что повлечет за собой нецелевое использование имущества, что ущемит права жителей муниципального образования Епифанское Кимовского района.
Представитель административного истца - Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, помощник Кимовского межрайонного прокурора Иванов С.Н. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика, администрация муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области, в судебное заседание не явился, заместитель главы ФИО5 обратился к суду с письменным заявлением о рассмотрении дела без участия представителя и отсутствии возражений.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.
Частью 1 ст.39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст.219 КАС РФ).
Вопросы местного значения, решение которых осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального района, указаны в статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ)
Статья 50 Закона №131-ФЗ предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1 части 1).
Частью 1 статьи 51 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 51 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года №424.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Согласно п.3 Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
На основании п.4 Порядка, реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В отношении иного имущества, не относящегося к недвижимым и движимым вещам, в раздел 2 реестра также включаются сведения о виде и наименовании объекта имущественного права; реквизитах нормативного правового акта, договора или иного документа, на основании которого возникло право на указанное имущество, согласно выписке из соответствующего реестра (Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и др.) или иному документу, подтверждающему указанные реквизиты, включая наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ.
В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций.
В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах.
В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц.
Согласно п.5 порядка, реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях. Реестры должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области зарегистрирована 08.10.2013 за ОГРН №, к основному виду деятельности относится деятельность органов местного самоуправления городских округов. Главой администрации муниципального образования Кимовский район является ФИО6
Согласно ст.7 Устава муниципального образования Епифанское Кимовского района, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района. В ходе проверки установлено, что реестр муниципального имущества муниципального образования Епифанское Кимовского района состоит из 3 разделов. В разделе 1 содержится № объектов муниципального недвижимого имущества; в разделе 2 – № объекта движимого муниципального имущества. В разделе 3 информация отсутствует. Вместе с тем в бумажном виде реестр муниципального имущества не ведется, что не соответствует требованиям законодательства, а именно порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года №№. В разделе 1 реестра отсутствуют следующие сведения: площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества. В разделе 2 реестра отсутствуют сведения: сведения о начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В разделе 3 реестра отсутствуют сведения об учрежденном в муниципальном образовании учреждении - муниципальное казенное учреждение культуры «<данные изъяты>».
24.05.2022 межрайонной прокуратурой в администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено.
Согласно сообщению главы администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района от 24.06.2022 №, администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района приняты меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин условий, им способствующих. К дисциплинарной ответственности привлечен инспектор сектора по управлению имуществом, земельными ресурсами и муниципальным хозяйством ФИО7
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района не сформирован реестр муниципального имущества в установленном законом порядке, который ведется в нарушение Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года №.
Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на административного ответчика.
Формирование реестра муниципального имущества в нарушение действующего законодательства, отсутствие в реестре необходимой информации препятствует доступу к указанной информации заинтересованных лиц, также исполнять муниципальные полномочия в отношении имущества, что повлечет за собой нецелевое использование имущества, тем самым ущемив права жителей муниципального образования Епифанское Кимовского района
Административным ответчиком администрацией муниципального образования Епифанское Кимовского района возражений относительно заявленных требований не представлено.
По смыслу ч.9 ст.227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика, его реальных возможностей суд определяет срок исполнения судебного решения в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ч.3 ст.46, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования исполняющего обязанности Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области об оспаривании бездействия, обязании привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области, выразившееся в неведении в бумажном виде реестра муниципального имущества; не указании в разделе 1 реестра следующих сведений: площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; не указании в разделе 2 реестра следующих сведений: сведения о начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; не указании в разделе 3 реестра сведений об учрежденном в муниципальном казенном учреждении культуры «<данные изъяты>».
Обязать администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями законодательства, устранив вышеуказанные нарушения законодательства, а именно: вести реестр муниципального имущества в бумажном виде; указать в разделе 1 реестра сведения: площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; указать в разделе 2 реестра сведения: сведения о начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; указать в разделе 3 реестра сведения об учрежденном в муниципальном казенном учреждении культуры «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Кимовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий