ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6552/20 от 04.12.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-6552/2020

УИД 75RS0001-02-2020-009016-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2020 года г.Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при секретаре Федоровой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску ФИО1 к и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ она и Фонд развития жилищного строительства Читинской области заключили предварительный договор инвестиций , согласно которому стороны обязались в течение года заключить договор, регулирующий взаимоотношения сторон по вложению инвестиций в строительство жилья, их использованию по целевому назначению и достижению конечного результата инвестиционной деятельности, по результатам которой по окончании строительства инвестору должно быть передано жилое помещение строительной площадью 110,8 м2 , расположенного на 5 этаже строящего дома по адресу в границах улиц <адрес>. Общий размер инвестиций, внесенных ею, составил 1590000 руб. Согласно гарантийному письму Фонд гарантировал, что указанные денежные средства зачислены им взаимозачетом от ООО «ИСК Жилстрой» в счет предварительного договора инвестиций. Возложенные на себя обязательства Фонд и ООО «ИСК Жилстрой» не исполнили, жилое помещение предоставлено не было. Заключением инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ она включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Она как пострадавший соинвестор имеет право на государственную поддержку в виде однократного предоставления в собственность жилое помещение. Однако решением и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края. Полагая данное решение незаконным, истица ФИО1 с учетом уточнений просила признать данное решение таковым, обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять с даты поступления заявления ДД.ММ.ГГГГ решение о выделении ей как соинвестору меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилое помещение из жилищного фонда Забайкальского края.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных по делу лиц привлечены Государственная инспекция Забайкальского края и Комиссия по выработке решений о предоставлении пострадавшим соинвесторам и пострадавшим приобретателям мер государственной поддержки.

В отзыве на исковое заявление представитель Государственной инспекции Забайкальского края ФИО2 указала на то, что при наличии доказательств оплаты цены предварительного договора инвестиций инспекция не возражает против предоставления ФИО1 меры государственной поддержки в виде жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края.

В судебное заседание административный ответчик и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО3, представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО4 поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО5 пояснила, что ФИО1 отвечала требованиям пострадавшего соинвестора, имеющего права на меру государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилое помещение, однако в связи с непредоставлением всех документов ей было отказано в предоставлении жилого помещения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 1, 2 и 12 статьи 6 Закона Забайкальского края от 17.06.2014 №1008-ЗЗК «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края» определено, что к мерам государственной поддержки пострадавших соинвесторов относится, в том числе однократное предоставление в собственность жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края (ч.1).

Жилые помещения предоставляются однократно в собственность пострадавшим соинвесторам, которые на момент предоставления меры государственной поддержки не имеют в собственности жилого помещения, за исключением доли в праве собственности на жилое помещение (жилой дом), если размер площади, приходящейся на указанную долю, не превышает 36 квадратных метров (ч.2).

Решение о предоставлении меры государственной поддержки пострадавшему приобретателю либо об отказе в предоставлении меры государственной поддержки пострадавшему приобретателю принимает уполномоченный орган в области управления и распоряжения государственной собственностью Забайкальского края (ч.12).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.05.2015 №216 утвержден Порядок однократного предоставления жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края в собственность пострадавших соинвесторов (далее – порядок).

Пунктами 2 и 3 Порядка установлено, что правом на предоставление в собственность жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края в качестве меры государственной поддержки обладают пострадавшие соинвесторы, соответствующие условиям, установленным Законом Забайкальского края от 17 июня 2014 года N 1008-ЗЗК "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края"Законом Забайкальского края от 17 июня 2014 года N 1008-ЗЗК "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края".

В целях получения меры государственной поддержки пострадавший соинвестор обращается в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) с письменным заявлением о предоставлении меры государственной поддержки (далее - заявление) по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются, в том числе документ, удостоверяющий личность заявителя; заключенный в соответствии с требованиями действующего законодательства договор участия в долевом строительстве либо иной договор, заключенный с целью приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме; платежный документ, а для сделок между физическими лицами расписка или иной документ, подтверждающий оплату пострадавшим соинвестором по договору, указанному в подпункте 2 настоящего пункта; уведомление о включении (отказе во включении) в реестр пострадавших граждан, выданное Государственной инспекцией Забайкальского края.

Как установлено из материалов дела, решением и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края в связи с тем, что: ФИО1 не представлены договоры займа (в квитанциях основанием оплаты указаны вексельные займы); указанные в гарантийном письме дополнительные соглашения не представлены; из представленных документов не предоставляется возможным однозначно установить взаимосвязь между заключенным договором инвестирования и квитанциями по оплате вексельных займов.

Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что все документы согласно установленному перечню, необходимые для решения вопроса о предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения, были предоставлены.

Суд соглашается с данными доводами истца по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что на основании заключения Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 была включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с тем, что ФИО1, заключив ДД.ММ.ГГГГ с Фондом развития жилищного строительства Читинской области предварительный договор инвестиций об участии в долевом строительстве, предметом которого выступило инвестирование в строительство многоквартирного жилого дома, расположенного в границах улиц Столярова-Ингодинская, и не исполнением обязательств застройщика, была лишена права на получение объекта долевого участия в строительстве в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края.

К заявлению приложены, в том числе: предварительный договор инвестиций, гарантийное письмо, квитанции об оплате, соглашения о расторжении договоров займа, постановление о признании потерпевшей.

Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ООО Инвестиционная строительная компания «Жилстрой» приняты от ФИО1 денежные средства в размере 1590000 руб. по договорам вексельных займов и предварительным договорам бронирования права покупки жилого помещения.

Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ ООО Инвестиционная строительная компания «Жилстрой» в лице генерального директора ФИО6 и ФИО1 расторгли договоры займов и предварительных договоров бронирования права покупки жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Фонд развития жилищного строительства Читинской области в лице директора ФИО6 заключили предварительный договор инвестиций , согласно которому стороны обязались в течении года заключить договор, регулирующий взаимоотношения сторон по вложению инвестиций в строительство жилья, их использованию по целевому назначению и достижению конечного результата инвестиционной деятельности, по результатам которой по окончании строительства инвестору должно быть передано жилое помещение строительной площадью 110,8 м2 , расположенного на 5 этаже строящего дома по адресу в границах улиц Столярова-Ингодинская.

ДД.ММ.ГГГГ Фонд развития жилищного строительства Читинской области выдало ФИО1 гарантийное письмо, согласно которому Фонд гарантирует, что денежные средства в размере 1590000 руб. зачислены Фондом за ФИО1 взаимозачетом от ООО Инвестиционная строительная компания «Жилстрой» в счет предварительного договора инвестиций от ДД.ММ.ГГГГ. Данные денежные средства зачислены на основании дополнительных соглашений к договору инвестирования от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном гарантийном письме имеется подпись директора ФИО6, печать Фонда развития жилищного строительства Читинской области.

Таким образом, ФИО1 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края предоставлены предусмотренные п.3 Порядка документы: договор, заключенный с целью приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме, и документ (гарантийное письмо), подтверждающий оплату пострадавшим соинвестором по данному договору.

Несоответствие пострадавшего соинвестора ФИО1 требованиям, предусмотренным Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории <адрес>» и Порядком, из материалов дела не установлено.

Не предоставление ФИО1 договоров займа и дополнительных соглашений, а также отсутствие в соглашениях о расторжении договоров займа указания на возврат денежных средств, не могли являться основанием для отказа в однократном предоставлении в собственность жилого помещения жилищного, поскольку не свидетельствуют о несоблюдении ФИО1 Порядка однократного предоставления жилых помещений жилищного фонда <адрес> в собственность пострадавших соинвесторов.

Оснований сомневаться в достоверности предоставляемых документов, подтверждающих оплату по договору от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.

Как указано выше подтверждением оплаты по договору, заключенному с целью приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме, явилось гарантийное письмо.

Невозвращение денежных средств подтверждается постановлением следователя СЧ СУ при УВД по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 потерпевшей по уголовному делу, согласно которому ФИО6 полученные от ФИО1 денежные средства использовал не по назначению, свои обязательства не исполнил, чем причинил ФИО1 ущерб.

При таких обстоятельствах у Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края отсутствовали основания для отказа в предоставлении ФИО1 меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края.

На основании изложенного заявленные административным истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать решение и.о. руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилого помещения жилищного фонда Забайкальского края незаконным.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края принять с даты поступления заявления ДД.ММ.ГГГГ решение о выделении ФИО1 как пострадавшему соинвестору меры государственной поддержки в виде однократного предоставления в собственность жилое помещение из жилищного фонда Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020