ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6553/2021 от 18.11.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-6553/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Денисовой Л.П.,

административного ответчика Наумик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воронцова Валерия Семеновича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации обследования многоквартирного <адрес> специализированной организацией, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Воронцов В.С. обратился в суд с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации обследования многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском специализированной организацией, возложении обязанности непосредственно после вступления решения в законную силу организовать проведение обследования <адрес> в г.Петропавловске-Камчатском специализированной организацией на предмет определения его аварийности. В обоснование иска указано на то, что <адрес> в г.Петропавловске-Камчатском была предоставлена его матери – ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ году. Он вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в нем по месту жительства. <адрес> ранее принадлежал <данные изъяты>, в 1991 году был передан в собственность Елизовского муниципального района. После имевшего место пожара дом был сильно поврежден и находится в плохом состоянии. 27 июля 2009 года глава Елизовского муниципального района обращался в Администрацию с просьбой провести техническое обследование дома с целью установления пригодности или непригодности для проживания. 26 ноября 2009 года межведомственная жилищная техническая комиссия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа провела обследование квартир 1-4 дома и установила, что квартиры непригодны для проживания, проведение капитального ремонта в доме является экономически нецелесообразным. При этом заключение межведомственной жилищной технической комиссии утверждено Администрацией не было, поскольку дом находится в собственности Елизовского муниципального района. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 15 ноября 2019 года по гражданскому делу № 2-3861/2019 на Администрацию возложена обязанность утвердить заключение межведомственной жилищной технической комиссии от 26 ноября 2009 года о признании жилых помещений – <адрес> непригодными для проживания. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 12 марта 2020 года указанное решение суда оставлено без изменений. 15 декабря 2020 года глава Петропавловск-Камчатского городского округа издал распоряжение об утверждении заключения межведомственной технической комиссии от 26 ноября 2009 года о признании жилых помещений – <адрес> непригодными для проживания. Поскольку в распоряжении не была отражена дальнейшая судьба квартир, он обратился в суд с иском о понуждении Администрации к изданию распоряжения, в котором было быть отражено, каким образом можно использовать указанные непригодные для проживания квартиры. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 29 июня 2021 года в удовлетворении иска было отказано, в мотивировочной части решения суда указано, что для получения пригодного для проживания жилья взамен непригодного необходимо, чтобы квартира была признана аварийной. 04 августа 2021 года он обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил провести обследование жилых помещений 1-4 <адрес> в г.Петропавловске-Камчатском на предмет установления непригодности для проживания в этом доме в связи с его аварийностью. В ответе Администрации от 26 августа 2021 года № 01-02-02-01/6506/21 указано об обследовании дома в 2009 году, о том, что дом был признан непригодным для проживания и даны разъяснения порядка признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанный ответ подтверждает бездействие Администрации, поскольку ею должны быть предприняты меры по обследованию дома в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения о признании дома аварийным. Независимо от того, что дом находится в собственности Елизовского муниципального района, признание его непригодным для проживания, аварийным осуществляет Администрация в связи с его территориальной расположенностью в границах Петропавловск-Камчатского городского округа. Он не является собственником <адрес> спорного дома, поэтому обследование должно быть проведено на основании его заявления. Соответственно, он не должен предоставлять в Администрацию заключение специализированной организации, проводившей обследование дома, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Адресованное ему требование Администрации о предоставлении решения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросам проведения обследования дома специализированной организацией и оплаты услуг по подготовке заключения об аварийном состоянии дома является незаконным.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Елизовского муниципального района.

Административный истец Воронцов В.С. о времени и месте судебного заедания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уполномочил к участию в деле представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Денисова Л.П. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика Администрации Наумик Е.В. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что признание дома аварийным возможно при обращении собственника или нанимателя жилого помещения, расположенного в спорном доме, с заявлением с приложенным к нему необходимым перечнем документов. Административный истец не является ни нанимателем, ни собственником жилого помещения. Оно находится в собственности Елизовского муниципального района. Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района обращалось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Петропавловск-Камчатскому городскому округу, главе Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности принять в собственность квартиры, в том числе спорную квартиру, и подписать передаточный акт. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска было отказано. Собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе инициировать проведение общего собрания собственников, поставив на повестку вопрос о выборе специализированной организации для обследования дома на предмет его аварийности, а также вопрос об оплате услуг специализированной организации. В соответствии с действующим законодательством Администрация не уполномочена на содержание и эксплуатацию спорного многоквартирного дома, равно как на инициирование проведения общего собрания собственников.

Заинтересованное лицо администрация Елизовского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, гражданского дела № 2-3861/2019, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Как следует из пункта 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец оспаривает непринятие Администрацией мер по организации обследования многоквартирного <адрес> специализированной организацией, о котором ему стало известно из ответа Администрации от 26 августа 2021 года. С настоящим административным исковым заявлением Воронцов В.С. обратился в суд 20 октября 2021 года, следовательно, срок, установленный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им не пропущен.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся также признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В силу пункта 7 Положения №47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановлением Администрации от 27.04.2017 №873 создана межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также Комиссия).

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения №873 межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа создается для оценки и обследования помещения на предмет соответствия указанных помещений и домов требованиям, установленным Положением №47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия является коллегиальным органом, не являющимся юридическим лицом.

Как следует из главы 2 Положения №873, основными направлениями деятельности Комиссии являются: проведение оценки и обследования в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан; проведение оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания аварийным и подлежим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 42 Положения №47 Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 47 Положения №47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно подпункту «г» пункта 45 Положения №47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 44 Положения №47 решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Пунктом 49 Положения №47 установлено, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

15 сентября 1980 года Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа на основании решения исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГФИО5 выдан ордер на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на состав семьи: ФИО7 мать и Воронцов В.С. сын.

Согласно копии поквартирной карточки на указанное жилое помещение, в нем зарегистрирован с 6 сентября 1979 г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение <адрес> является муниципальной собственностью Елизовского муниципального района на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1.

26 ноября 2009 года межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа приняла заключение , согласно которому <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшего к ухудшению эксплуатационных свойств задания, и являются непригодными для проживания.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 15 ноября 2019 года на Администрацию возложена обязанность утвердить заключение межведомственной жилищной технической комиссии от 26 ноября 2009 года о признании жилых помещений - квартир <адрес> непригодными для проживания. Решение вступило в законную силу 12 марта 2020 года.

Распоряжением Администрации -р от 15 декабря 2020 года утверждено заключение межведомственной жилищной технической комиссии от 26 ноября 2009 года о признании жилых помещений - квартир <адрес> непригодными для проживания; постановлено признать указанные жилые помещения непригодными для проживания.

12 августа 2021 года Воронцов В.С. обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил провести обследование жилых помещений <адрес> на предмет установления непригодности для проживания людей на данной жилой площади в связи с аварийностью дома.

Письмом Администрации от 26 августа 2021 года №01-02-02-01/6506/21 Воронцову В.С. сообщено о том, что в соответствии с пунктом 45 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Решение комиссии в части выявления оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, содержащих указания на наличие в доме деформации фундаментов, стен, несущих конструкций свидетельствующих об исчерпании несущей способности, а также наличии опасности обрушения дома. Собственники помещений в многоквартирном доме должны провести общее собрание в целях принятия решения о проведении обследования дома специализированной организацией и оплате услуг по подготовке заключения об аварийном состоянии указанного дома. Оплата услуг специализированной организации производится пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома. Для рассмотрения вопроса об аварийности многоквартирного дома, в соответствии с пунктом 45 Положения, необходимо предоставить в Комиссию следующие документы: а) заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРНП; в) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Как следует из административного искового заявления, административный истец выражает несогласие с непринятием Администрацией мер по организации проведения обследования многоквартирного дома специализированной организацией.

Вместе с тем, действующим законодательством, в частности подпунктом «г» пункта 45 Положения №47, обязанность представить предусмотренные данной нормой документы, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, лежит на заявителе, которым в рассматриваемом случае является Воронцов В.С.

В целях получения заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны принять соответствующее решение.

Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено в судебном заседании, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа не является собственником жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>, собственником является Елизовский муниципальный район.

Соответственно у Администрации отсутствует право и обязанность инициировать собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме для решения вопроса о привлечении специализированной организации для обследования многоквартирного дома на предмет его аварийности.

Учитывая установленные обстоятельства, законных оснований для организации обследования многоквартирного дома <адрес> специализированной организацией, у Администрации не имеется.

При таких данных незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации обследования многоквартирного дома <адрес> специализированной организацией, Администрацией не допущено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения административного иска и возложения на Администрацию каких-либо обязанностей суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Воронцова Валерия Семеновича к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации обследования многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском специализированной организацией, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форм.

Председательствующий Степанова Ю.Н.

Мотивированное решение составлено 02 декабря 2021 года.

УИД: 41RS0001-01-2021-011327-40