ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6556/20 от 08.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-6556/2020

56RS0018-01-2020-008695-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.

с участием: административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Управления образования администрации г.Оренбурга – ФИО2, представителя заинтересованного лица МДОАУ "Детский сад № 19"- ФИО3.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ... к начальнику Управления образования администрации города Оренбурга, Управлению образования администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным и обязании предоставления места в дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась с вышеуказанным иском, в котором указывает, что она находится в браке с ...., имеет двоих несовершеннолетних детей .... Её дочь ... является воспитанницей ... по адресу ...

01.09.2020 года посредством электронной почты ФИО1 обратилась к начальнику образования администрации города Оренбурга ... в котором указала, что ей был выдан сертификат, подтверждающий постановку на регистрационный учёт в едином реестре автоматизированной системы «Государственные муниципальные услуги в сфере образования Оренбургской области» под номером ... В качестве приоритетного ДОУ указан ... который посещает её дочь ... Кроме того в обращении указано, что она на постоянной основе работает бухгалтером у ...

Административный истец полагает, поскольку до настоящего времени ответа на обращение не получила, что является нарушением закона и её прав.

Учитывая совместное проживание по одному адресу ФИО1 с детьми, и непредставление до настоящего времени ... места в ближайшем ДОУ ..., полагает о нарушении прав предусмотренных ст.54 СК РФ и ст.67 ФЗ «Об образовании».

Просила суд признать незаконным бездействие начальника Управления образования администрации города Оренбурга ... выразившееся в не даче ответа на обращение ФИО1 от 01.09.2020 года и не предоставлении её сыну ... места в ДОУ ...

Обязать начальника Управления образования администрации города Оренбурга ... предоставить ФИО1 для её сына ... место в ДОУ ...

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МДОАУ "Детский сад ...

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления образования администрации г.Оренбурга, действующая на основании доверенности – ФИО2 представитель заинтересованного лица МДОАУ "Детский сад № ... - ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований, полагая их незаконными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации города Оренбурга не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь п.6 ст.226 КАС РФ с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 96 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет, выдача направления для зачисления ребенка, в том числе в порядке перевода, в образовательную организацию, осуществляющие деятельность по образовательной программе дошкольного образования» утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга от 15.11.2018 № 3832-п «Об утверждении Административного регламента «Постановка на учет, выдача направления для зачисления ребенка, в том числе в порядке перевода, в образовательную организацию, осуществляющие деятельность по образовательной программе дошкольного образования» (далее - Регламент) при отсутствии свободных мест в выбранных заявителем дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОО) ему может быть предложено место в другом ДОО.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Однако, в соответствие с этой же статьей в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно п. 91 Регламента уполномоченное должностное лицо в период с 15 апреля по 01 мая текущего года формирует список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОО с 1 сентября текущего календарного года и ранее, и список детей, желающих сменить ДОО, на основании реестра заявлений с учетом количества свободных мест в ДОО, места проживания ребенка, даты его рождения (при комплектовании возрастных групп), даты подачи заявления и наличием льготы.

На уровне федерального законодательства право на внеочередное (первоочередное) предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено как социальная мера поддержки отдельных категорий граждан:

для прокуроров (п. 5 ст.44 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

для судей (п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26 июни 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

для сотрудников Следственного комитета РФ (ч. 25 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации») и др.

Также приложением 1 к Регламенту утвержден исчерпывающий перечень льгот внеочередного и первоочередного предоставления места в ДОО.

Право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры в перечень льготных категорий не входит.

Судом установлено, что 01.09.2020 года посредством электронной почты ФИО1 обратилась к начальнику образования администрации города Оренбурга ... в котором указала, что административному истцу был выдан сертификат, подтверждающий постановку на регистрационный учёт в едином реестре автоматизированной системы «Государственные муниципальные услуги в сфере образования Оренбургской области» под номером ... её сына ...... года рождения. В качестве приоритетных ДОУ были указаны ДОУ № ...

Просила выделить место на 1 календарный год в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № ... 2 корпус, ... в ясельную группу с последующим переводом в 2021 году в ДОУ № ...

Специалист управления образования для решения поставленного вопроса созвонился с заявителем по указанному в обращении телефону. В телефонном режиме даны пояснения, что в 2020/2021 учебном году в МДОАУ№ ... не осуществлялся набор по причине того, что в 2020 году выпуска обучающихся из учреждения не было, о чем свидетельствует справка управления образования администрации города Оренбурга от 19.11.2020 № ..., а также ФИО1 были предложены на выбор пять муниципальных дошкольных образовательных учреждений: МДОАУ № ..., МДОАУ № ..., МДОАУ № ... МДОАУ № ... и МДОАУ № ...

15.09.2020 года ФИО1 выбрано МДОАУ № ... и управлением образования администрации города Оренбурга выдано направление для зачисления ребенка в образовательную организацию, осуществляющую деятельность по образовательной программе дошкольного образования от 15.09.2020 года регистрационный номер ...

05.10.2020 года ФИО1 на имя заведующего дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № ...» ... написано заявление о принятии ... в МДОАУ № ... Ребенок зачислен в группу № ... общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет, что подтверждается приказом от 05.10.2020 года № ... «О зачислении в МДОАУ № ...

Кроме того, допрошенная в качестве свидетеля специалист Управления образования ... суду пояснила, что непосредственно ею обрабатывалось поданное ФИО1 заявление. Результатом его рассмотрения явилось выполнение требований о предоставлении места в ДОУ. В запрашиваемом ДОУ № ... предоставление места возможным не представилось, по причине его переполненности, отсутствия выпуска групп, так как из её состава была выпущена лишь часть воспитанников, родители которых выразили намерение направление детей в общеобразовательное учреждение. По результатам мониторинга, проведенного после выпуска, воспитанники ДОУ № ... были перераспределены по ранее существующим группам, однако их численность исходя из площади помещений на момент обращения ФИО1 превышала допустимое. Дополнительный набор не осуществлялся. Принятие в ДОУ № ... ещё 6 воспитанников, было обусловлено правом на внеочередное зачисление. Кроме того, исходя из специфики МДОАУ № ... наличие групп возрастной категории до 3-х лет к которой относится ребенок ... не предусмотрено. Таким образом, в случае его зачисления ребенок не мог быть обеспечен в соответствии с действующими нормативами. По согласованию с ФИО1 её сыну ... было предоставлено место в ДОУ № ... г.Оренбурга.

При таких обстоятельствах, исходя из существа поставленного ФИО1 в обращении от 01.09.2020г. вопроса, действия по выдаче ей направления для зачисления ребенка в МДОАУ суд полагает удовлетворяющими цели данного обращения. То обстоятельство, что ребенку административного истца – ... было предоставлено место в ином, не указанном в обращении МДОАУ, обусловлено причинами фактического превышения нормативной численности заполнения. Кроме того, зачисление недостигшего по состоянию на момент обращения 3-х летнего возраста ... в МДОАУ №... специфика которого не предусматривает возможности полноценного обеспечения воспитательного процесса, противоречит интересам ребенка.

Поскольку существенным обстоятельством для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) государственного органа, должностного лица является нарушение таким действием (бездействием) законных прав и интересов заявителя, что не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ... к начальнику Управления образования администрации города Оренбурга, Управлению образования администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным и обязании предоставления места в дошкольном образовательном учреждении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья подпись О.К.Месяц

Решение в окончательной форме принято 11.01.2021г.

Судья подпись О.К.Месяц