ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6557/2022 от 19.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-6557/2022

УИД 28RS0004-01-2022-007772-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мухина Е.О.,

при секретаре Грязновой А.Е.,

с участием помощника прокурора города Благовещенска Ворона П.Е., представителя административного ответчика – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области – Орловой К.Н., представителя заинтересованного лица – НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» - Пироженко Е.С., представителя заинтересованного лица – ООО «Высотка» - Першина В.В., заинтересованного лица – Сидельникова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании незаконным решения министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе во включении многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возложении обязанности включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации в 2023 г. региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование указал, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Новая г. Благовещенска Амурской области (далее также - многоквартирный дом) по вопросу обрушения фасадного кирпича многоквартирного дома. Установлено, что многоквартирный дом построен в 2013 году, застройщиком являлся ООО «Строительная компания «Дальсвет», которое в настоящее время признано банкротом. Срок гарантийного обслуживания с момента ввода в эксплуатацию МКД *** составляет 5 лет, т.е. истек в 2018 году. Многоквартирный дом включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах» (далее - Программа) по видам работ (услуг) и плановыми периодами проведения капитального ремонта общего имущества в МКД: ремонт внутридомовых инженерных систем с 2038 по 2040 гг.; ремонт крыши многоквартирного дома с 2032 по 2034 гг.; ремонт фундамента многоквартирного дома, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме с 2041 по 2043 гг.; ремонт фасада многоквартирного дома с 2041 по 2043 гг. Программа сформирована на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области. Постановлением администрации города Благовещенска от 22 марта 2016 № 819 принято решение о необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома в 2021 году. Решением общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол от 02 декабря 2020), принято решение по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, установленного региональной программой капитального ремонта, с переносом его выполнения на более ранний срок - на 2021-2023 годы, включить многоквартирный дом в краткосрочный план ремонта МКД, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области. 18 июня 2021 года комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории г. Благовещенска проведено обследование фасада многоквартирного дома, решено провести капитальный ремонт по виду работ «ремонт фасада» в многоквартирном доме, включенного в Программу по данному виду на 2041-2043 гг., включив в период 2020-2022 и краткосрочный план 2021 года. Решение данной комиссии оформлено протоколом от 18 июня 2021 года № 60, который 24 августа 2021 года направлен в Министерство ЖКХ Амурской области. Письмом Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области от 16 ноября 2021 года № ФКР-01/7361 сообщено, что капитальный ремонт фасада в многоквартирный запланирован на 2041-2043 гг., многоквартирный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы. 24 ноября 2021 года прокуратурой города Благовещенска совместно с специалистами инспекции Госстройнадзора Амурской области, управления ЖКХ администрации города Благовещенска, управляющей компании ООО «Высотка», с участием жильцов МКД *** осуществлен выезд и визуальный осмотр МКД ***. В результате проведенного визуального осмотра установлено, что на фасадах жилого дома в нескольких местах имеются трещины и отслоения наружной версты кладки из облицовочного керамического кирпича, частично выполнено усиление проблемных мест металлическими пластинами. В наружных стенах технического этажа в нескольких местах и на кирпичном парапете в углу- здания имеются трещины,. на которые установлены маяки. Вышеуказанный объект капитального строительства построен в соответствии с проектной документацией. Инспекцией Госстройнадзора Амурской области сделаны выводы о необходимости выполнить техническое обследование конструкций многоквартирного дома, установить причины появления деформаций. Данное обследование должно, быть выполнено специализированной организацией, имеющей членство в саморегулируемой организации; В последующем необходимо выполнение усиления конструкций здания по решению проектной организации. В связи с возможностью обрушения кирпича с фасадов здания необходимо в срочном порядке принять меры для обеспечения безопасности жильцов дома (устройство защитных козырьков, сигнальных ограждений, запрещающих знаков и пр.) с обеспечением их сохранности, а также выполнить временные усиления кирпичной кладки фасадов в местах образования трещин. 28 марта 2022 года администрацией города Благовещенска в адрес Министра ЖКХ амурской области подготовлено письмо № 02-11/3178, в котором администрация города сообщает, что 24 августа 2021 года в Министерство ЖКХ Амурской области (далее - Министерство ЖКХ) направлен вышеуказанный протокол от 18 июня 2021 № 60. Одновременно данным письмом администрация города сообщила о том, что согласно выводов отчета по результатам обследования отдельных конструктивных элементов-здания по адресу: ***, выполненного в 2021 году ИП ИМ, предоставленного собственниками многоквартирного дома, техническое состояние наружных стен - ограниченно-работоспособное, при этом вертикальные трещины в облицовке по наружным углам здания и торцам стен лоджий, под плитами перекрытий открытых переходных лестничных площадок (2 эт.) свидетельствует об отслоении облицовочного слоя (разрушении тычковых рядов), возникает угроза обрушения. В целях исключения аварийной ситуации, которая может возникнуть в многоквартирном доме, администрация города просила рассмотреть возможность включения данного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2021 год по виду работ «ремонт фасада». 14 апреля 2022 года Министерство ЖКХ письмом № 09.1-3104 сообщила заместителю мэра города Воронову А.Е. о том, что Министерством ЖКХ рассмотрено обращение о включении многоквартирного дома в краткосрочный план на 2021 год. При этом Министерством ЖКХ сообщено, что в соответствии с Законом Амурской,; области от 08 июля 2013 № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» Удалее - Закон области № 200-03) разработан и реализуется краткосрочный план 2020-2022 годов со сроком исполнения работ не позднее двух лет, следующих за плановым годом. Количество МКД, подлежащих включению в краткосрочный план реализации Программы, рассчитывается. исходя из объема средств, которые региональный оператор ежегодно вправе. израсходовать на финансирование Программы. Комиссия по установлению необходимости проведения; капитального ремонта общего имущества в МКД (постановление Правительства Амурской области от 19.06.2015 № 296), учитывая необходимость проведения капитального ремонта, вправе принять решение о замене сроков проведения: работ, видов работ по МКД в Программе и (или) краткосрочном плане либо замене одного МКД на другой в краткосрочном плане реализации Программы;. Включить МКД *** по виду работ «ремонт фасада» в краткосрочный план 2020-2022 годов не представляется возможным в связи с тем, что администрацией г. Благовещенска не указан МКД для проведения замены одного МКД на другой в краткосрочном плане. Учитывая вышеизложенное, невключение Министерством ЖКХ в краткосрочный план МКД *** в рамках реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества; в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в, 2014-2043 годах» ведет к последующему разрушению и обрушению кладки кирпича МКД ***, что представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан.

На основании изложенного просит суд признать незаконным решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе во включении многоквартирного *** в краткосрочный план в рамках реализации в 2021 году региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 № 26; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность включить многоквартирный *** в краткосрочный план в рамках реализации в 2023 году региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 № 26.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области возражала против удовлетворения административного искового заявления, привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ООО «Высотка» - Першин В.В. в судебном заседании полагал подлежащим удовлетворению требования административного иска.

Заинтересованное лицо Сидельников А.С. настаивал на удовлетворении иска.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В своем письменном отзыве представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области возражала против удовлетворения административного искового заявления. Указала, что Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014- 2043 годах» (далее - Программа). Программой определены плановые периоды проведения и виды капитального ремонта общего имущества в МКД. а также порядок формирования краткосрочных планов. Программа сформирована на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области в соответствии с законодательством многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: *** включен в Программу со следующими плановыми сроками: ремонт внутренних инженерных систем в 2038-2040 годах; ремонт крыши в 2032-2034 годах; ремонт фундамента в 2041-2043 годах; ремонт фасада в 2041-2043 годах; ремонт лифтов в 2041-2043 годах. Реализация Программы в рамках плановых периодов осуществляется посредством краткосрочного планирования (раздел 5 Программы). Собственниками МКД *** не принято решение об установлении дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, позволяющем возместить привлеченные региональным оператором средства для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в срок не более 36 месяцев с месяца начала проведения работ; фонда капитального ремонта, сформированного на счете МКД *** не достаточно для проведения работ (по состоянию на 01.01.2022 на счете сформирован фонд в размере 2 815,67 тыс. руб., предельная стоимость ремонта фасада составляет 59.5 млн. руб.) у Министерства отсутствовали законные основания для внесения изменений в Программу в части переноса срока проведения работ по капитальному ремонту фасада с 2041-2043 годов на 2020-2022 годы, соответственно и на включение МКД *** в краткосрочный план. В соответствии с пунктом 10 раздела 5 Программы краткосрочный план утверждается приказом Министерства сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока не позднее 10 декабря текущего года. Следующий плановый период, предусмотренный Программой. 2023-2025 годы, в настоящий момент краткосрочный план на этот период не сформирован и не утвержден. Кроме того, обращает внимание, что при недостаточности средств фонда капитального ремонта, сформированных на счете МКД, для проведения работ по капитальному ремонту, региональным оператором в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-03 средства, полученные от собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, будут использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта. Использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа, городского округа области. Оценочно до декабря 2043 года на счете МКД *** при условии 100 % уровня собираемости взносов на капитальный ремонт в размере минимального установленного в Амурской области, будет сформирован фонд в сумме 18,9 млн. руб. (при предполагаемой стоимости работ по ремонту фасада в размере 59.5 млн. руб.), что противоречит нормам, установленным постановлением Правительства 5 Амурской области от 10.08.2021 № 579 «Об утверждении Порядка использования на возвратной основе средств фонда капитального ремонта, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах».

В своем письменном отзыве представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» выразила несогласие с требованиями административного иска, привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

В своем письменном отзыве представитель администрации г. Благовещенска указала, что разрешением от 30 декабря 2022 года № Ru28302000-75 спорный многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию. Плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Новая, д. 4, определены в соответствии с порядком определения очередности проведения капитального ремонта, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 г. № 22 и указаны в приложении к постановлению Правительства Амурской области от 21.07.2021 № 502 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26»: ремонт крыши - 2032-2034 гг.; ремонт внутридомовых инженерных систем - 2038-2040 гг.; утепление и ремонт фасадов - 2041-2043 гг.; ремонт фундамента и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу - 2041-2043 гг. На основании заявления от представителя собственников жилых помещений многоквартирного ***, комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Благовещенска назначенной Постановленном администрации города Благовещенска от 22.03.2016 г. № 819 принято решение о необходимости проведения капитального ремонта фасада указанного многоквартирного дома в 2021 году (акт обследования, протокол прилагаются).

Представитель ООО «Высотка» в своем письменном отзыве настаивал на удовлетворении административного иска, указав, что невключение министерством в краткосрочный план многоквартирного дома по адресу: ***, впоследствии может привести к разрушению и обрушению кладки кирпича и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Заинтересованные лица (жители многоквартирного дома) в своих письменных отзывах настаивали на удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирного *** (далее также - многоквартирный дом) по вопросу обрушения фасадного кирпича многоквартирного дома.

Установлено, что многоквартирный дом построен в 2013 году, застройщиком являлся ООО «Строительная компания «Дальсвет», которое в настоящее время признано банкротом. Срок гарантийного обслуживания с момента ввода в эксплуатацию МКД *** составляет 5 лет, т.е. истек в 2018 году.

Многоквартирный дом включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах» (далее - Программа) по видам работ (услуг) и плановыми периодами проведения капитального ремонта общего имущества в МКД: ремонт внутридомовых инженерных систем с 2038 по 2040 гг.; ремонт крыши многоквартирного дома с 2032 по 2034 гг.; ремонт фундамента многоквартирного дома, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме с 2041 по 2043 гг.; ремонт фасада многоквартирного дома с 2041 по 2043 гг.

Программа сформирована на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области. Постановлением администрации города Благовещенска от 22 марта 2016 № 819 принято решение о необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома в 2021 году.

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол от 02 декабря 2020), принято решение по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, установленного региональной программой капитального ремонта, с переносом его выполнения на более ранний срок - на 2021-2023 годы, включить многоквартирный дом в краткосрочный план ремонта МКД, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области.

18 июня 2021 года комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории г. Благовещенска проведено обследование фасада многоквартирного дома, решено провести капитальный ремонт по виду работ «ремонт фасада» в многоквартирном доме, включенного в Программу по данному виду на 2041-2043 гг., включив в период 2020-2022 и краткосрочный план 2021 года. Решение данной комиссии оформлено протоколом от 18 июня 2021 года № 60, который 24 августа 2021 года направлен в Министерство ЖКХ Амурской области. Письмом Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области от 16 ноября 2021 года № ФКР-01/7361 сообщено, что капитальный ремонт фасада в многоквартирный запланирован на 2041-2043 гг., многоквартирный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы. 24 ноября 2021 года прокуратурой города Благовещенска совместно с специалистами инспекции Госстройнадзора Амурской области, управления ЖКХ администрации города Благовещенска, управляющей компании ООО «Высотка», с участием жильцов МКД *** осуществлен выезд и визуальный осмотр МКД ***.

В результате проведенного визуального осмотра установлено, что на фасадах жилого дома в нескольких местах имеются трещины и отслоения наружной версты кладки из облицовочного керамического кирпича, частично выполнено усиление проблемных мест металлическими пластинами. В наружных стенах технического этажа в нескольких местах и на кирпичном парапете в углу здания имеются трещины, на которые установлены маяки. Вышеуказанный объект капитального строительства построен в соответствии с проектной документацией. Инспекцией Госстройнадзора Амурской области сделаны выводы о необходимости выполнить техническое обследование конструкций многоквартирного дома, установить причины появления деформаций. Данное обследование должно, быть выполнено специализированной организацией, имеющей членство в саморегулируемой организации; В последующем необходимо выполнение усиления конструкций здания по решению проектной организации. В связи с возможностью обрушения кирпича с фасадов здания необходимо в срочном порядке принять меры для обеспечения безопасности жильцов дома (устройство защитных козырьков, сигнальных ограждений, запрещающих знаков и пр.) с обеспечением их сохранности, а также выполнить временные усиления кирпичной кладки фасадов в местах образования трещин.

28 марта 2022 года администрацией города Благовещенска в адрес Министра ЖКХ Амурской области подготовлено письмо № 02-11/3178, в котором администрация города Благовещенска сообщает, что 24 августа 2021 года в Министерство ЖКХ Амурской области (далее - Министерство ЖКХ) направлен вышеуказанный протокол от 18 июня 2021 № 60. Одновременно данным письмом администрация города сообщила о том, что согласно выводов отчета по результатам обследования отдельных конструктивных элементов-здания по адресу: ***, выполненного в 2021 году ИП ИМ, предоставленного собственниками многоквартирного дома, техническое состояние наружных стен - ограниченно-работоспособное, при этом вертикальные трещины в облицовке по наружным углам здания и торцам стен лоджий, под плитами перекрытий открытых переходных лестничных площадок (2 эт.) свидетельствует об отслоении облицовочного слоя (разрушении тычковых рядов), возникает угроза обрушения. В целях исключения аварийной ситуации, которая может возникнуть в многоквартирном доме, администрация города просила рассмотреть возможность включения данного многоквартирного дома в краткосрочный план на 2021 год по виду работ «ремонт фасада».

14 апреля 2022 года Министерство ЖКХ письмом № 09.1-3104 сообщило заместителю мэра города Воронову А.Е. о том, что Министерством ЖКХ рассмотрено обращение о включении многоквартирного дома в краткосрочный план на 2021 год. При этом Министерством ЖКХ сообщено, что в соответствии с Законом Амурской области от 08 июля 2013 № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» далее - Закон области № 200-03) разработан и реализуется краткосрочный план 2020-2022 годов со сроком исполнения работ не позднее двух лет, следующих за плановым годом. Количество МКД, подлежащих включению в краткосрочный план реализации Программы, рассчитывается исходя из объема средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование Программы.

Ссылаясь на незаконное бездействие со стороны Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», прокурор обратился в Благовещенский городской суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно ст. 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Статьей 10 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» установлено, что очередность проведения капитального ремонта определяется региональной программой, критериями очередности являются: износ общего имущества, год ввода дома в эксплуатацию, дата проведения последнего капитального ремонта. Порядок применения критериев устанавливается Правительством области.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 № 26 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014- 2043 годах» (далее - Программа).

Программой определены плановые периоды проведения и виды капитального ремонта общего имущества в МКД, а также порядок формирования краткосрочных планов.

Программа сформирована на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области в соответствии с законодательством.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дома, расположенный по адресу: *** включен в Программу со следующими плановыми сроками:

- ремонт внутренних инженерных систем в 2038-2040 годах;

- ремонт крыши в 2032-2034 годах;

- ремонт фундамента в 2041-2043 годах;

- ремонт фасада в 2041-2043 годах;

- ремонт лифтов в 2041-2043 годах.

Реализация Программы в рамках плановых периодов осуществляется посредством краткосрочного планирования (раздел 5 Программы).

В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения работ по капитальному ремонту, уточнения планируемых к производству видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту с учетом необходимости их оказания и (или) выполнения одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемых по результатам мониторинга технического состояния многоквартирных домов, и для определения объемов финансовых средств, необходимых для производства работ по капитальному ремонту, и их источников Министерство утверждает краткосрочный план. Изменения вносятся в краткосрочный план в течение 10 дней со дня утверждения соответствующих изменений в Программе.

Постановлением Правительства Амурской области от 05.08.2022 № 810 «Об утверждении Порядка принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области» установлено, что внесение изменений в региональную программу осуществляется в связи с проведением капитального ремонта в текущем году, а также при актуализации региональной программы.

Решение о внесении изменений в региональную программу принимается Министерством ЖКХ Амурской области.

В Министерство ЖКХ Амурской области с обращением о внесении изменений в региональную программу могут обратиться: собственники, обладающие не менее 2/3 голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме: лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; орган местного самоуправления муниципального образования Амурской области (далее - орган местного самоуправления); орган государственного жилищного надзора; региональный оператор - некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее - региональный оператор).

Заявители направляют обращение в уполномоченный орган до 1 сентября текущего года.

Обращения о внесении изменений в отношении установленных региональной программой сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту в случае переноса установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок) направляются в случаях: установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено региональной программой, в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме на территории Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 19.06.2015 № 296 (далее - Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта), и достаточности средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов; замены вида работ в установленный региональной программой срок на другой вид работ, необходимость выполнения которого определена в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта, принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решения об установлении дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, позволяющем возместить привлеченные региональным оператором средства для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в срок не более 36 месяцев с месяца начала проведения работ.

Основаниями для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу в отношении многоквартирного дома формирующего фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии с п. 9 Порядка принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области являются: непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт в размере, позволяющем возместить привлеченные региональным оператором средства для проведения работ по капитальному ремонту в срок не более 36 месяцев с месяца начала проведения работ; размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем семьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов; отказ собственников помещений в многоквартирном доме в принятии предложения регионального оператора о привлечении кредита, займа для проведения капитального ремонта в более ранний срок или с большим перечнем услуг и (или) работ, чем предусмотрено региональной программой; отсутствие решения комиссии о необходимости проведения капитального ремонта, подготовленное в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта; превышение объема средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы в 4 соответствии с требованиями части 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом порядком установления необходимости проведения капитального ремонта комиссиям не предоставлены полномочия по конкретизации года производства работ по капитальному ремонту в краткосрочном плане.

Из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что краткосрочный план формируется в соответствии со сроками проведения капитального ремонта, предусмотренными Программой, включение многоквартирных домов, по которым Программой определены более поздние сроки проведения капитального ремонта, в действующий краткосрочный план противоречило бы действующему нормативно-правовому регулированию.

При этом собственниками многоквартирного *** не было принято решение об установлении дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, позволяющем возместить привлеченные региональным оператором средства для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в срок не более 36 месяцев с месяца начала проведения работ, а фонда капитального ремонта, сформированного на счете многоквартирного *** не достаточно для проведения работ (по состоянию на 01 января 2022 на счете сформирован фонд в размере 2 815,67 тыс. руб., при этом предельная стоимость ремонта фасада определена административным ответчиком в размере 59.5 млн. руб.). Соответственно у Министерства ЖКХ по Амурской области отсутствовали законные основания для внесения изменений в Программу в части переноса срока проведения работ по капитальному ремонту фасада с 2041-2043 годов на 2020-2022 годы, соответственно и на включение многоквартирного дома *** в краткосрочный план.

В соответствии с пунктом 10 раздела 5 Программы краткосрочный план утверждается приказом Министерства сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока не позднее 10 декабря текущего года.

Следующий плановый период, предусмотренный Программой – это 2023-2025 годы, при этом на момент рассмотрения настоящего административного дела краткосрочный план на указанный период административным ответчиком не был сформирован и утвержден. При таких обстоятельствах требования прокурора в части возложения на Министерство ЖКХ Амурской области обязанности включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** – в краткосрочный план реализации в 2023 г. региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26 заявлены преждевременно. При этом, рассматривая требования административного иска в указанной части необходимо обратить внимание на тот факт, что суд не может подменять собой и своими решениями полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по формированию Краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», в связи с чем требования административного иска в данной части не подлежат удовлетворению.

Кроме того, при недостаточности средств фонда капитального ремонта, сформированных на счете многоквартирного дома, для проведения работ по капитальному ремонту, региональным оператором в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Амурской области от 08 июля 2013 № 200-03 средства, полученные от собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, будут использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта.

Использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа, городского округа области.

Оценочно до декабря 2043 года на счете многоквартирного *** при условии 100 % уровня собираемости взносов на капитальный ремонт в размере минимального установленного в Амурской области, будет сформирован фонд в сумме 18,9 млн. руб. (при расчётной стоимости работ 59.5 млн. руб.), что противоречит нормам, установленным постановлением Правительства 5 Амурской области от 10.08.2021 № 579 «Об утверждении Порядка использования на возвратной основе средств фонда капитального ремонта, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах».

Также постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2017 № 563 «Об утверждении Порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Амурской области» определена процедура принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирного дома в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В этом случае капитальный ремонт осуществляется без включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Администрацией г. Благовещенска режим чрезвычайной ситуации в отношении многоквартирного *** не вводился, обращений в адрес Министерства ЖКХ Амурской области о наличии аварий и необходимости в связи с этим проведения капитального ремонта не поступало.

Таким образом, требования о признании незаконным решения министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 14 апреля 2022 г. № 09.1-3104 об отказе во включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** – в краткосрочный план в рамках реализации в 2021 г. региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26; возложении обязанности включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** – в краткосрочный план реализации в 2023 г. региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о:

- признании незаконным решения министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 14 апреля 2022 г. № 09.1-3104 об отказе во включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** – в краткосрочный план в рамках реализации в 2021 г. региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26;

- возложении обязанности включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** – в краткосрочный план реализации в 2023 г. региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 г. № 26.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.О. Мухин

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 г.