ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-655/2021 от 16.04.2021 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-655/2021

УИД 23RS0030-01-2021-000938-50

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 16 апреля 2021 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Куленко И.А.,

при секретаре Харыбиной С.Г.,

с участием

прокурора ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет»

установил:

В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой Ленинградского района в рамках проведения проверки исполнения законодательства в сфере электроснабжения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт по адресу: <данные изъяты>, на котором размещена запрещенная информация о приобретении модифицированных (переделанных) приборов учета, способных в значительной степени занижать показания потребления коммунальных ресурсов, а также информация о способах безучетного потребления электрической энергии. Вход на сайт по адресу: <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой интернет-пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Данная информация имеет свободный доступ для любых пользователей сети «Интернет», круг которых постоянно меняется и является неопределенным. Согласно информации, поступившей в прокуратуру Ленинградского района от ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени <данные изъяты> является ФИО2, проживающий <адрес>. На основании изложенного просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» - сайта: <данные изъяты>/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Южном федеральном округе для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебном заседание не прибыл, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требовании не возражает.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу не судебное заседание не прибыл, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просил вынести решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинградского района в рамках проведения проверки исполнения законодательства в сфере электроснабжения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт по адресу: <данные изъяты> на котором размещена запрещенная информация о приобретении модифицированных (переделанных) приборов учета, способных в значительной степени занижать показания потребления коммунальных ресурсов, а также информация о способах безучетного потребления электрической энергии.

При этом, неучтенный индивидуальным прибором потребленный ресурс в многоквартирных домах учитывается общедомовыми приборами учета, бремя оплаты ложится на всех собственников помещений многоквартирного дома, фактически не пользовавшихся энергией. В индивидуальном жилом доме или ином здании похищенная энергия никем не оплачивается, чем причиняется материальный ущерб поставщику ресурсов.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих <данные изъяты>, определяется федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), который регулирует правовые отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 1 ст. 8, ч.1 ст. 9, ч.1 ст.10).

Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об информации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 и ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Закона об информации ограничение доступа информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» - «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической партии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на -приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и шли) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

Статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

В связи с вышеизложенным, законодательством РФ предусмотрен запрет на распространение информации - сведений о приобретении и установке декламируемых модифицированных (переделанных) приборов учета, способных в значительной степени занижать показания потребления коммунальных ресурсов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.

Вход на сайт по адресу: <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы может любой интернет-пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Данная информация имеет свободный доступ для любых пользователей сети «Интернет», круг которых постоянно меняется и является неопределенным.

Согласно информации, поступившей в прокуратуру Ленинградского района от ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени <данные изъяты> является ФИО2, проживающий <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В реестр, согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Решение, являющиеся основанием для ограничения доступа к сайтам в сети Интернет», принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 К АС РФ).

В рассматриваемом случае владелец указанных интернет страниц злоупотребляет правом на свободную передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, предусмотренной ст. 15 Закона об информации.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, устранения нарушений действующего законодательства, а также пресечения и предупреждения таких нарушений сайт по адресу: <данные изъяты> следует признать информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Судом, с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Поскольку затрагиваются интересы неопределенного круга лиц - пользователей сети «Интернет» Российской Федерации, в соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор района вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 218 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Ленинградского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» - сайта: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит немедленному исполнению.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Ленинградского районного суда И.А. Куленко

Мотивированное решение судом изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья

Ленинградского районного суда И.А. Куленко