Производство № 2а-6564/2020
УИД 28RS0004-01-2020-008445-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Духанине М.И.,
с участием представителей административного истца АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ООО «АКС» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Молочный комбинат Благовещенский» к ООО «АКС» о признании нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных приказом № 195 от 31 мая 2019 года недействующими в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя сточных вод - жиры, истребованию заключения независимой технологической экспертизы,
установил:
АО «Молочный комбинат Благовещенский» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что постановление администрации г. Благовещенска от 28.12.2016 года № 4232 уполномочило АО «Амурские коммунальные системы» устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска. Указанные нормативы являются нормативным правовым актом на основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» и Постановления Администрации г. Благовещенска от 28.12.2016 г. № 4232, согласно которого АО «Амурские коммунальные системы» наделено полномочиями по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения города Благовещенска. 31.05.2019 года АО «Амурские коммунальные системы» издало приказ № 195 об утверждении нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «Амурские коммунальные системы». Нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «Амурские коммунальные системы» опубликованы в установленном порядке в газете «Благовещенск» 07 июня 2019 года, выпуск № 21 (1531). На основании заключенного договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2019 года, АО «Молочный комбинат Благовещенский» является абонентом АО «Амурские коммунальные системы», на которого распространяются установленные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах для сброса в централизованную систему водоотведения г. Благовещенска по следующим показателям: загрязняющее вещество ион аммония, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 12,82мг/дм3; загрязняющее вещество нитрат ион, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 40 мг/дм3; загрязняющее вещество нитрит ион, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,08 мг/дм3; загрязняющее вещество БКП 5, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 353 мг/дм3; загрязняющее вещество взвешенные вещества, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 372 мг/дм3; загрязняющее вещество железо, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 2,46 мг/дм3; загрязняющее вещество жиры, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0 мг/дм3; загрязняющее вещество кадмий, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,0005 мг/дм3; загрязняющее вещество медь, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,029 мг/дм3; загрязняющее вещество нефтепродукты, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 1,40 мг/дм3; загрязняющее вещество никель, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,01 мг/дм3; загрязняющее вещество свинец, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,0122 мг/дм3; загрязняющее вещество АПАВ, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 9,38 мг/дм3; загрязняющее вещество сульфаты, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 104,48 мг/дм3; загрязняющее вещество фенолы, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,35 мг/дм3; загрязняющее вещество фосфат-ион, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 1,48 мг/дм3; загрязняющее вещество формальдегид, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,043 мг/дм3; загрязняющее вещество нитрит ион, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,08 мг/дм3; загрязняющее вещество хлориды, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 75 мг/дм3; загрязняющее вещество хром +6, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,02 мг/дм3; загрязняющее вещество цинк, допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения – 0,065 мг/дм3.
Административный истец полагает, что в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения», согласно которым допускается наличие жиров в составе сточных вод, сбрасываемых в центральную систему водоотведения (пункт 27 Приложения № 5), АО «Амурские коммунальные системы» неправомерно исключил из содержания вредных веществ в сточных водах жиры, разрешенные к сбросу нормативно правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Пункт 7 Нормативов водоотведения по составу сточных вод, установленных Административным ответчиком для своих абонентов, не определяет нормативы водоотведения (сброса) по показателю «жиры» в сточных водах, а содержит только наименование этого вещества с показателем, равным нулю, тем самым исключенного из содержания в сточных водах. Считает, что оспариваемые нормативы водоотведения по составу сточных вод в части установления для жиров нулевого показателя и, тем самым, запрещения их к сбросу в централизованную систему водоотведения не соответствует законодательству и нарушают права и интересы административного истца, как лица, являющегося субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Согласно пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4. Приложение № 4 к Правилам № 644 содержит Перечень веществ материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, в том числе вещества, способные образовывать в централизованной системе водоотведения взрывоопасные, токсичные и (или) горючие газы, органические растворители, горючие и взрывоопасные вещества (нефть, бензин, керосин, ацетон и др.), синтетические и натуральные смолы, масла, мазут, лакокрасочные материалы и отходы, продукты и отходы нефтепереработки, органического синтеза, смазочно-охлаждающие жидкости, содержимое средств и систем огнетушения (кроме использования для тушения возгораний) и другое. В силу пп. б пункта 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения по перечню согласно приложению № 5. Так в пункте 27 Приложения № 5 «Максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения» к Правилам № 644 поименованы жиры. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. В разделе II Перечня «Для водных объектов» показатель «жиры» отсутствует. Письмом № 212 от 07.05.2018 г. Амурское бассейновое водное управление разъяснило, что показатель «жиры» не включен в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316, поэтому для данного показателя не установлены нормативы предельно допустимых концентраций и, следовательно, сброс жиров в водные объекты запрещен. Этот вывод противоречит названному ранее пункту 27 Приложения № 5 к Правилам № 644, где максимальная допустимая концентрация жиров в сточных водах установлена и определена как 50мг/дм3. Также при составлении указанного письма-разъяснения не учен тот факт, что показатель «жиры» никогда не был включен в Перечень загрязняющих веществ, но при этом до настоящего времени он нормировался.
Обращает внимание суда на то, что согласно Договору холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2014 г. и Договору холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2016 г., нормативы допустимых сбросов к составу и свойствам сточных вод по показателю «жиры» составляли 3,3 мг/дм3. Таким образом, АО «Амурские коммунальные системы», установив норматив водоотведения по показателю «жиры» равный нулю, а тем самым запретив сброс жиров в систему канализации, нарушил положения пункта 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», пункта 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в связи с чем нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «Амурские коммунальные системы» в указанной части следует признать недействующими. Кроме того, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту, в том числе, с учетом технической и технологической возможности очистных сооружений. Согласно сведениям, представленным самим АО «Амурские коммунальные системы», расчет эффективности очистных сооружений по показателям «жиры» составляет 99,40%, то есть поступающие жиры в систему водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» очищает практически до 0.
Согласно п. 1 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2019 года заключенного между АО «Амурские коммунальные системы» и АО «Молочный комбинат Благовещенский» (Абонент), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс с водный объект. АО «Амурские коммунальные системы» является единственной организацией на рынке услуг по водоотведению, то есть является монополистом в данной сфере деятельности. Выставляя заведомо невыполнимые требования для абонентов, понимая, что выполнить нулевые нормативы по допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в центральную систему водоотведения для абонентов не представляется возможным, рассчитывая на выставление штрафных санкций абонентам, АО «Амурские коммунальные системы» извлекает материальную выгоду из своего недобросовестного поведения. При этом, получая ежемесячную плату по договору № 3125 от 01.01.2019 года, в том числе и за очистку сточных вод, и имея технологические возможности для очистки, в нарушение п. 61 постановления № 167 не учитывает все критерии для расчета нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Полагает, что в действиях административного ответчика явно прослеживается злоупотребление правом, что является основанием для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать нормативы водоотведения по составу сточных вод для абонентов ООО «АКС», утвержденные приказом № 195 от 31.05.2019 года, недействующим в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя состава сточных вод – жиры.
В судебном заседании представители административного истца АО «Молочный комбинат Благовещенский» ФИО1, ФИО2 доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика ООО «АКС» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска, суду представила письменные возражения, согласно которым постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 утверждены типовые формы договоров на водоснабжение и водоотведение. В типовой Форме договора в императивном порядке закреплена обязанность Абонента соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а так же требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения и вносить плату за нарушение указанных нормативов.Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167, приэтом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил № 167, предусматривающие порядок установления и применения в отношении абонентов нормативов водоотведения по составу сточных вод, сохранили свое действие на 2019 год. Следовательно, нормы об установлении абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 61), произведении расчетов и корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации (п. 71) в 2019 году действовали. Полагала, что из содержания положения пункта 61 Правил № 167 видно, что абоненту устанавливаются те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на водный объект, исходя из возможностей очистных сооружений очищать поступающие стоки. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормативах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Отметила, что приказом Амурского бассейнового водного управления № 05-07/98 от 28.05.2019 г. утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р.Амур) для АО «АКС», согласно которому для АО «АКС» утверждены нормативы допустимого сброса веществ в том числе жиры, нормативный показатель которых составил «0». Поэтому АО «АКС» в соответствии с требованиями Правил № 167, на основании постановления Администрации г. Благовещенска от 28.12.2016 г. № 4232, а также в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утв. Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 г. № 333, произвело расчет нормативов водоотведения (стоков) по составу сточных вод для абонентов АО "АКС". Полагала довод административного истца о том, что вывод, сделанный в письме Амурского бассейнового водного управления № 212 от 07.05.2018 г., направленного в адрес истца, о том, что сброс жиров в водные объекты запрещен, противоречит п. 27 Приложения № 5 к Правилам № 644, где максимальная допустимая концентрация жиров в сточных водах установлена и определена как 50 мг/дм3 - несостоятельным, поскольку в Приложении № 5 к Правилам № 644 установлены максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения. Вместе с тем, в исковом заявлении административный истец оспаривает нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в ЦСВ, то есть нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водный объект), устанавливаемые в соответствие с Правилами № 167. Полагала, что в данном случае одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты); нормативы (требования) к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением № 5 к Правилам № 644 - на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ. Отметила, что согласно характеристики, составленной Федеральным агентством по Рыболовству, для реки Амур установлена высшая категория. Это означает, что указанный водный объект (р. Амур) используется или может быть использован для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, или является местом их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства. Кроме того, нормативы допустимых сбросов веществ в водные объекты согласованы с Федеральным агентством по рыболовству. Именно поэтому при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведение в приложении № 8 к данному договору для абонентов устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты) (раздел 1 Приложения № 8 к Договору) и нормативы (требования) к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением № 5 к Правилам № 644 - на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ (раздел 2 Приложения № 8 к Договору).
Поскольку максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ установлены Правилами № 644, АО «АКС» произвело расчет нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты) в соответствии с п. 64 Правил № 167. Расчет нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» произведен в соответствии с Приложением № 4 к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 г. № 333. ОА «АКС» установлены нормативы допустимых сбросов в соответствии с действующим законодательством.
Обратила внимание суда на то, что Арбитражным судом Амурской области рассмотрено исковое заявление АО «АКС» к АО «Молочный комбинат Благовещенский» об урегулировании разногласий по договору водоснабжения и водоотведения, в части установления нормативов водоотведения по составу сточных вод. По результатам рассмотрения указанного искового заявления 04.03.2019 г. вынесено решение, согласно которому удовлетворены требования АО «АКС» в полном объеме (дело № А04-822/2019). Полагала, что АО «АКС» в период с января 2019 г. по 01.07.2020 г. являлось уполномоченной организацией ВКХ, устанавливающей нормативы по составу сточных вод, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились иные лица, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения присутствующих сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочия-ми, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ).
Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 ст. 219 КАС РФ). При этом пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является согласно части 8 ст. 219 КАС РФ основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец оспаривает приказ ООО «АКС» от 31 мая 2019 года № 195 об установлении нормативов водоотведения по составу сточных вод. Соответствующие нормативы были опубликованы в газете «Благовещенск» 07 июня 2019 г., и сохраняли обязательный характер для административного истца до 01 июля 2020 г.
Административное исковое заявление первоначально поступило в суд 07.09.2020 г.
Суд полагает срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущенным.
Как следует из вышеназванного приказа, в качестве норматива водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» по наименованию загрязняющего вещества - «жиры» допустимая концентрация в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения мг/дм3 установлена – 0.
Постановлением Администрации г. Благовещенска от 28 декабря 2016 г. N 4232, действовавшим до 15 сентября 2020 г., АО "Амурские коммунальные системы" было определено уполномоченной организацией по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения города Благовещенска.
Постановление принималось на основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее – Правила № 167).
Согласно п. 61 вышеуказанных Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: 1) соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; 2) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; 3) техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Следовательно, АО «АКС» в качестве уполномоченной органом местного самоуправления организации устанавливало нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Суд соглашается с доводом административного ответчика, что состав сточных вод как категория двуедина, и на этот состав наряду с нормами о предотвращении негативного воздействия на водные объекты, установленными в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, налагаются нормы о предотвращении негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в рассматриваемый период времени действовали Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (раздел VI, Приложения N 2 и N 3). Данный подход подтверждается письмом Минстроя России от 02.07.2014 г. N 12024-ГБ/04 по вопросу регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.
При этом постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 (Приложение № 5) в Перечне максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения максимальное допустимое значение показателя «жиры» и (или) концентрации (по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод) установлена в 50 мг/дм3.
Указание в нормативах водоотведения по составу сточных вод, утвержденных приказом административного истца № 195 от 31 мая 2019 года, показателя для жиров «0» постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 не противоречит.
Пункт 61 Правил № 167 утратил силу с 01.07.2020 г., в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.05.2020 г. N 728, т.е. на момент вынесения оспариваемого Приказа являлся действующим.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельнодопустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Приказом МПР России от 17.12.2007 N 333 была утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Согласно имеющимся в деле материалам, приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 02.06.2016 г. № 05-07/148 утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р. Амур), согласно которым норматив допустимого сброса веществ по показателю «жиры» составляет 0 мг/дм3.
В части предотвращения негативного воздействия на водные объекты для абонентов, включенных в категории, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.05.2020 г. N 728) статьей 30.1 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено установление нормативов составов сточных вод.
Пунктом 71 Правил № 167 установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.07.2016 г. на основании приказа Управления Росприроднадзора по Амурской области № 232, АО "АКС" выдано разрешение № 6 на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, с приложением перечня и количества загрязняющих веществ по каждому выпуску сточных вод (далее - ИДС).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 (действовало до 01.07.2020 г.) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Главой администрации Амурской области принято Постановление от 26.04.1996 г. № 248 «Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов» (действовало до 6 августа 2020 г.). Указанный Порядок регулировал отношения, возникшие между предприятиями, эксплуатирующими муниципальные системы канализации населенных пунктов и предприятиями и организациями различных форм собственности, сбрасывающими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты).
При заключении Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2019 г. между АО «АКС» и АО «Молочный комбинат» в приложении № 8 к данному договору для абонента установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты) (раздел 1 Приложения №8 к Договору) и нормативы (требования) к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением № 5 к Постановлению № 644 -на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ (раздел 2 Приложения №8 к Договору). Соответствующие показатели определены соответственно в 0 и 50 мг/дм3.
Поскольку максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ установлены Правилами № 644, АО «АКС» на законных основаниях произвело расчет нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты) в соответствии с п. 64 Правил № 167.
Расчет нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов АО «АКС» произведен в соответствии с Приложением № 4 к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 г. № 333.
Доводы административного истца о том, что показатель «жиры» отсутствует в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, и следовательно, таковым загрязняющим веществом не является, не учитывают, что ограничения по показателям «жиры» отнесены в Приложении № 5 к постановлению № 644 к категории общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения). Общие свойства сточных вод отражают их состав по показателю «жиры».Заключение независимой технологической экспертизы по определению допустимых концентраций загрязняющих веществ в настоящем случае не требуется.
Ссылки административного истца на то, что согласно ранее действовавшим договорам холодного водоснабжения и водоотведения № 3125 от 01.01.2014 г. и № 3125 от 01.01.2016 г. нормативы допустимых сбросов к составу и свойствам сточных вод по показателю «жиры» составляли 3,3 мг/дм3, а по договору от 01.01.2019 г. – 0 мг/дм3, суд полагает не влияющими на разрешение настоящего спора, поскольку в настоящем судебномразбирательстве не оспаривается содержание указанных договоров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По настоящему делу необходимая совокупность условий для удовлетворения административного иска судом не установлена.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований АО «Молочный комбинат Благовещенский» к ООО «АКС» о признании нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных приказом № 195 от 31 мая 2019 года недействующими в части отсутствия допустимых концентраций в сточных водах по наименованию показателя сточных вод - жиры, истребованию заключения независимой технологической экспертизы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Вискулова В.В.
Решение суда в окончательной форме принято 15 января 2021 года
Председательствующий судья Вискулова В.В