ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-656/20 от 16.06.2020 Аргаяшского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-656/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2020 года с. Аргаяш Челябинской области

Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,

при секретаре Садыковой З.Ф.,

с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в лице Аргаяшского территориального отдела, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным решения, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в лице Аргаяшского территориального отдела, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 5205 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности главы Аргаяшского муниципального района от 12.02.2020 № 263-р «О продаже в собственность без проведения торгов» администрацией Аргаяшского муниципального района 12.02.2020 заключен договор купли-продажи, на основании которого в собственность ФИО4 передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Данный договор купли-продажи с соответствующим пакетом документов представлен ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию в Аргаяшский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области. Уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности приостановлена в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В качестве обоснования приостановления государственной регистрации в уведомлении указано, что, по мнению административного ответчика, проведению государственной регистрации препятствует то, что в пакете документов отсутствуют сведения о размещении информации на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет на сайте www.torgi.gov.ru, что по мнению административного ответчика, свидетельствует о нарушении требований ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает данное решение незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 14, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также ст.ст. 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Уставом Аргаяшского муниципального района Челябинской области, опубликование (обнародование) официальных правовых актов осуществляется на официальном сайте администрации в сети Интернет по адресу: http://argayash.ru/. Извещение опубликовывает уполномоченный орган в лице администрации Аргаяшского района в соответствии с Уставом муниципального района на указанном официальном сайте в сети Интернет. Упоминание об официальном сайте Российской Федерации в Земельном кодексе Российской Федерации, а также в Уставе района, отсутствует. Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области в связи с обращением ФИО4 о предоставлении в собственность земельного участка опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка в собственность за плату в официальном печатном издании – газета «Восход», а также на официальном сайте администрации в сети Интернет Аргаяшского муниципального района. Полагает, что довод государственного регистратора о необходимости извещения на официальном сайте Российской Федерации основан на неверном изложении текста подп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что решение о приостановлении государственной регистрации является законным, вынесено в соответствии с требованиями ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 информация о предоставлении земельного участка в собственность должна быть размещена на официальном сайте в сети Интернет по адресу www.torgi.dov.ru. Поскольку данное требование закона при продаже ФИО4 земельного участка выполнено не было, ею вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности.

Представитель заинтересованного лица – администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО3 в судебном заседании полагала обоснованными требования административного истца, поскольку земельный участок был продан ФИО4 без проведения торгов, в этом случае публикации на сайте в сети Интернет по адресу www.torgi.dov.ru не требуется. Полагает, что сведения о размещении информации на данном сайте должны быть размещены в случае продажи земельного участка с торгов.

Административный истец ФИО4, представители административных ответчиков – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Аргаяшского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемых решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На основании п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

На основании п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Согласно п. 3 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ФИО4 обратился в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На официальном сайте администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области по адресу: http://argayash.ru/ размещено информационное сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о возможном предоставлении в собственность за плату (по договору купли-продажи) земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р ФИО4 продан в собственность вышеуказанный земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Уведомлением государственного регистратора Аргаяшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка приостановлено в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В уведомлении указано, что распоряжение администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 12.02.2020 № 263-р «О продаже земельного участка в собственность без проведения торгов» вынесено с нарушением, так как отсутствуют сведения о размещении информации на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.torgi.gov.ru.

На момент обращения ФИО4 в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации информация о его предоставлении подлежала опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка, на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом размещение сведений о спорном земельном участке на данных сайтах является обязательным.

Уставом Аргаяшского муниципального района Челябинской области установлено, что опубликование (обнародование) официальных правовых актов осуществляется на официальном сайте администрации в сети «Интернет» Аргаяшского муниципального района по адресу: http://argayash.ru/.

Как установлено в судебном заседании, извещение о планируемом предоставлении спорного земельного участка размещено только на официальном сайте администрации Аргаяшского муниципального района по адресу: http://argayash.ru/.

Сведений об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", предусматривающего опубликование в сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации с адресом www.torgi.gov.ru, извещения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в деле не имеется. Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права.

Принимая во внимание, что извещение о планируемом предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru не размещено, суд полагает, что решение административного ответчика о приостановлении государственной регистрации в отношении спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. В этой связи административные исковые требования ФИО4 удовлетворению не подлежат.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований расходы административного истца по оплате услуг представителя в размере 12 500 рублей, оплате государственной пошлины в размере 300 рублей возмещению с административных ответчиков не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в лице Аргаяшского территориального отдела, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью 5205 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 12 500 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий