ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-656/2022 от 13.04.2022 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-656/2022

УИД 42RS0037-01-2022-000965-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года город Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием помощника судьи Цариковой Н.В., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Юрга к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Администрацией города Юрга к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу предъявлены административные исковые требования о признании незаконным, отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 4.02.2022 г. о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением.

Административное исковое заявление обосновывается тем, что решением Юргинского городского суда от 31.08.2021 г., вступившим в законную силу 1.10.2021 г., на административного истца возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам, расположенное на территории Юргинского городского округа. На основании решения выдан исполнительный лист от 11.10.2021 г. ***. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 3.11.2021 г. возбуждено исполнительное производство *** в отношении Администрации города Юрга. Копия данного постановления получена Администрацией города Юрга 12.11.2021 г. с предложением исполнить судебный акт в добровольном порядке в 5-дневный срок со дня получения постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Определениями суда от 26.11.2021 г. и 27.12.2021 г. административному истцу в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. В связи с неисполнением в добровольном порядке исполнительного документа судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу вынес постановление от 4.02.2002 г. о взыскании с Администрации города Юрга исполнительского сбора. Предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения предусматривает определенные законодательством процедуры, для выполнения которых требуется время. На основании решения общественной городской жилищной комиссии от 17.11.2021 г., постановления Администрации города Юрга от 24.11.2021 г. № 1122 «О предоставлении жилых помещений, заключении договора мены, найма жилых помещений ФИО2 предоставлено освободившееся жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. ФИО2 осуществлен отказ от заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, настаивание на предоставлении жилья в новом доме, поэтому достигнута договоренность о предоставлении квартиры в строящемся ********* со сроком сдачи дома в эксплуатацию после 28.02.2022 г. Постановлением Администрации города Юрга от 7.02.2022 г. № 103 «О признании жилых помещений специализированным жилым фондом в новом ******, предоставлении жилых помещений, внесении изменения в постановление Администрации города Юрга от 24.11.2021 г. ***» во исполнение решения Юргинского городского суда от 31.08.2021 г. ФИО2 предоставлена ***. Согласно акту приема-передачи от 5.03.2022г. ФИО2 передано жилое помещение. После осуществления Управлением капитального строительства Администрации города Юрга регистрации прав муниципальной собственности на жилые помещения в указанном доме, приобретенные по муниципальным контрактам о приобретении в муниципальную собственность квартир, с ФИО2 заключат договор найма. Администрацией Юрга исполнено решение Юргинского городского суда от 31.08.2021г. Дважды, в том числе в установленный срок для добровольного исполнения решения, 17.11.2021 г. и 9.12.2021 г. административным истцом осуществлено обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в связи с подготовкой документов. 14.12.2021 г. судебному приставу-исполнителю взыскателем направлено заявление об отзыве исполнительного листа в связи с добровольным исполнением требований. Невыполнение Администрацией города Юрга в пятидневный срок требований судебного пристава-исполнителя обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля административного истца, при соблюдении им той степени заботливости, осмотрительности, какая требовалась от данного органа в целях надлежащего исполнения обязанности по своевременному предоставлению Б.А.АБ. жилья в рамках исполнительного производства, обусловлено определенным в законодательстве механизмом исполнения возложенной на данный муниципальный орган обязанности, первоначальным отказом взыскателя от предоставленного жилья. Предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает соблюдение определенных процедур, установленных действующим законодательством, что свидетельствует о наличии объективных причин, препятствующих своевременному добровольному исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок для исполнения. Также взыскатель отказался от первоначально предложенного жилья, что продлевает срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Нет вины административного истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа.

Представителем административного истца ФИО1 поддержаны требования административного искового заявления по основаниям, изложенным в нем.

Административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу ФИО3, представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу, заинтересованного лица ФИО2, извещенных о судебном заседании (л.д. 23 и 24).

Административным ответчиком судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу ФИО3 представлены письменные возражения на административное исковое заявление о том (л.д. 25-27), что по исполнительному листу Юргинского городского суда от 1.10.2021 г. *** 3.11.2021 г. возбуждено исполнительное производство *** о возложении обязанности на Администрацию города Юрга предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, свободное юридически, фактически, отвечающее установленным техническим и санитарным правилам и нормам, расположенным на территории Юргинского городского округа Кемеровской области. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией города Юрга 15.11.2021 г. 19.11.2021г. принято заявление об отсрочке исполнения решения Юргинского городского суда, к которому приложена выписка из протокола *** о заседании городской жилищной комиссии. На основании предоставленной выписки невозможно установить, что предложенное жилое помещение отвечает требованиям, указанным в исполнительном листе ***. 22.11.2021г. в МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу принято заявление Администрации города Юрга с просьбой отложить исполнительные действия, меры принудительного исполнения в связи с обращением в суд, по которому 23.11.2021г. вынесено постановление об отложении исполнительного производства. Определением суда от 26.11.2021 г. и 27.12.2021 г. Администрации города Юрга отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, поэтому Администрацией города Юрга направлена частная жалоба в Кемеровский облсуд. Из-за неисполнения требований исполнительного документа в силу ст. 105, 112 федерального закона от 2.10.2010 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 4.02.2022 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, назначен новый срок для исполнения исполнительного документа до 30.03.2022 г. 19.01.2022 г. в МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу принято заявление о прекращении исполнительного производства от ФИО2 в связи с тем, что взыскателю выделена квартира по ***, но документы, подтверждающие исполнение решения суда, не предоставлены. Вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что основание для окончания исполнительного производства - акт приема-передачи жилья, договор. Администрацией города Юрга не предоставлены документы об исполнении решения. Штрафная санкция в виде исполнительского сбора относится к одной из основных мер, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд, выслушав представителя административного ответчика ФИО1, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2, 3 и 6 ст. 112 федерального закона от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим федеральным законом (ч. 11 ст. 30 федерального закона от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с абзацем 2 п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно исполнительному листу ***, выданному 11.10.2021 г., поступившему на исполнение 29.10.2021 г., решением Юргинского городского суда от 31.08.2021 г. по гражданскому делу *** по исковому заявлению Юргинского межрайонного прокурора в защиту жилищных прав, интересах ФИО2 возложена обязанность на Администрацию города Юрга Кемеровской области - Кузбасса предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам в Юргинском округе.

3.11.2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу возбуждено исполнительное производство *** в отношении Администрации города Юрга, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 30).

Постановление получено Администрацией города Юрга 12.11.2021 г. (л.д. 7).

17.11.2021 г. Администрацией города Юрга в Юргинский городской суд подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 1.12.2021 г. (л.д. 31).

22.11.2021 г. в МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу подано заявление об отложении исполнительных действий (л.д. 32).

23.11.2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия, меры принудительного исполнения по 7.12.2021 г. (л.д. 33).

Согласно содержанию заявления от 16.12.2021 г. ФИО2 указано на отказ от предоставляемой квартиры, расположенной по *** (л.д. 9).

19.01.2022 г. в МОСП по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу принято заявление о прекращении исполнительного производства от Б.А.АБ. в связи с тем, что ему выделена квартира по *** 31.01.2022 г. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления, так как основание для окончания исполнительного производства акт приема-передачи, договор.

4.02.2022 г. оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя с Администрации города Юрга взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен срок для исполнения исполнительного документа до 30.03.2022 г. (л.д. 37).

Постановлением Администрации города Юрга от 7.02.2022 г. № 103 (л.д. 10) признаны жилые помещения специализированным жилищным фондом в новом ***, в том числе предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ФИО2 в виде *** общей площадью 30,8 кв.м., в новом доме по ***. 5.03.2022 г. квартира передана ФИО2 согласно акту приема-передачи (л.д. 11). 15.03.2022 г. с ФИО2 заключен договор *** найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 38).

Обязанность доказывания совершения возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ добровольно, наличия уважительных причин, повлекших невозможность исполнения своевременно, возложена на должника.

В связи с тем, что административным истцом не представлены доказательства совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ добровольно в установленный для этого срок, наличия уважительных причин, повлекших невозможность исполнения своевременно, отсутствуют основания для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Учитывая, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора соблюдены требования ст. 14, 30, 112 федерального закона от 2.10.2007г. №229ФЗ «Об исполнительном производстве», должником не представлено судебному приставу-исполнителю доказательств, что исполнение исполнительного документа невозможно вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не усматривается оснований для уменьшения исполнительского сбора, не имеется нарушений прав и законных интересов Администрации города Юрга, поэтому административный иск подлежит отказу в удовлетворении в полном объеме.

Суд, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Юрга к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения.

Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на него через Юргинский городской суд.

В окончательной форме мотивированное решение принято 27.04.2022 г.

Председательствующий Е.С. Тимофеева