... УИД ...
дело ...
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 сентября 2021 года ...
Вахитовский районный суд ... в составе
председательствующего судьи Киселева А.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике ФИО5 ФИО3, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ..., Управлению Федеральной налоговой службы по ... о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике ФИО5 ФИО3 о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.
В обоснование заявления административный истец указал, что Межрайонной ИФНС России ... по РТ проведена камеральная налоговая проверка декларации за 2019 год по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), представленной налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России ... по РТ ....
По результатам камеральной налоговой проверки декларации Межрайонной ИФНС России ... по РТ составлен акт ... от ..., дополнение к акту налоговой проверки ... от ... и вынесено решение ... от ..., в соответствии с которым заявитель привлечён к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НКРФ), с учетом положений статей 112, 114 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере ... рублей. Указанным решением налогоплательщику также доначислен НДФЛ в общей сумме ..., начислены пени в сумме ... руб.
Данное решение заявителем обжаловано в апелляционном порядке.
Решением УФНС России по РТ ...@ от ..., решение ... от ... отменено, принято новое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечён к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере ... рублей. Указанным решением налогоплательщику также доначислен НДФЛ в общей сумме ..., начислены пени в сумме ... руб.
Согласно оспариваемому решению, основанием для начисления налога по НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа, послужил вывод Межрайонной ИФНС России ... по РТ и УФНС России по РТ о том, что ФИО2 ведет предпринимательскую деятельность, систематически (регулярно) приобретал и реализовывал объекты недвижимого имущества в 2018 году – 8 объектов, в 2019 году – 24 объекта.В представленной налогоплательщиком декларации НДФЛ за 2019 год, отражены доходы в связи с продажей земельных участков, жилых домов и транспортных средств в общей сумме ... руб., общая сумма налоговых вычетов, указанная в декларации по НДФЛ за 2019 год, составляет ... руб., сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила – ... руб.
По мнению административного истца, налоговым органом необоснованно отказано в предоставлении, как имущественного налогового вычета, так и профессионального налогового вычета, в связи с квалификацией его деятельности в качестве предпринимательской и предоставления документов, подтверждающих понесенные расходы.
В то же время, согласно оспариваемому решению, Межрайонная ИФНС России ... по РТ и УФНС России по РТ пришли к выводу о том, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности, налогоплательщик не вправе уменьшать сумму своих облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества, которые использовались в предпринимательской деятельности, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, учитывая, что заявитель не имеет права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ.
Кроме того, административный истец указывает о нарушении процедуры рассмотрения апелляционной жалобы и процедуры привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании изложенного, ФИО2 просил суд признать незаконным принятое в отношении него решение УФНС России по РТ ... от ...о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве административного соответчика к участию в деле привлечена Межрайонная ИФНС России ... по РТ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО6 требования поддержал.
Представитель административных ответчиков УФНС России по РТ и Межрайонной ИФНС России ... по РТ ФИО7 возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности, налогоплательщик не вправе уменьшать сумму своих облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества, которые использовались в предпринимательской деятельности, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, учитывая, что заявитель не имеет права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НКРФ.
Административный ответчик заместитель руководителя УФНС России по РТ ФИО8, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представила, в связи с чем её неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с ФИО1 гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав ФИО1 граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России ... по РТ проведена камеральная налоговая проверка декларации ФИО2 за 2019 год по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), представленной налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России ... по РТ ....
По результатам камеральной налоговой проверки декларации Межрайонной ИФНС России ... по РТ составлен акт ... от ..., дополнение к акту налоговой проверки ... от ... и вынесено решение ... от ..., в соответствии с которым заявитель привлечён к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НКРФ), с учетом положений статей 112, 114 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере ... рублей. Указанным решением налогоплательщику также доначислен НДФЛ в общей сумме ..., начислены пени в сумме ... руб.
Данное решение заявителем обжаловано в апелляционном порядке.
Решением УФНС России по РТ ...@ от ..., решение ... от ... отменено, принято новое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечён к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере ... рублей. Указанным решением налогоплательщику также доначислен НДФЛ в общей сумме ..., начислены пени в сумме ...,38 руб.
Согласно оспариваемому решению, основанием для начисления налога по НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа, послужил вывод Межрайонной ИФНС России ... по РТ о том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность, ФИО2 систематически (регулярно) приобретал и реализовывал объекты недвижимого имущества в 2018 году – 8 объектов, в 2019 году – 24 объекта. В представленной налогоплательщиком декларации НДФЛ за 2019 год, отражены доходы в связи с продажей земельных участков, жилых домов и транспортных средств в общей сумме ... руб., общая сумма налоговых вычетов, указанная в декларации по НДФЛ за 2019 год, составляет ...,14 руб., сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила – ... руб.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2 статьи 54 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Согласно пункту 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что ... налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России ... по РТ представлена декларация по НДФЛ за 2019 год, в которой отражены доходы в связи с продажей земельных участков, жилых домов и транспортных средств в общей сумме ...., в том числе:
- по договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ... (кадастровый ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой ... руб.);
- по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от ... (кадастровый ...) на сумму ... руб. (жилой ... руб., земельный участок ....);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи жилого помещения с использованием кредитных средств от ... (кадастровый .... ...) на общую стоимость ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый .... ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый .... ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ... на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);
- по договору купли-продажи недвижимого имущества от ... (кадастровый ..., ...) на общую сумму ... руб. (земельный участок ... руб., жилой дом ... руб.);|
- доход от продажи транспортных средств в общей сумме ....
Общая сумма налоговых вычетов, указанная в декларации, составила ...,... руб., в том числе:
- сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества – ... руб.;
- имущественный налоговый вычет в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ – ... руб.;
- сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением транспортных средств – ... руб.
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила – 32612 руб.
Согласно материалам налоговой проверки установлено, что ФИО2 или члены его семьи не были зарегистрированы и не проживали по адресам спорных объектов недвижимости; объекты недвижимости принадлежали ФИО2 в течение непродолжительного периода времени, сделки по реализации объектов недвижимости не были разовыми.
Обстоятельства того, что объекты недвижимости приобретались ФИО2 в личных целях, для проживания членов семьи, и иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, в рамках проверки не установлены, документального подтверждения обратного одновременно с жалобой заявителем не представлено.
По результатам анализа периодичности операций по сделкам в отношении объектов недвижимого имущества и имущественных прав установлено, что ФИО2 приобретал и реализовывал объекты недвижимого имущества систематически (регулярно): в 2018 году - 8 объектов, в 2019 году - 24 объекта.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий налогового контроля налоговый орган пришёл к выводу о том, что реализация заявителем объектов недвижимого имущества осуществлялась в целях предпринимательской деятельности.
На основании пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в том числе имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (её части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 вышеуказанной нормы, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ).
Положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ предусмотрено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Вместе с тем, подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ установлено, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.
Исходя из изложенного, ФИО2 не вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от продажи объектов недвижимого имущества, которые использовались в предпринимательской деятельности, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, учитывая, что заявитель не имеет права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта1 статьи 220 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в предусмотренном действующим законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 221 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций».
Таким образом, учитывая, что заявитель в проверяемом налоговом периоде не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе претендовать на уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму расходов, связанных с получением доходов от предпринимательской деятельности, в порядке, установленном пунктом 1 статьи 221 НК РФ, за 2019 год.
Факт осуществления административным истцом предпринимательской деятельности, без образования юридического лица и не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, его представителем в ходе рассмотрения дела судом, не отрицался.
Доводы административного истца о нарушении процедуры рассмотрения апелляционной жалобы и процедуры привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, не являются основаниями для отмены оспариваемого решения, поскольку противоречат материалам дела. ФИО9ФИО2 ставящие под сомнение законность и достоверность составленных в отношении него процессуальных документов являются необоснованными и направлены на избежание ответственности за совершение налогового правонарушения, расцениваются судом как желание заявителя поставить под сомнение правильность добытых по делу доказательств, в допустимости которых суд оснований сомневаться не находит.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска. Оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик действовал с нарушением закона и прав административного истца, не имеется, как и оснований для отмены решения УФНС России по РТ ....7-19/023024@ от ... о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике ФИО5 ФИО3, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ..., Управлению Федеральной налоговой службы по ... о признании незаконным решения заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике ФИО5ФИО3 от ..., о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ....
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ А.Н. Киселев
...
...
Решение22.10.2021