ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6581/2016 от 12.07.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-6581/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2016 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,

при секретаре Пономаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г.Ижевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Первому заместителю Главы Администрации г. Ижевска о признании недействующим распоряжения Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в суд с административным иском к Первому заместителю Главы Администрации г. Ижевска о признании недействующим распоряжения Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>». Заявление мотивировано следующим.

<дата> года принято постановление Администрации г. Ижевска за №<номер> «О создании Совета по предпринимательству при Администрации города Ижевска», был утвержден состав Совета и Положение о Совете (далее по тексту – Постановление №<номер>. Первоначальный текст документа был опубликован в газете «Известия Удмуртской Республики», № <номер>.<дата>.

Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>» за подписью Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатова И.И. (далее по тексту – распоряжение №451) в постановление №755 были внесены изменения.

При этом ссылался на несоответствие Приказа №<номер> действующему законодательству и Уставу г. Ижевска по его форме, а также на его принятие за пределами компетенции издавшего его должностного лица, что, по мнению Прокурора, является коррупциогенным фактором, нарушает права Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц, участвующих в деятельности по инвестированию внебюджетных средств.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно Уставу города Ижевска, Администрацией города Ижевска могут приниматься лишь постановления и распоряжения.

К полномочиям Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска Администрации города Ижевска не относится изменении (отмене) постановлений Администрации г.Ижевска.

Принятие правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Соловьев А.Д. заявление поддержал по доводам, изложенным в иске.

Первый заместитель Главы Администрации г. Ижевска И.И. Бикбулатов в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании представители Администрации города Ижевска и Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска, Павлов С.С. и А.Е. Корытцев, действующие на основании доверенностей, с заявлением не согласились.

Представил отзыв, где указал, что согласно ч.ч. 6, 7 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В силу ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены субъектом, наделенным на момент отмены соответствующими полномочиями.

В соответствии с п. 23 ст. 40 Устава города Ижевска Глава Администрации города Ижевска наделен правом передавать отдельные полномочия, отнесенные действующим законодательством и настоящим Уставом к ведению Главы Администрации города, заместителям главы Администрации города, иным должностным лицам Администрации города.

В рамках реализации указанных полномочий принято распоряжение Администрации города Ижевска от <дата> года № <номер> «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города», где пунктом 2.11 раздела II на первого заместителя Главы Администрации г.Ижевска возложены полномочия по принятию распоряжений и приказов, разработчиками которых является Управление экономика и развития города.

Согласно п.1.2.3 распоряжения Администрации города Ижевска от <дата><номер> «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых Администрацией города Ижевска» изменения и дополнения, вносимые в муниципальный правовой акт, оформляются муниципальным правовым актом той же формы, в какой принят первоначальный правовой акт либо иным муниципальным правовым актом в соответствии с полномочиями, закрепленными распоряжением Администрации города о распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города.

В связи с этим оспариваемое распоряжение принято первым заместителем Главы Администрации г.Ижевска Бикбулатовым И.И. в пределах полномочий.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый акт не обладает признаками нормативного правового акта, а потому суд рассматривает заявление в порядке главы 22 КАС РФ.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Оспариваемое распоряжение вынесено <дата> года. Заявление подано в суд <дата> года.

Срок обращения в суд прокурором соблюден.

В соответствии с п.8 ст.226 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

10. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

<дата> года принято постановление Администрации г. Ижевска за №<номер> «О создании Совета по предпринимательству при Администрации города Ижевска», был утвержден состав Совета и Положение о Совете (далее по тексту – Постановление №<номер>. Первоначальный текст документа был опубликован в газете «Известия Удмуртской Республики», № <номер>.<дата>.

Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>» за подписью Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска Бикбулатова И.И. (далее по тексту – распоряжение №<номер>) в постановление №<номер> были внесены изменения.

В силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В силу ч. 7 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Таким образом, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ четко определена форма муниципальных правовых актов, принимаемых Главой местной администрации, если это не касается вопросов организации работы местной администрации – это постановления.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы.

В силу ч. 1 ст. 39 Устава города Ижевска, Администрацией города руководит на принципах единоначалия Глава Администрации города.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 40 Устава города Ижевска Глава Администрации города в пределах своих полномочий издает муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 50 Устава города Ижевска, в систему муниципальных правовых актов входят в том числе правовые акты - постановления и распоряжения Администрации города Ижевска; правовые акты - приказы Заместителя Главы Администрации - Руководителя аппарата Администрации города, заместителей главы Администрации города, руководителей органов (структурных подразделений) Администрации города и администраций районов города.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу п. 1.2.3 Порядка подготовки и согласования проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых Администрацией города Ижевска, утвержденного распоряжением администрации города Ижевска от <дата> года № <номер>, изменения и дополнения, вносимые в муниципальный правовой акт, оформляются муниципальным правовым актом той же формы, в какой принят первоначальный муниципальный правовой акт либо иным муниципальным правовым актом в соответствии с полномочиями, закрепленными распоряжением Администрации города о распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города.

Пункт 1.2.3 Порядка подготовки и согласования проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых Администрацией города Ижевска следует толковать именно таким образом, что если должностное лицо наделено дополнительными полномочиями, то вправе издавать правовые акты в соответствии с этими полномочиями и в соответствующей такому муниципальному правовому акту форме.

Оспариваемое распоряжение не законно по следующим основаниям: распоряжение № <номер> издано с превышением полномочий и противоречит ч. 1 ст. 48 Федерального закона от <дата> года № <номер> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.2.3 Порядка подготовки и согласования проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых Администрацией города Ижевска, утвержденного распоряжением Администрации города Ижевска от <дата> года № <номер>.

Ссылка представителя административного ответчика на распоряжение Администрации города Ижевска от <дата> года № <номер> «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города», где якобы имело место наделение административного ответчика соответствующими полномочиями, не принимается судом, т.к. в пункте 2.11 раздела II, на который ссылается представитель административного ответчика, Первому заместителю Главы Администрации напрямую не предоставлено право отменять, изменять постановления Администрации г.Ижевска, а указание на орган, готовивший акт, таких полномочий не создает. Напротив, в п.1.13 распоряжение Администрации города Ижевска от <дата> года № <номер> создание общественных советов при Администрации г.Ижевска отнесено к ведению Главы Администрации г.Ижевска.

Вынесение должностными лицами органов местного самоуправления правовых актов с нарушением полномочий или с нарушением порядка их принятия нарушает права неопределенного круга лиц на правовую определенность, принципу принятия муниципальных правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами), законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрена возможность отмены или приостановления действия муниципальных правовых актов исключительно органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц – органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Данная правовая норма, регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства и, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 года №739-О-О, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным, административный иск прокурора Октябрьского района г. Ижевска о признании недействующим распоряжения Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора Октябрьского района г.Ижевска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Первому заместителю Главы Администрации г. Ижевска о признании недействующим распоряжения Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия распоряжение Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от <дата><номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Ижевска от <дата><номер>».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено судьей 14 июля 2016 г.Судья Кузнецова Н.В.