ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6585/2017 от 05.10.2017 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-6585/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Чуйко К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г.Ижевска УФССП РФ по УР ФИО2, Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г.Ижевска УФССП РФ по УР ФИО2, Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, мотивируя свои требования следующим.

31.05.2017 в отношении него было возбуждено исполнительное производство <номер> на основании исполнительного листа <номер> от 29.04.2016, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г.Ижевска по делу <номер>, согласно которому размер алиментов, взыскиваемых с ФИО1 в пользу ФИО3 на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения снижен с ? части до 1/6 части заработка и (или) иного дохода.

В настоящее время в бухгалтерии организации по месту его постоянной работы на исполнении находится исполнительный лист <номер> от 14.09.2015, выданный на основании решения суда от 30.06.2010 мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г.Ижевска, согласно которому размер алиментов, взыскиваемых с истца в пользу ФИО3 на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения составляет ? часть заработка и (или) иного дохода (исполнительное производство <номер> от 28.10.2015 года, возбужденное на основании указание исполнительного листа, в настоящее время прекращено).

С декабря 2015 года до настоящего времени ежемесячно с его заработной платы на основании исполнительного листа <номер> от 14.09.2015 удерживается ? часть.

В материалах исполнительного производства находится письмо мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Ижевска Онеговой К.В. с просьбой возвратить исполнительный лист, выданный на основании решения суда <номер> 30.06.2010 (<номер> от 14.09.2015). Однако, указанный исполнительный лист до настоящего времени находится на исполнении в бухгалтер организации по месту его работы, судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2 не отозван и не возвращен мировому судье.

Исполнительный лист <номер> от 29.04.2016, выданный на основании решения суда от 28.03.2016, судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ижевска ФИО2 до сих пор не направлен по месту работы.

Считает вышеуказанные бездействия судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ижевска ФИО2, выразившееся в не направлении исполнительного листа <номер> от 29.04.2016 года и в длительном непринятии мер по отзыву исполнительного листа <номер> от 14.09.2015, незаконными и нарушающими его права.

Просил признать незаконными бездействия пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2, выразившиеся в не направлении исполнительного листа <номер> от 29.04.2016 и в длительном непринятии мер по отзыву исполнительного листа <номер> от 14.09.2015, и устранить в полном объеме допущенные нарушения прав должника.

В судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме.

В судебное заседание не явились судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного заседания. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело в соответствии со ст.150 КАС РФ, рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2, ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила оставить иск ФИО1 без удовлетворения.

Представитель УФССП по УР в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии со ст.150 КАС РФ, рассмотрено в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО6 просила вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.121 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» согласно которому, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

По смыслу части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Положениями ст.5 указанного закона предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Исходя из положений ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст.12, ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 28 октября 2015 года судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г.Ижевска возбуждено исполнительное производство о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО3 алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка (доходов) на содержание несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с 17 мая 2010 года и до его совершеннолетия.

28 марта 2016 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 6 по Октябрьскому району г.Ижевска снижен размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно с ФИО1 в пользу ФИО3 на содержание несовершеннолетнего сына Никиты, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ? части всех видов заработка до 1/6 части всех видов заработка, начиная с даты вступления в законную силу решения суда, т.е. с 28 апреля 2016 года и до совершеннолетия ребенка.

При этом в материалах дела имеется письмо мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г.Ижевска от 20 мая 2016 года, полученного РОСП 20 мая 2016 года <номер>, согласно которого мировой судья отзывает исполнительный лист <номер> от 30 июня 2010 года. При этом данный исполнительный лист вместе с постановлением о прекращении исполнительного производства возвращен мировому судье спустя 1 год 3 месяца, 04 августа 2017 года, о чем имеется запись в книге входящей почты мирового судьи судебного участка № 2, то есть.

В силу п.4 ч.2 ст.43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство подлежит прекращению в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Согласно п.4 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ, является основанием для окончания исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

По смыслу приведенных положений закона в их взаимосвязи, окончание исполнительного производства вследствие отзыва исполнительного документа судом, который его выдал, по своим правовым последствиям равносильно прекращению исполнительного производства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд руководствуясь ст.441 ГПК РФ, п.4 ч.1 ст.47, ст.48, ч.1 ст.50, ст.64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ч.1 ст.12 Федерального закона "О судебных приставах", Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными ФССП России 25.07.2013 N 15-1, Методическими рекомендациями по определению места ведения сводного исполнительного производства, организации передачи исполнительных производств при объединении их в сводное исполнительное производство и осуществлению контроля за его ведением, утвержденными ФССП России 18.06.2012 N 01-15, исходя из того, что судебным приставом-исполнителем несвоевременно был возвращен исполнительный лист и вынесено постановление о прекращении исполнительного производства, что привело к нарушению прав должника, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований в указанной части.

Как установлено в ходе судебного заседания постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с ФИО1 алиментов в пользу ФИО3 в размере 1/6 части всех видов заработка (доходов) возбуждено только 31 мая 2017 года, вынесено постановление о направлении копии исполнительного документа по месту работы должника 20 сентября 2017 года.

После возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель не позднее первого рабочего дня принимает меры к установлению места жительства, работы, источников дохода должника и его имущества. В этих целях пристав направляет запросы в налоговый орган и отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации должника, в адресное бюро органов внутренних дел.

Дополнительно должен быть осуществлен выход пристава по месту жительства должника.

Одновременно пристав направляет должнику требование о необходимости явиться к нему на прием для предоставления сведений о доходах (в т.ч. справок с места работы), оплаченных квитанций, расписок и иных документов, подтверждающих оплату алиментов.

После установления места работы должника копия исполнительного документа направляется в соответствующую бухгалтерию для производства удержаний. К нему судебный пристав-исполнитель прилагает постановление об обращении взыскания на заработную плату должника организации, а также вынесенные постановления о взыскании исполнительского сбора и о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. После этого на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве пристав оканчивает исполнительное производство.

При этом по оконченному исполнительному производству он вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств. Причем как по собственной инициативе, так и по заявлению взыскателя (ч.8 ст.47, п.16 ч.1 ст.64 Закона об исполнительном производстве).

В обязательном порядке о таком направлении исполнительного документа должны быть уведомлены: взыскатель, должник и орган, выдавший исполнительный документ.

В ходе рассмотрения административно иска установлено, что исполнительный лист (копия) и само постановление о направлении копии исполнительного документа, направлено работодателю должника 20 сентября 2017 года, после подачи административного иска в суд.

В случае если в организацию поступил исполнительный лист или судебный приказ, в котором работник указан в качестве должника, работодатель должен произвести удержание по такому документу при каждой выплате денег этому работнику. При этом с 9 июня 2017 года начали действовать поправки, предусмотренные Федеральным законом от 28.05.2017 N 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом порядок исчисления срока давности предъявления исполнительного документа к исполнению приведен в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 7-П. В частности, изменены правила расчета отдельных сроков в исполнительном производстве. Важным новшеством является то, что после отзыва исполнительного листа взыскателем он больше не сможет продлить срок предъявления его к исполнению.

Производя удержания по исполнительным листам, работодатели в первую очередь руководствуются:

- Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ);

- Приказом ФССП РФ от 10.12.2010 N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" (действует в редакции от 02.06.2016);

- Семейным кодексом (в частности, ст. 109, 110);

- Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".

- Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными ФССП РФ 19.06.2012 N 01-16.

Удержания по исполнительным документам должны производиться по каждой денежной выплате работнику.

При таких обстоятельствах с момента возбуждения исполнительного производства дои направления копии листа работодателю прошло значительное время, в данный период производилась удержание алиментов с должника в большем размере, чем взыскано судом, тем самым были нарушены права и законные интересы должника.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ суд, признав заявленные требования обоснованными, принимает решение о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь ч.2 ст.227 КАС РФ ограничиться возложением на административных ответчиков обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца.

При этом на основании ч.9 ст.227 КАС РФ суд устанавливает срок для совершения указанных действий – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суду и гражданину ФИО1

Учитывая, что исполнительное производство (<номер>) находится в производстве судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2, и на день рассмотрения дела по существу исполнительный лист о взыскании с ФИО1 алиментов в размере ? части всех видов заработка (доходов) возвращен мировому судье, а новый исполнительный лист о взыскании 1/6 части всех видов заработка направлен работодателю, суд считает возможным признать бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным, без возложения обязанности по устранению допущенных нарушений прав административного истца на административных ответчиков судебного пристава-исполнителя, УФССП России по УР.

Поскольку административные ответчики на основании п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы не подлежат возмещению за счет административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181,227 КАС РФ, суд

решил:

Административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г.Ижевска УФССП РФ по УР ФИО2, Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г.Ижевска ФИО2, выразившиеся в не направлении исполнительного листа <номер> от 29.04.2016 и в длительном непринятии мер по отзыву исполнительного листа <номер> от 14.09.2015.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 12 марта 2018 года.

Председательствующий судья О.П.Карпова