дело № 2а-658/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2017года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.В.,
при секретаре Цветковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Мамедовой Э. В. к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области, Управлению федеральной службы судебных приставов по Костромской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Мамедова Э.В. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области, Управлению федеральной службы судебных приставов по Костромской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что 09.09.2016 года судебным приставом-исполнителем МОС по ОВИП Трифоновой А.Р. было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Костромы, в соответствии с которым Мамедова Э.В. была обязана произвести снос путем демонтажа самовольно возведенного второго этажа над своей квартирой. 14.11.2016г. судебный пристав-исполнитель направила в адрес Мамедовой Э.В. требование об исполнении решения суда в срок до 30.11.2016г. Исполнить решение суда в установленный в требовании срок невозможно, поскольку снос надстройки второго этажа влечет изменение параметров ..., следовательно снос второго этажа является реконструкцией объекта капитального строительства. Для получения разрешения на реконструкцию необходимо иметь соответствующий проект, для разработки которого Мамедова Э.В. обратилась в ООО «Проектно-строительное бюро». В ответном письме директор ООО «Проектно-строительное бюро» сообщила, что для разработки проекта необходимо получение градостроительного плана земельного участка, на котором расположен жилой дом, подвергаемый реконструкции. В связи с этим Мамедова Э.В. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о выдаче ей градостроительного плана. Письмом от 28.08.2015г. ей было отказано в выдаче градостроительного плана поскольку она не являлась правообладателем земельного участка, на котором расположен дом. После этого Мамедова Э.В. обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о заключении с нею договора аренды земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: .... 11 марта 2016 года между управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы и Мамедовой Э.В. был заключен договор аренды земельного участка, однако Управление Росреестра по Костромской области отказалось осуществить регистрацию указанного договора аренды. Администрация г. Костромы обжаловала данный отказ. Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.08.2016 года, требования Администрации удовлетворены, по вступлении решения суда в законную силу, договор аренды был зарегистрирован. После этого Мамедова Э.В, вновь обратилась в Администрацию г. Костромы по вопросу выдачи ей градостроительного плана, необходимого для подготовки проекта реконструкции жилого дома. В силу вышеуказанных обстоятельств Мамедова Э.В. не имела возможности исполнить судебное решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В предоставлении отсрочки исполнения судебного решения ей было отказано определением Ленинского районного суда г. Костромы от 13.01.2017 года. Поскольку неисполнение Мамедовой Э.В. требований судебного пристава-исполнителя вызвано объективными уважительными причинами, с нее не подлежал взысканию исполнительский сбор, следовательно, постановление о его взыскании является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании административный истец Мамедова Э.В. и представитель ее интересов по доверенности Романов А.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям, просили их удовлетворить.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Трифонова А.Р. заявленные требования считала необоснованными и удовлетворению не подлежащими. Полагала, что постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено на законных основаниях и отмене не подлежит. Исполнительное производство в отношении Мамедовой Э.В. было возбуждено 09.09.2016 года. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено только 27.01.2017 года. У должника было достаточно времени для исполнения решения суда в добровольном порядке, что ею сделано не было.
Представитель административного ответчика УФССП по Костромской области Ширяева О.С. в судебное заседание не прибыла, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в их отсутствие, о чем деле имеется телефонограмма.
Заинтересованное лицо Трусова М.Л. в судебное заседание не явилась, извещена по указанному в исполнительном производстве адресу, причины неявки неизвестны.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела и материалы исполнительного производства в отношении Мамедовой Э.В., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 5 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктами 11, 12 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Костромы от 29.10.2016 года отказано в удовлетворении исковых требований Трусовой М. Л. к Мамедовой Э. В. о сносе самовольно возведенных строений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 21.01.2016 г. отменено решение Ленинского районного суда г. Костромы от 29.10.2015 г., принято решение, в соответствии с которым Мамедова Э.В. обязана осуществить снос путем демонтажа второго этажа литера В7 жилого дома по адресу: ....
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2).
По вступлении решения в законную силу судом был выдан исполнительный лист, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Трифоновой А.Р. от 09.09.2016 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании Мамедовой Э.В. осуществить снос путем демонтажа самовольно возведенного второго этажа литера В7 жилого дома по адресу: .... Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения ею копии указанного постановления. Она также предупреждена о взыскании с нее исполнительского сбора в размере 5000 рублей в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения (п. 3 постановления).
Указанное постановление было получено представителем должника Романовым А.В. 15.09.2016 года, о чем имеется соответствующая отметка.
При таких обстоятельствах, требования исполнительного документа должны были быть исполнены должником в добровольном порядке в срок до 21.09.2016 года.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В связи с неисполнением в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок требований исполнительного документа, 14.11.2016 года судебный пристав исполнитель направила в адрес должника требование об исполнении решения суда в срок до 30.11.2016 года.
В рамках совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству, 6.12.2016 года судебный пристав-исполнитель осуществила выход в адрес должника, где установила, что апелляционное определение суда от 21.01.2016 года должником не исполнено, демонтаж второго этажа не произведен.
В период нахождения исполнительного документа на исполнении, Мамедова Э.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Костромы с заявлением о предоставлении ей отсрочки исполнения решения суда. Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 11.01.2017 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 15 марта 2017 года, в предоставлении отсрочки Мамедовой Э.В. отказано.
Судебный пристав-исполнитель, считая, что должник в срок, предоставленный для добровольного исполнения, не выполнила требования исполнительного документа, в соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 27 января 2017 года вынесла постановление о взыскании с нее исполнительского сбора в сумме 5000 рублей.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что должник надлежащим образом не исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 09.09.2016 года без уважительных причин, так как не произвела демонтаж самовольно возведенного второго этажа литера В7 жилого ....
Мамедова Э.В. должна была в установленный ей для добровольного исполнения срок произвести демонтаж самовольной постройки. Демонтаж предполагает не реконструкцию, а разборку самовольно возведенного строения. Для производства демонтажа самовольного строения получение разрешительных документов не требуется, основанием к этому является судебное решение.
Довод административного истца о том, что снос постройки второго этажа жилого дома является реконструкцией объекта капитального строительства, а следовательно требует выдачи разрешения основан на ошибочном толковании градостроительных норм.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют о невозможности своевременного исполнения решения суда.
Суд принимает во внимание то, что изготовление проектной документации, когда она необходима для осуществления сноса самовольно возведенных строений, является одним из этапов проведения строительных работ, производится в ходе исполнения судебного акта о сносе таких строений. Договор на проведение проектных работ Мамедовой Э.В. заключен с ООО «Проектно-строительное бюро» только 25 января 2017 года, срок выполнения работ – до 22 февраля 2017г., однако изготовленный проект суду на обозрение не представлен, работы по демонтажу самовольно возведенного второго этажа до настоящего времени не выполнены.
При этом для сноса самовольно возведенной постройки градостроительный план не требуется. Не требуется для этого и заключение договора аренды земельного участка.
Из представленных заявителем документов усматривается, что за выдачей градостроительного плана земельного участка с целью реконструкции жилого дома истица обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы еще 18 августа 2015 года, т.е. до рассмотрения вышеуказанного дела и вступления по нему решения в законную силу. Таким образом, поданное истицей заявление было направлено на узаконивание уже произведенной реконструкции по возведению второго этажа, а не по его демонтажу.
Как следует из вышеприведённых норм, освобождение от взыскания исполнительского сбора возможно только в том случае, если своевременному и надлежащему исполнению решения суда воспрепятствовали обстоятельства чрезвычайного, непредвиденного, непредотвратимого характера, которые являются объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Однако доказательств того, что исполнение решения суда было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, в материалах дела не имеется.
При этом суд полагает необходимым отметить, что с момента вступления решения суда в законную силу до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора прошло чуть более года, что достаточно для добровольного исполнения решения суда.
С учетом изложенного судебный пристав-исполнитель правомерно в соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей за неисполнение требований указанного исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Требования заявителя не основаны на законе, в связи с чем удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Мамедовой Э. В. к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Семенова Т.В.
Решение в окончательной форме изготовлено dd/mm/yy.