Резолютивная часть оглашена 05 апреля 2019 года.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2019 года.
Дело № 2а-658/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Коротковой Т.Н.,
при секретаре Заболотских Е.В.,
при участии представителя административного истца ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» - ФИО1., действующего на основании доверенности № от -Дата-.,
при участии представителя административного ответчика Государственного Совета Удмуртской Республики – ФИО2., действующего на основании доверенности № от -Дата-.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий ответчика о направлении обращения административного истца для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, о возложении обязанности на административного ответчика провести проверку по обращению от -Дата-.,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» - ФИО1., действующий на основании доверенности, обратился в суд с административным иском к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий ответчика о направлении обращения административного истца для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, о возложении обязанности на административного ответчика провести проверку по обращению от -Дата-
Требования мотивированы тем, что -Дата- в адрес Председателя Государственного Совета УР ФИО3 было направлено обращение в порядке ч. 1 ст. 31 Конституции УР, которым было обращено внимание на обстоятельства, свидетельствующие о противоправном поведении и бездействии Правительства УР (Министерства лесного хозяйства и его правопреемника Министерства природных ресурсов) и должностных лиц, в результате бездействия которых был причинен и причинялся ущерб лесам Удмуртии, а значит причиняется вред публичным интересам. Для рассмотрения по существу данное обращение было передано председателю комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5., что подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № от -Дата-. Из поступившего ответа, подписанного Министром природных ресурсов УР ФИО6., следует, что председатель комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5 передал данное обращение для рассмотрения по существу должностным лицам, чьи действия оспаривались. Данные действия председателя комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5 являются незаконными, нарушают требования п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В предварительном судебном заседании -Дата- по инициативе суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель постоянной комиссии Государственного Совета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5
В предварительном судебном заседании -Дата-. представителем административных соответчиков ФИО2., действующим на основании доверенностей представлено заявление о прекращении производства по делу в связи с тем, что данное дело не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Определением Индустриального районного суда г. Ижевска от -Дата- в удовлетворении ходатайства представителя административных соответчиков ФИО2 о прекращении производства отказано.
В предварительном судебном заседании -Дата-. представителем административного истца ФИО1., действующим на основании доверенности представлено ходатайство о привлечении в качестве заинтересованного лица Правительство Удмуртской Республики (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР), так как решением суда будут затронуты их права.
Определением Индустриального районного суда г. Ижевска от -Дата-. представителю административного истца ФИО1., действующему на основании доверенности в ходатайстве о привлечении в качестве заинтересованного лица Правительство Удмуртской Республики отказано.
В судебном заседании -Дата- представителем административного истца ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» ФИО1., действующим на основании доверенности представлено заявление об отказе от исковых требований к административному соответчику председателю комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5 в полном объеме и об уточнении исковых требований, согласно которым просит признать незаконным действие Государственного Совета УР, выразившееся в несоблюдении Федерального закона и ч. 1 ст.31 Конституции УР в части направления обращения административного истца для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. Возложить на административного ответчика обязанность произвести проверку по обращению ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» от -Дата- в соответствии с порядком, определённым законом РФ от 02.05.2006г. №59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» (с последующими редакциями).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» ФИО1., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме в соответствии с уточненными требованиями, пояснил, что -Дата- генеральным директором ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» ФИО7 в адрес Председателя Государственного Совета УР ФИО3 было направлено обращение с просьбой провести проверку по обстоятельствам, свидетельствующим о противоправном поведении и бездействии Правительства УР (Министерства лесного хозяйства и его правопреемника Министерства природных ресурсов) и должностных лиц, в результате бездействия которых был причинен и причиняется ущерб лесам Удмуртии. Данное обращение согласно ответа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № от -Дата-. для рассмотрения по существу было передано председателю комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5 Им данное обращение было передано для рассмотрения по существу должностным лицам, чьи действия оспаривались, о чем свидетельствует поступивший ответ № от -Дата-, подписанный Министром природных ресурсов УР ФИО6 Данными действиями нарушены требования п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Просит признать незаконными действие Государственного Совета УР, возложить обязанность произвести проверку по обращению ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения».
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного Совета УР – ФИО2., действующий на основании доверенности, требования не признал, по основаниям изложенным в возражениях, согласно которым, -Дата- на имя Председателя Государственного Совета УР поступило обращение генерального директора ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» ФИО7., в котором истец оспаривал действия должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, а не Министерства в целом. Рассмотрение данной жалобы было поручено председателю постоянной комиссии Государственного Совета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5. -Дата-. Постоянной комиссией жалоба административного истца была направлена для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. Данное решение является законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями законодательства РФ о порядке рассмотрения обращений. Должностное лицо, действия которого являлись предметом оспаривания в жалобе, на момент рассмотрения обращения являлось государственным гражданским служащим Министерства. Отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Описанное в данном законе регулирование и механизм установления фактов и обстоятельств нарушения государственным гражданским служащим требований законодательства не наделяет Государственный Совет УР, являющийся высшим законодательным органом УР, а также его должностных лиц какими-либо правами, полномочиями или обязанностями, связанными с проведением служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти. Принятие решения о проведении проверки входит в исключительную компетенцию представителя нанимателя, в данном случае которым является Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. Таким образом, решение о направлении жалобы административного истца для непосредственного рассмотрения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР являлось не просто законным и обоснованным, а единственно правильным и возможным в данном конкретном случае.
Суд, выслушав мнения сторон, исследовав представленные в материалах дела доказательства в письменной форме, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
Заявителем оспаривается действие Государственного Совета УР в части направления обращения административного истца для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от -Дата-. С заявлением об оспаривании указанного решения ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» обратилось в суд -Дата-, т.е. в пределах установленного срока.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела:
ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» в лице генерального директора ФИО7. направил обращение исх. № от -Дата-. на имя Председателя Государственного Совета УР ФИО3 в котором было обращено внимание на обстоятельства, свидетельствующие о противоправном поведении и бездействии Правительства УР (Министерства лесного хозяйства и его правопреемника Министерства природных ресурсов) и должностных лиц, в результате бездействия которых был причинен и причинялся ущерб лесам Удмуртии, а значит причиняется вред публичным интересам.
-Дата- данное обращение для рассмотрения по существу было передано председателю постоянной комиссии Государственного Совета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5
-Дата- председателем постоянной комиссии Государственного Совета УР по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды ФИО5 обращение ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» о проведении проверки действий должностных лиц перенаправлено Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО6
-Дата- Министром природных ресурсов и охране окружающей среды УР ФИО6 дан ответ по итогам рассмотрения обращения ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения».
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации указанного конституционного права, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Установленный частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно ч. 1 ст.1 Закона УР от 05.12.2007 N 65-РЗ (ред. от 17.07.2018) "О Государственном Совете Удмуртской Республики" Государственный Совет является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Постановлением Президиума Государственного Совета УР от 16.08.2016 N 418-V "О Положении об Аппарате Государственного Совета Удмуртской Республики" установлено, что аппарат Государственного Совета Удмуртской Республики (далее - Аппарат) образуется в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О Государственном Совете Удмуртской Республики" и является государственным органом Удмуртской Республики, осуществляющим правовое, организационное, информационное, аналитическое, документационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики (далее - Государственный Совет), его должностных лиц, комиссий Государственного Совета, депутатских фракций Государственного Совета и депутатских объединений Государственного Совета (далее - органы Государственного Совета) и оказывающим помощь депутатам Государственного Совета.
Согласно п. 16 ст. 9 ч.3 Положения об Аппарате Государственного Совета Удмуртской Республики для обеспечения деятельности Государственного Совета и реализации возложенных задач Аппарат организует прием, регистрацию, учет, обеспечивает рассмотрение обращений государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц и граждан.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2017 г. N 554 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в соответствии с пунктом 1 которого Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в сфере лесных отношений, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с его полномочиями и компетенцией разрешаются заявления, жалобы и иные обращения в порядке, установленном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 января 2003 г. N 100 "Регламент Правительства Удмуртской Республики".
В соответствии со статьей 75 главы 15 Регламента Правительства Удмуртской Республики работу с обращениями граждан в Правительстве обеспечивает Администрация в соответствии с законодательством.
Согласно представленным материалам дела изначально административным истцом в обращении к Председателю Государственного Совета УР ФИО3 оспаривались действия Правительства Удмуртии и его должностных лиц. Лица, чьи действия обжаловались, на момент рассмотрения обращения являлись государственными гражданскими служащими Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды УР.
В гл. 12 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен механизм нарушений государственным гражданским служащим требований действующего законодательства, в том числе превышений должностных полномочий. Согласно ст. 59 данного закона, в которой регламентирован порядок проведения в отношении государственного гражданского служащего служебной проверки и которая проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего, проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Суд приходит к выводу, что направление обращения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР для проведения служебной проверки является законным и обоснованным.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» в своей жалобе, направленной в адрес Государственного Совета УР просило принять меры реагирования по факту нарушения должностными лицами Правительства УР лесного законодательства, в результате которого причинен ущерб публичным интересам.
Таким образом, основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют. Действия по передаче обращения ООО «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР являются законными, совершенными в рамках действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртский комбинат деревянного домостроения» к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконными действий ответчика о направлении обращения административного истца для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, о возложении обязанности на административного ответчика провести проверку по обращению от -Дата- - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Судья Т.Н. Короткова