ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6594/17 от 04.05.2017 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-6594/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2017 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Р.М.,

при секретаре Кондратьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапы Е.А. к Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю о признании незаконными действий, по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Лапа Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю о признании незаконными действий, по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, мотивируя требования тем, что при получении квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2016 года истцу стало известно о прекращении деятельности Товарищества собственников жилья «Гремячий Лог», членом которого она являлась, а управлением дома теперь занимается Товарищество собственников недвижимости «Гремячий Лог». Согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на декабрь 2016 года, 10.10.2016 внесены изменения в сведения о юридическом лице, связанные с внесением изменений в Учредительные документы и был зарегистрирован Устав ТСН в новой редакции. Указанные изменения зарегистрированы на основании решения Правления Товарищества собственников жилья «Гремячий Лог», которое отражено в Протоколе заседания Правления ТСЖ «Гремячий Лог» от 29 сентября 2016 г. Вынесение вопроса: «О внесении изменений в учредительные документы» на заседание Правления и разрешение его Правлением, выходят за рамки компетенции Правления. Переименование ТСЖ (Товарищество собственников жилья) в ТСН (Товарищество собственников недвижимости) влечет за собой изменения организационно-правовой формы управления, а внесение изменений в Устав изменит способ управления домом, решение Правления от 29 сентября 2016 г. нарушает ч.2 ст.44 ЖК РФ. Для регистрации в налоговый орган предоставляется: заявление по форме Р13001, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, два экземпляра изменений или новой редакции устава, протокол общего собрания на котором принято решение о регистрации соответствующих изменений. МИФНС №23 по Красноярскому краю внесла изменения в сведения о юридическом лице - ТСЖ, связанные с внесением изменений в Учредительные документы в нарушение требований законодательства, так как не был представлен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, два экземпляра изменений или новой редакции устава. Решением Правления Товарищества собственников жилья «Гремячий Лог», которое отражено в Протоколе заседания Правления ТСЖ «Гремячий Лог» от 29 сентября 2016 г., нарушены права истца, как члена товарищества собственников жилья - ТСЖ «Гремячий лог» путём их фактического прекращения, нарушено право истца как члена ТСЖ принимать участие в общем собрании членов ТСЖ по вопросу о внесении изменений в Устав ТСЖ и решать указанный вопрос. В УФНС по Красноярскому краю по указанному незаконному действию была подана жалоба от 15.12.2016, однако она не удовлетворена, в связи с чем просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС №23 по Красноярскому краю по внесению записи от ДД.ММ.ГГГГ ГРН о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, признать указанную запись незаконной и недействительной, обязать ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, внести в ЕГРЮЛ сведения о признании записи от ДД.ММ.ГГГГ ГРН незаконной и недействительной, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесённые судебные расходы по делу.

В судебном заседании представитель административного истца Селиванова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования подержала, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представители административного ответчика Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю Кулеш Т.В., заинтересованного лица УФНС России по Красноярскому краю Серебренников С.В., возражали против доводов административного искового заявления, указывая на то, что в полномочия регистрирующего органа, исходя из заявительного характера регистрационных действий, не входит проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, регистрирующий орган не вправе проверять соответствие представленных на регистрацию документов положениям закона, в том числе Жилищного кодекса РФ. Согласно расписке в получении документов от 03.10.2016, заявителем ТСЖ "ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ" ФИО7 в регистрирующий орган представлены документы, для внесения изменений вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с приведением наименования, а также учредительных документов в соответствии с Федеральным законом N99-ФЗ, а именно нотариально удостоверенное заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по форме Р13001, с приложением протокола заседания правления ТСЖ «ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ» от 11.10.2011, протокола заседания правления ТСЖ «ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ» от 29.09.2016, перечня объектов общего имущества от 11.10.2011, уведомления от 23.11.2012, устав в двух экземплярах. Ввиду отсутствия установленных законом оснований для отказа в совершении регистрационных действий, а также отсутствия сведений об оспаривании достоверности данных, содержащихся в протоколе заседания правления от 29.09.2016 , признании данного протокола недействительным, регистрирующим органом на основании представленных документов, осуществлена государственная регистрация изменений учредительных документов Товарищества, о чем в ЕГРЮЛ 10.10.2016 внесена спорная запись. До настоящего времени в адрес регистрирующего органа документы, для государственной регистрации - ликвидации ТСН «Гремячий Лог» не поступали, запись содержащая сведения о ликвидации ТСН «Гремячий Лог» регистрирующим органом в ЕГРЮЛ не вносилась. ТСЖ «Гремячий лог» не прекратило свое существования, а изменило наименование на ТСН «Гремячий лог», что не повлекло за собой прекращение прав и обязанностей собственников жилья.

Представитель заинтересованного лица ТСН «Гремячий Лог» Альт М.М., возражала против доводов административного искового заявления, указывая на отсутствие нарушений закона в действиях Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю.

В судебное заседание административный истец Лапа Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, поверив и оценив представленные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Лапы Е.А., не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок создания и деятельности товарищества собственников жилья регламентирован главой 13 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступившим в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений), введена организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся товарищества собственников жилья.

Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно п. 4 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 01 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о товариществах собственников недвижимости.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", где перечень оснований для отказа предусмотрен статьей 23 данного закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в частности:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения изложены в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Как установлено судом и следует из исследованных в судебном заседании материалов дела, 03.10.2016 председателем правления ТСЖ "ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ" ФИО9 в Межрайоную ИФНС России №23 по Красноярскому краю представлены документы, для внесения изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с приведением наименования, а также учредительных документов в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" а именно:

- нотариально удостоверенное заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по форме Р13001, с приложением протокола заседания правления ТСЖ «ГРЕМЯЧИИ ЛОГ» от 11.10.2011; протокола заседания правления ТСЖ «ГРЕМЯЧИИ ЛОГ» от 29.09.2016, отражающего решение о приведении учредительных документов в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ; перечня объектов общего имущества от 11.10.2011; уведомления об отсутствии в ЕГРП информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; устава в двух экземплярах.

10.10.2016 Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы в рамках заявления по форме Р13001, о чем в ЕГРЮЛ, в отношении ТСН «ГРЕМЯЧИИ ЛОГ», внесена соответствующая запись.

Принимая во внимание, что по результатам рассмотрения вышеназванных документов регистрирующим органом принято решение соответствующее требованиям Федерального закона от 08 августа 2001 года N129-ФЗ, в связи с представлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов, ввиду отсутствия оснований для отказа в совершении регистрационных действий, отсутствия сведений об оспаривании достоверности данных, содержащихся в протоколе заседания правления от 29.09.2016 , признании данного протокола недействительным, доводы административного истца о вынесение вопроса: «О внесении изменений в учредительные документы» на заседание Правления и разрешение его за рамками компетенции последнего, не свидетельствуют о незаконности действий Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в рамках заявления по форме Р13001, при этом доводы административного истца о внесении изменений в сведения о юридическом лице в нарушение требований законодательства, так как не был представлен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, два экземпляра изменений или новой редакции устава, суд находит несостоятельными, при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается, доводы истца в полном объеме опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела, оспариваемой записью от 10.10.2016 ГРН внесены сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы, данной записью ТСЖ «Гремячий Лог» не ликвидировалось, членство Лапы Е.А. не прекращалось, при всех вышеизложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Лапы Е.А. к Межрайоной ИФНС России №23 по Красноярскому краю о признании незаконными действий, по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.М. Кузнецов