ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6596/20 от 16.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.

при секретаре Свиридовой Д.А.

с участием представителя административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об обжаловании решения.

В обоснование требований административного иска указывая, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду (без проведения торгов) расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 0,0625 га, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении указанной государственной услуги, основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления рекреационной деятельности не входит в перечень случаев его заключения без проведения торгов, помимо этого в представленном заявлении отсутствуют сведения о кадастровом номере лесного участка, либо номере государственного лесного реестра.

ФИО1 считает указанное решение незаконным и полагает, что предоставленные в Министерство природных ресурсов Краснодарского края документы соответствуют нормам действующего законодательства РФ и имеются все основания для предоставления отмеченного лесного участка в аренду (без проведения торгов).

Учитывая изложенные обстоятельства, ФИО1 обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении государственной услуги». Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Краснодарского края согласовать ФИО1 предоставление лесного участка в аренду (без проведения торгов) расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 625 кв.м. для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Краснодарского края утвердить проект документации лесного участка расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 625 кв.м. для осуществления рекреационной деятельности.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Краснодарского края заключить с ФИО1 договор аренды (без проведения торгов) лесного участка расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 625 кв.м. для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, установить порядок и срок исполнения решения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен в установленном порядке.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования административного иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом.

С учетом неявки представителя административного ответчика и административного истца, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ (далее по тексту – ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

-решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

-договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

-договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Исходя из положений ч.1 ст.73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п.4 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ заключаются в случаях:

-предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

-реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

-заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;

-нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

В соответствии с ч.4 ст.71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду (без проведения торгов) расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 0,0625 га, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

На рассмотрение в Министерство природных ресурсов Краснодарского края помимо соответствующего заявления, административным истцом представлены проектная документация лесных участков, технический паспорт строения, межевой план для образования земельного участка, копия паспорта ФИО1

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении указанной государственной услуги, основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления рекреационной деятельности не входит в перечень случаев его заключения без проведения торгов, помимо этого в представленном заявлении отсутствуют сведения о кадастровом номере лесного участка, либо номере государственного лесного реестра.

Суд, изучив материалы административного дела, считает указанное решение необоснованным, а выводы изложенные в ответе Министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении государственной услуги» ошибочными, поскольку при принятии оспариваемого решения не было принято во внимание что запрашиваемый ФИО1 лесной участок согласно представленным в Министерство природных ресурсов Краснодарского края на рассмотрение документам, планируется использовать для осуществления рекреационной деятельности, кроме того не учтено то обстоятельство, что на испрашиваемом лесном участке расположен принадлежащий ФИО1 объект недвижимости.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.25 ЛК РФ одним из видов использования лесов может быть осуществление рекреационной деятельности.

Согласно положениями п.4 ч.3 ст.73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в том числе в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

В силу требований ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В разбираемом случае, административным ответчиком указанные положения закона учтены не были.

В связи с чем, изложенные в оспариваемом решении выводы названного Министерства о том, что заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления рекреационной деятельности не входит в перечень случаев его заключения без проведения торгов суд не может признать законными.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Краснодарского края, с учетом установленных в ходе рассмотрения административного дела нарушений закона, повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении лесного участка в аренду (без проведения торгов) расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 625 кв.м. для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

Требования к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.12 ст.70.1 ЛК РФ).

Регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов) утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов) (далее - Регламент) разработан в целях установления сроков и порядка административных процедур (действий) Министерства при осуществлении государственной услуги, а также порядка взаимодействия Министерства с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при исполнении государственной услуги.

Вмешиваться в указанный регламент суд в рассматриваемом случае находит неправомерным, исходя из чего вынужден не согласиться с требованиями ФИО1 в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов Краснодарского края согласовать, предоставление упомянутого лесного участка, утвердить проект документации и заключить договор аренды.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований лесного и земельного законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об обжаловании решения - удовлетворить частично.

Признать решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении государственной услуги» - незаконным.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении лесного участка в аренду (без проведения торгов) расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Геленджик, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 163А часть выдела 27,28,31 площадью 625 кв.м. для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: