ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-659/18 от 20.07.2018 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело №2а-659/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2018 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Лайпановой З.Х.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность объектов культурного наследия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйного имущества: памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, и братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность объектов культурного наследия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйного имущества: памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, и братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы.

В обоснование административного искового заявления указано, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки, проведенной по поручению прокуратуры республики состояния законности объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на поднадзорной территории, установлено, что администрацией Красногорского сельского поселения до настоящего времени не зарегистрировано право муниципальной собственности на следующие объекты культурного наследия регионального значения, занесенных в реестр объектов культурного наследия: памятник воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне; братскую могилу воинов, погибших в 1942-1943 годы. Между тем, в соответствии с ч.3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В силу требований п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Согласно ст. 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2006 г. №36-РЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов. Подпунктом 2 ст.9.3 Закона №73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно ст. 33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ст. 48 Закона №73-ФЗ). Статьей 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях. В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления. Решением Карачаево-Черкесского облисполкома от 25.04.1980 г. № 281 и Решением Ставропольского крайисполкома от 01.10.1981 г. № 702 указанные памятники истории отнесены к объектам культурного наследия. В нарушение указанных норм законодательства администрацией сельского поселения охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения не осуществляется. Однако, как следует из объяснений главы администрации на территории Красногорского сельского поселения расположены объекты культурного наследия - памятник воинам-односельчанам, погибшим в ВОВ; братская могила воинов, погибших в 1942-1943 г.г. Указанные объекты культурного наследия в муниципальную собственность не приняты, на учет в качестве бесхозяйного имущества не поставлены. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Между тем, какие-либо действенные меры со стороны администрации сельского поселения до настоящего времени по оформлению права собственности на указанные объекты культурного наследия местного (муниципального) значения не приняты. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства, в частности органов местного самоуправления. Одним из важных полномочий органов местного самоуправления является установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции порядка осуществления финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия. В нарушение указанных норм законодательства, названные объекты культурного наследия в муниципальную собственность не приняты, средства от использования указанных объектов культурного наследия в бюджет не поступают, что в свою очередь, приводит к непринятию мер по сохранению объектов в надлежащем состоянии. Бездействие органа местного самоуправления может привести к порче, утрате указанных объектов. Таким образом, администрацией сельского поселения допущены нарушения названного законодательства, не исполняются приоритетные задачи по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также реализации конституционного права граждан - неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с нормами части 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не является обязательной и таковой судом также не признана.

В соответствии с нормами части 3 статьи 292 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав и оценив в порядке статьи 84 КАС РФ доказательства, представленные административным истцом, суд приходит к следующему.

В соответствие с нормами статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях вышеуказанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Решением исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов № 702 от 01 октября 1981 года братская могила воинов, погибших в 1942-1943 годы, находящаяся в станице Красногорской, Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской автономной области, была включена в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники местного и республиканского значения.

Решением исполнительного комитета Карачаево-Черкесского областного Совета народных депутатов № 281 от 25 апреля 1980 года памятник воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, установленный в станице Красногорской, Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской автономной области, был включен в список памятников истории и культуры области, взятых на государственную охрану.

Приказом Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия № 17-П от 26 марта 2015 года братская могила воинов, погибших в 1942-1943 годы, находящаяся в станице Красногорской, Усть-Джегутинского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики, и памятник воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, установленный в станице Красногорской, Усть-Джегутинского района, Карачаево-Черкесской Республики, являющиеся памятниками истории, включены в реестр объектов культурного наследия регионального значения Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 29 декабря 2017 года, собственник которых не определен.

В силу требований статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу требований статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом, при этом, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится охранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно нормам статьи 7.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20 июня 2006 г. №36-РЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

Подпунктом 1 и 2 стать 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Красногорского сельского поселения является администрация Красногорского сельского поселения, которая согласно Уставу поселения решает вопросы, связанные с управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, а также осуществляет сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории/культуры), находящихся в собственности поселения.

В соответствие с нормами статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно представленному прокурором реестру объектов культурного наследия регионального значения Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 29 декабря 2017 года в отношении братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы, и памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, находящимся на территории Красногорского сельского поселения и являющимся памятниками истории, сведения о собственнике отсутствуют, в реестре Территориального Управления Росимущества по Карачаево-Черкесской Республике сведений на данных объектах также не имеется, записей о государственной регистрации прав на данные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним не содержится.

Согласно приведенным выше нормам материального права, регулирующим спорные отношения, согласно которых только Администрация Красногорского сельского поселения как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов культурного наследия инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.

Однако, данных о принятии административным ответчиком мер, направленных на установление собственников спорных объектов, а в случае отсутствия таковых – мер, направленных на постановку такого объекта на учет регистрирующим органом, суде не представлено.

При этом соответствующая обязанность органа местного самоуправления в силу отсутствия иных лиц, уполномоченных законом на принятие подобных мер, обусловлена также требованиями Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», который возлагает ответственность на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за сохранение памятников Великой Отечественной войны, к которым относится спорные объекты, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Кроме того, в силу статьи 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

При изложенном, требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора о понуждении администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы, и памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне на учет в качестве бесхозяйного имущества признаются судом законным, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 227, 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность объектов культурного наследия, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйного имущества: памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, и братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы – удовлетворить.

Обязать администрацию Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйного имущества (объектов культурного наследия): памятника воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, и братской могилы воинов, погибших в 1942-1943 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий – подпись