ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-659/2017 от 13.06.2017 Полевской городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение

изготовлено 13.06.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2017 года <. . .>

Полевской городской суд <. . .> в составе председательствующего судьи Суетиной О.В., при секретаре Андреевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-659/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, начальнику Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа ФИО2 о признании отказа органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от . . . в формировании земельного участка по адресу: <. . .>, <. . .>, <. . .>, незаконным и обязании устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО о признании отказа от . . . в формировании земельного участка и проведении его государственного кадастрового учета незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Мотивирует требования тем, что является собственником <. . .><. . .> в <. . .>, собственник <. . .> умер, переход права собственности на эту квартиру не оформлен наследниками в установленном законом порядке. Жилой дом по указанному адресу является одноэтажным и состоит из 2-х квартир, имеющих отдельные выходы на придомовую территорию. Земельный участок в установленном законом порядке не сформирован, на государственном кадастровом учете не состоит. Считает отказ ответчика в формировании земельного участка под многоквартирным домом не соответствующим закону и нарушающим права истца на предоставление земельного участка в собственность.

Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена – начальник органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа ФИО2.

В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 уточнила административный иск, просит признать незаконным отказ ответчиков в формировании земельного участка по адресу:<. . .>, <. . .>, <. . .> обязать ответчиков сформировать земельный участок по адресу:<. . .>, <. . .>, <. . .>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца ФИО3, административный иск (с учетом его уточнения) и доводы иска поддержала, суду пояснила, что помещения в <. . .><. . .><. . .> имеют статус квартиры, поэтому дом является многоквартирным. ФИО1 обратилась в ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом и получила по почте ответ на заявление от . . .. Ответ ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО расценен ФИО1 как отказ в формировании земельного участка, поскольку Орган местного самоуправления не признает данный дом многоквартирным. Считает отказ незаконным, нарушающим права ФИО1 на получение земельного участка в собственность.

Представитель административных ответчиков ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО, начальника ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО ФИО2 - ФИО4 – с административным иском не согласилась, пояснила, что письмом от . . . за ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО в адрес ФИО1 даны разъяснения в каком порядке Управление муниципальным имуществом могло бы предоставить земельный участок административному истцу, а не отказ в формировании земельного участка. Формирование земельного участка под многоквартирным домом входит в полномочия ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО. Дом ФИО1 не является многоквартирным, поэтому обязанности сформировать земельный участок под домом административного истца у ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административных ответчиков необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Решением Полевского городского суда <. . .> от . . . (л.д.21), вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <. . .>, <. . .><. . .>.

Из копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.22), следует, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <. . .>, <. . .>, <. . .>.

Из копии технического паспорта на жилой дом (л.д.60-67), следует, что жилой <. . .><. . .>, <. . .> состоит из двух жилых помещений, определенных как квартиры.

. . . ФИО1 обратилась с заявлением к начальнику ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа ФИО2 о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом для предоставления его в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме (л.д.27).

. . . на заявление ФИО1 за исх. начальником ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО ФИО2 направлен ответ о том, что жилой <. . .><. . .><. . .> не относится к многоквартирному дому. Заявитель вправе приобрести земельный участок в собственность или в аренду как гражданин, являющийся собственником здания, расположенного на таком земельном участке в соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке установленном ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.28).

Согласно ч.2, 3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом.

Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства России от . . . N 47.

Так, в названном пункте Положения сказано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, из представленных материалов дела следует, что жилой <. . .><. . .><. . .> состоит из 2 квартир, предназначенных для проживания 2 семей, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий к дому земельный участок, содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стену, крышу, фундамент, следовательно является многоквартирным.

Исходя из требований Федерального закона от . . . №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, т.е. в силу прямого указания закона.

В силу ч.4 ст.16 Федерального закона от . . . №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от . . . №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от . . .-П «По делу о проверке конституционности частей 2,3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д, М и П», признана часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36. Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В соответствии со ст.40 Устава Полевского городского округа в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от . . ., Управление муниципальным имуществом городского округа является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению отдельных вопросов местного значения городского округа.

К полномочиям органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом относятся, в том числе:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

организация в соответствии с Федеральным законом от . . . N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . .- утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности управления муниципальной собственностью Полевского городского округа на . . .

Ответственным исполнителем муниципальной программы является орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Муниципальной программой полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными домами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме возложены на Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.

Таким образом, судом установлено, что полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными домами, возложены на Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.

<. . .><. . .><. . .> является многоквартирным жилым домом.

Заявление ФИО1 от . . . в ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом являлось основанием для осуществления ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Решение начальника ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО ФИО2 от . . . за исх. по заявлению ФИО1 об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом (со ссылкой на то, что <. . .><. . .><. . .> не относится к многоквартирному дому и разъясняющее иной порядок представления земельного участку под домом в собственность или аренду), не соответствует требованиям ст.16 Федерального закона от . . . №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.2, 3 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является незаконным, нарушающим права ФИО1 на предоставление в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным жилым домом.

При таких обстоятельствах, административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО1 к Органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, начальнику Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа ФИО2 о признании отказа органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от . . . в формировании земельного участка по адресу: <. . .>, <. . .>, <. . .>, незаконным и обязании устранить нарушения – удовлетворить.

Признать решение начальника ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО ФИО2 от . . . за исх. по заявлению ФИО1 об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом незаконным.

Обязать Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под многоквартирным домом <. . .><. . .><. . .>.

Об исполнении решения суда известить административного истца и Полевской городской суд <. . .> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий О.В.Суетина