ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-65/18 от 22.10.2018 Олюторского районного суда (Камчатский край)

Дело №2а-65/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Тиличики Олюторский район Камчатский край 22 октября 2018 года

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,

при секретаре Сивак А.В.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного истца – адвоката Харитоновой Н.С., представившей удостоверение №223 и ордер №03179 от 01 октября 2018 года,

административного ответчика – прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А.,

представителя заинтересованного лица – администрации Олюторского района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре Олюторского района Камчатского края о признании незаконным представления прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года №07-03-2018,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Олюторский районный суд Камчатского края о признании незаконным представления прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года №07-03-2018.

В обоснование заявленных требований указал, что с августа 2016 года по 06.04.2018 года занимал должность начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района. 23.01.2018 года в адрес главы Олюторского муниципального района поступило представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края, в котором и.о. прокурора района Шостак Р.С. указывал на выявленные нарушения в сфере законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы, которые по мнению прокуратуры возникли вследствие ненадлежащего исполнения им, как начальником отдела своих обязанностей как муниципального служащего, а также вследствие отсутствия должного контроля за действиями подчиненных со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района. В представлении, прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. В качестве основания для вынесения представления, явилось установление обстоятельств осуществления ФИО1 своих должностных обязанностей как начальника отдела образования при том, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» (далее - МКОУ «ТСШ») в настоящее время осуществляют трудовую деятельность в качестве заместителя директора школы и преподавателя его супруга - ФИО2 и в качестве преподавателя информатики - дочь ФИО3. В данной ситуации, прокуратура района усмотрела наличие нарушений антикоррупционного законодательства, а именно: пунктов 1, 2, 10,11 части 1 статьи 12, статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ; частей 1-2, пункта 1 части 3 статьи 10, частей 1-2, 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; пункта 2.3 раздела 2, пунктом 3.1.19, пункта 3.3.1 части 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016 года. 07.02.2018 года указанное представление было рассмотрено в кабинете главы администрации Олюторского муниципального района с участием старшего помощника прокурора Адамко А.А. По итогам рассмотрения представления, по результатам совещания было принято решение отказать в удовлетворении требований прокуратуры за их необоснованностью. 19.02.2018 года прокуратурой Олюторского района было дополнительно вынесено представление с требованием рассмотрения изложенных ранее доводов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Олюторского муниципального района. 27.03.2018 года прокурором Олюторского района Камчатского края было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица врио главы Олюторского муниципального района ФИО5, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, т.е. умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. 28.03.2018 года постановлением Олюторского районного суда Камчатского края ФИО5 была признана виновной в совершении данного административного правонарушения. 27.03.2018 года состоялось заседание указанной комиссии, по результатам которого было установлено, что изложенные в представлении прокуратуры доводы нашли свое подтверждение, имеет место конфликт интересов при одновременном замещении ФИО1 должности начальника отдела образования и замещения должностей МКОУ «Тиличикская средняя школа» его супругой ФИО2 и дочерью ФИО3 На основании представления от 23.01.2018 года, протокола заседания комиссии от 27.03.2018 года, главой Олюторского муниципального района 05.04.2018 года, было издано распоряжение №51/1 об увольнении ФИО1 Вместе с тем, полагает, что указанное представление прокуратуры является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: под конфликтом интересов в соответствии со ст.10 ФЗ от 25.08.2008 «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью, согласно ст.10 Федерального закона №273-ФЗ, понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Согласно п.5 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ограничениям, связанным с муниципальной службой относятся случаи: близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Непосредственное подчинение и подконтрольность одного работника другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль, без посредствующих звеньев, без посредствующих участников. Непосредственным руководителем (начальником) является ближайший к работнику прямой начальник, поэтому не может являться непосредственным руководителем тот начальник, между которым и подчиненным есть другой руководитель. Непосредственная подчиненность означает, что один работник подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении учреждения и другими локальными актами организации. Непосредственная подконтрольность означает, что один работник имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого работника, который непосредственно ему подчинен. Аналогичная позиция изложена в письме Минтруда России от 28.08.2014 №18-2/В-599 «О совместном прохождении службы в органах внутренних дел сотрудников, состоящих в близком родстве», согласно которому непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен. Непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, факторы, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью работников между собой, должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу учреждения, структурных подразделений учреждения и должностных обязанностях работника. Отсутствие прямого подчинения исключает и конфликт интересов. Согласно п.3.3.1 ч.3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела, утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016, начальник отдела несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законодательством. В соответствии с п.1 ч.3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих. Как следует из подп.10 п.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, установленные этим Федеральным законом и другими федеральными законами для муниципальных служащих. Таким образом, ст.12 Федерального закона №25-ФЗ, в которой в общем виде сформулированы требования к служебному поведению муниципального служащего, подлежит применению с другими нормами этого Федерального закона, устанавливающими конкретные ограничения, связанные с муниципальной службой. Иное толкование привело бы к невозможности определения таких ограничений. Следовательно, из системного толкования ст.12.4 Федерального закона №273-ФЗ, подп.5 п.1 ст.16, подп.10 п.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и в их взаимосвязи следует, что нахождение работников, замещающих должности в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» и отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района, в близком родстве или свойстве, если бы такое замещение было связано с непосредственной подчиненностью одного из них другому, оно явилось бы тем ограничением, которое препятствует дальнейшей работе в такой должности. Непосредственная подчиненность предполагает наличие у начальника права отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять. Начальники, которым работники подчинены по работе, хотя бы временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. На основании пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 №309 «О мерах реализации отдельных положений Федерального закона - «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации даны разъяснения по реализации некоторых требований нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции. В соответствии с разъяснениями, непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных), обязанностей. То есть, непосредственная подконтрольность возникла бы в правоотношениях работников МКОУ «Тиличикская средняя школа» и отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района в случаях, когда в должностных обязанностях одного из них это было бы прямо предусмотрено, либо предусмотрено (закреплено) полномочие по осуществлению функций соответствующего контроля локальным актом работодателя (приказом, распоряжением и т.д.). Как следует из устава МКОУ «Тиличикская средняя школа», деятельность указанного учреждения координирует отдел образования администрации Олюторского муниципального района, который осуществляет организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организацию предоставления дополнительного образования детям, учет детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждение годовой сметы доходов и расходов, согласованной с финансовым и (или) экономическим отделом администрации Олюторского района, согласование годового календарного графика работы МКОУ «Тиличикская средняя школа», а также согласование учебного плана, образовательной программы МКОУ «Тиличикская средняя школа». Согласно п.1.2 Устава, учредителем МКОУ «Тиличикская средняя школа» является Управление по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района (далее по тексту также – Управление образования). Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения. В силу п.5.1.1. Устава, управление Учреждением (МКОУ «Тиличикская средняя школа») строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждением являются Управляющий совет Учреждения, общее собрание, педагогический совет, общешкольная конференция и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления Учреждения и их компетенция определяются уставом Учреждения. Исходя из анализа п.4.2, п.4.3 и п.4.4 Устава, следует, что материально-техническими функциями, полномочиями по подборке и расстановке кадров, их материальному и иному стимулированию относится к компетенции директора МКОУ «Тиличикская средняя школа». Контроль деятельности Учреждения в этой части осуществляется Учредителем (Управлением образования). Анализ должностной инструкции начальника отдела образования позволяет сделать вывод о том, что в должностной инструкции отсутствуют положения о том, что он контролирует и может давать указания работникам или директору МКОУ «Тиличикская средняя школа». Нет также положений о подконтрольности начальнику отдела образования директора МКОУ «Тиличикская средняя школа» и в должностной инструкции последнего. Каких-либо локальных нормативных актов, которые бы свидетельствовали о наличии у ФИО1 специального полномочия по осуществлению контроля за работой ФИО2 и ФИО3, также в представлении прокуратуры Олюторского района такое положение не приводится. Следовательно, утверждения прокуратуры Олюторского района о конфликте интересов по указанным выше обстоятельствам, основываются лишь на предположениях и вольном толковании законодательства в сфере противодействия коррупции, не смотря на разъяснения вышестоящих судов Российской Федерации и государственных органов федерального значения. Тот факт, что он принимает участие в координации деятельности МКОУ «Тиличикская средняя школа», не может свидетельствовать о непосредственной подконтрольности вышеуказанных лиц. Функций по прямому управлению МКОУ «Тиличикская средняя школа», он, по его мнению, не обладал, поскольку указанные полномочия отнесены к компетенции директора МКОУ «Тиличикская средняя школа». Таким образом, должностные обязанности ФИО1 по планированию, организации, регулированию и контролю деятельности образовательных учреждений района в целях осуществления государственной политики в области образования, не свидетельствуют о наличии полномочий по осуществлению контроля за работниками МКОУ «Тиличикская средняя школа»: ФИО2 и ФИО3 Предписание прокуратуры района не содержит фактического примера допущенного ФИО1 нарушения, которое выразилось бы в единоличном принятии решения о поощрении (благодарность, грамота) в отношении ФИО2 и/или ФИО3, либо материальных выплат и иных преимуществ в работе, поскольку принятие подобных поощрительных мер не входит в его компетенцию. Также указывает на то, что в полномочия начальника отдела образования не входит: подготовка или утверждение тарификационных списков преподавателей МКОУ «Тиличикская средняя школа», формирование/утверждение часовой нагрузки на преподавателей МКОУ «Тиличикская средняя школа», вопросы о приеме на работу (заключение трудового договора), начисление заработной платы, индексации, присвоении рангов (степеней). Более того, в представлении прокуратуры района изложено предположение, что ФИО1 мог оказывать воздействие на принятие решений директором школы (предоставления дополнительных учебных часов, назначения премий, установление периода очередного отпуска в удобное время, присвоению почетных званий, награждению и т.д.) исключительно в пользу своих близких родственников ФИО2 и ФИО3, являющихся подчиненными работниками директора указанного учреждения. В этой связи, указывает, что в случае подобных действий, должностное лицо - директор МКОУ «Тиличикская средняя школа» имеет право немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы с целью пресечения незаконных действий, чего не было сделано в то время, если предположить что существовали такие обстоятельства. Резюмируя вышеизложенное, просит суд, обратить внимание на то обстоятельство, что начальник отдела образования является подчиненным руководителю Управления по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района, соответственно окончательные решения принимаются (согласовываются) вышестоящим должностным лицом, что лишает начальника отдела образования напрямую каким-либо образом воздействовать на осуществление своих должностных обязанностей директором МКОУ «Тиличикская средняя школа». Учитывая, что непосредственная подконтрольность означает, что один сотрудник имеет право на основании юридических документов (должностных инструкций, локальных нормативных актов), определяющих его статус, контролировать другого сотрудника, который непосредственно ему подчинен, а таких доводов в представлении не изложено, полагает, что признаков нарушений ненадлежащего исполнения им, как начальником отдела образования, требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, а также отсутствии должного контроля за действиями подчиненных сотрудников со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района, не усматривается. Таким образом, представление прокуратуры от 23.01.2018 года №07-03-2018, по мнению административного истца, является необоснованным, а доводы о нарушении законодательства не основаны на законах или подзаконных актах, которые бы указывали на наличие конфликта интересов по вышеизложенным обстоятельствам. Поскольку представление прокуратуры является обязательным для исполнения, то изложенные в нём факты нарушения требований закона для лица, которому данное представление поступило, являются установленными, не подлежащими сомнению, что неминуемо повлекло привлечение административного истца к дисциплинарной ответственности и, как следствие, увольнению по порочащему его репутацию основанию - утрата доверия. Согласно ст.37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В соответствии со ст.2 Трудового Кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Таким образом, действиями прокуратуры, выразившимися в вынесении представления от 23.01.2018 были нарушены права истца на труд, предусмотренные ст.37 Конституции РФ, ст.2 Трудового кодекса РФ. Кроме того, ФИО1 подавал жалобу в порядке подчиненности на незаконные действия прокуратуры Олюторского района в вышестоящую прокуратуру Камчатского края, однако доводы жалобы не были исследованы объективно, всесторонне и по существу. Так как ФИО1 полагает, что, оспариваемое представление прокуратуры вынесено незаконно и необоснованно, содержит в себе предположения и оценочные суждения, при этом нарушает его права на труд и на доброе имя и деловую репутацию, полагает, что из смысла ст.ст. 1, 17, гл.22 КАС РФ, просит признать незаконным представление прокуратуры Олюторского района об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 23.01.2018 №07-03-2018 поданное на имя Главы Олюторского муниципального района.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца – адвокат Харитонова Н.С. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика – прокурор Олюторского района Слезко П.А. выразил свое несогласие с административным исковым заявлением, указав на то, что представление прокурора вынесено в соответствии с действующим законодательством, на основании полномочий, предоставленных прокурору по результатам прокурорской проверки в связи с выявленными нарушениями требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе.

Представитель заинтересованного лица – администрации Олюторского района ФИО4, указала на то, что представление прокурора вынесено в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №2202-1), предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абз 4 п.3 ст.22 Федерального закона №2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 Федерального закона №2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу положений п.1 ст.24 Федерального закона №2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прохождение муниципальной службы урегулировано Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ).

Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

В силу положений пунктов 10 и 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В силу пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ регламентировано, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений определена в качестве основного принципа противодействия коррупции в Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с пп. «е» п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что копия оспариваемого представления №07-03-2018 от 23.01.2018 года была получена административным истцом 30.01.2018 года, что подтверждается материалами дела (л.д.107), административный иск подан в суд 24.04.2017 года, то есть в установленный законом срок.

23.01.2018 года в адрес главы Олюторского муниципального района поступило представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края, в котором и.о. прокурора района Шостак Р.С. указывал на выявленные нарушения в сфере законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы, которые, по мнению прокуратуры, возникли вследствие ненадлежащего исполнения им, как начальником отдела своих обязанностей как муниципального служащего, а также вследствие отсутствия должного контроля за действиями подчиненных со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района. В представлении, прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. В качестве основания для вынесения представления, явилось установление обстоятельств осуществления ФИО1 своих должностных обязанностей как начальника отдела образования при том, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» (далее - МКОУ «ТСШ») в настоящее время осуществляют трудовую деятельность в качестве заместителя директора школы и преподавателя его супруга - ФИО2 и в качестве преподавателя информатики - дочь ФИО3. В данной ситуации, прокуратура района усмотрела наличие нарушений антикоррупционного законодательства, а именно: пунктов 1, 2, 10,11 части 1 статьи 12, статье 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ; частей 1-2, пункта 1 части 3 статьи 10, частей 1-2, 6 статьи 11 Федерального закона от 25.08.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; пункта 2.3 раздела 2, пунктом 3.1.19, пункта 3.3.1 части 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016 года.

Указанное представление было рассмотрено в кабинете главы администрации Олюторского муниципального района с участием старшего помощника прокурора Адамко А.А. По итогам рассмотрения представления, по результатам совещания было принято решение отказать в удовлетворении требований прокуратуры за их необоснованностью.

19.02.2018 года прокуратурой Олюторского района было дополнительно вынесено представление с требованием рассмотрения изложенных ранее доводов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Олюторского муниципального района.

27.03.2018 года состоялось заседание указанной комиссии, по результатам которого было установлено, что изложенные в представлении прокуратуры доводы нашли свое подтверждение, имеет место конфликт интересов при одновременном замещении ФИО1 должности начальника отдела образования и замещения должностей МКОУ «Тиличикская средняя школа» его супругой ФИО2 и дочерью ФИО3

На основании представления от 23.01.2018 г., протокола заседания комиссии от 27.03.2018 года главой Олюторского муниципального района 05.04.2018 года, было издано распоряжение №51/1 об увольнении ФИО1

Установлено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что в период с августа 2016 года по 06.04.2018 года ФИО1 занимал должность начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района. В муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» осуществляли трудовую деятельность в качестве заместителя директора школы и преподавателя его супруга - ФИО2 и в качестве преподавателя информатики - дочь ФИО3.

Согласно пункта 2.3 раздела 2 должностной инструкции начальника отдела к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей ФИО1 относится обязательное знание федерального законодательства Российской Федерации.

По смыслу указанного пункта ФИО1, в том числе должен знать требования федерального законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе.

Пунктом 3.3.1 части 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела, регламентировано, что начальник отдела несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3.1.20 начальник отдела обязан уведомлять в письменной форме руководство о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Согласно уставу МКОУ «ТСШ», деятельность указанного учреждения координирует отдел образования администрации Олюторского муниципального района, который осуществляет организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организацию предоставления дополнительного образования детям, учет детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждение годовой сметы доходов и расходов, согласованной с финансовым и (или) экономическим отделом администрации Олюторского района, согласование годового календарного графика работы МКОУ «ТСШ», тарификационные списки преподавателей, а также согласование учебного плана, образовательной программы МКОУ «ТСШ», который предусматривает распределение нагрузки (количества часов) между преподавателями по всем учебным дисциплинам и штатные расписания, в том числе об установлении дополнительной нагрузки.

Директор МКОУ «ТСШ» подотчетен в своей деятельности, в том числе начальнику отдела образования, назначает на должности и освобождает от должности работников учреждения, издает приказы, обязательные для работников.

Кроме того, согласно должностной инструкции начальника отдела образования, последний планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность образовательных учреждений района в целях осуществления государственной политики в области образования, осуществляет плановый комплексный и тематический контроль деятельности руководителей образовательных учреждений, в том числе по вопросам реализации кадровой политики в сфере образования, контролирует проведение аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений, проведение курсовой подготовки и организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, оказывает помощь подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы, вносит предложения по представлению к присвоению почетных званий, награждению педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, организует и возглавляет совет руководителей образовательных учреждений по вопросам образования (пункты 3.1.1, 3.1.4, 3.1.7, 3.1.9, 3.1.10 и 3.1.13).

Таким образом, к полномочиям начальника отдела образования ФИО1 отнесено осуществление функций муниципального (административного) управления в отношении подведомственной организации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 №18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» ситуация, при которой государственный (муниципальный) служащий, его родственники выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления, является типичным примером конфликта интересов. В случае если государственный (муниципальный) служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного (муниципальный) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Постановлением руководителя Управления по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района от 07.09.2016 №118-Р, утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных образовательных учреждений, в соответствии с которым ФИО1 является заместителем председателя комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений Олюторского муниципального района и премированию их руководителей. Число членов комиссии – 6 человек. Таким образом, ФИО1 обладает правом внесения предложений о размере премирования либо об отказе начисления премирования директору МКОУ «ТСШ», возможностью оказания воздействия на принятие решений директором школы (предоставления дополнительных учебных часов, назначения премий, установление периода очередного отпуска в удобное время, присвоению почетных званий, награждению и т.д.) в пользу своих близких родственников ФИО2 и ФИО3, являющихся подчиненными работниками директора указанного учреждения.

Тарификационный список преподавателей МКОУ «ТСШ» на учебный 2017-2018 год, согласованный ФИО1, (т.1 л.д.179-180), штатное расписание МКОУ «ТСШ» на период с 01.09.2017 года, согласованное ФИО1 (т.1 л.д.181-182), похвальная грамота ФИО2 за подписью ФИО1 – свидетельствуют о возможности ФИО1 силу своих должностных обязанностей влиять на возможность получения каких-либо выгод (преимуществ) его супругой и дочерью.

Из исследованных в судебном заседании объяснений ФИО1 от 23.01.2018 года (т.1 л.д.223-225) следует, что ему известно об осуществлении его супругой и его дочерью трудовой деятельности в МКОУ «ТСШ», однако о возникновении конфликта интересов своего работодателя он не уведомлял, чем не исполнил свою обязанность по урегулированию конфликта интересов. Также им подтверждаются факты утверждения штатных расписаний, установлении дополнительной нагрузки, а также о поощрении (учитывающихся при выплатах материальных вознаграждений) его близких родственников.

Из объяснений ФИО12 от 23.01.2018 года (т.1 л.д.226-227) следует, что тарификационные списки преподавателей, учебный план, штатные расписания, в том числе установление дополнительной нагрузки – утверждается ФИО1, в том числе в отношении его близких родственников – супруги и дочери, являющихся работниками МКОУ «ТСШ». Также подтверждены случаи поощрения, которые учитываются при выплатах премиального и стимулирующего характера.

В соответствии сч.1 ст.70 КАС РФ в судебном заседании исследован протокол судебного заседания от 23.05.2018 года.

Из показаний свидетеля ФИО12, содержащихся в протоколе судебного заседания от 23.05.2018 года, следует, что он, являясь директором МКОУ «ТСШ» неоднократно выполнял указания вышестоящего руководителя – ФИО1, непосредственно в интересах родственников ФИО1 - его дочери ФИО3 (трудоустройство, нагрузка, оплата проезда и багажа), а также ФИО12 поддержал объяснения, данные в ходе прокурорской проверки.

Из показаний свидетеля ФИО3, содержащихся в протоколе судебного заседания от 23.05.2018 года, а также данных в судебном заседании, следует, что грамот за подписью своего отца она не получала, вопросы по аттестации, нагрузке, времени отпуска – решаются непосредственно в школе, отдел образования участия в этих вопросах не принимает.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии конфликта интересов при одновременном замещении ФИО1 должности начальника отдела образования и замещения должностей МКОУ «Тиличикская средняя школа» его супругой ФИО2 и дочерью ФИО3

Таким образом, на протяжении длительного времени муниципальным служащим администрации Олюторского муниципального района, не исполнена обязанность, установленная частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что является основанием для принятия мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта и привлечения виновного лица к ответственности, поскольку ФИО1 в нарушение пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, а также части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, являющийся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, направленных на уведомление в письменной форме представителя нанимателя (работодателя), а также в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, не предпринял.

Доводы административного истца о том, что при замещении им должности начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района, а его супругой и дочерью – осуществление трудовой деятельности в МКОУ «ТСШ» в качестве заместителя директора школы и преподавателя и в качестве преподавателя информатики, соответственно, не вызывают конфликт интересов – суд находит не нашедшими своего подтверждения и основанными на вольном толковании административным истцом вышеуказанных норм права.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Олюторского района Камчатского края о признании незаконным представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года №07-03-2018 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2018 года.

Судья Е.В. Белоусова