РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 19 апреля 2018 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием старшего помощника прокурора Большеуковского района Омской области Емелиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по своевременному размещению и обновлению информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте и возложении обязанности устранить данные нарушения,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления Листвяжинского сельского поселения размещается на сайте www.bolu.omskportal.ru, с нарушением требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Так вопреки требованиям подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. Федерального закона администрацией сельского поселения не размещались проекты нормативных правовых актов, рассматриваемых Советом сельского поселения в 2018 году. В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона с 2012 не размещались тексты официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления. На сайте размещен Устав сельского поселения, утвержденный решением Совета поселения № 60 от 04.04.2017. Решениями Совета сельского поселения № 78 от 23.08.2017, № 82 от 23.11.2017 внесены изменения в Устав, однако версия, размещенная на сайте поселения, не актуализирована, чем нарушены требования п. 1 ст. 11 Федерального закона. Также в нарушение подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ на сайте размещены административные регламенты в недействующей редакции. Порядок работы с обращениями граждан не соответствует подп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона. В нарушение подп. «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона с 2011 года не размещается обзор обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мер. В разделе «Общие квалификационные требования» размещено решение Совета сельского поселения от 07.04.2009 № 147 «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Листвяжинского сельского поселения». Решением Совета сельского поселения от 21.07.2017 № 72 внесены изменения в вышеуказанное положение, однако нормативный правовой акт не актуализирован. В тексте раздела «Порядок обжалования муниципальных правовых актов» имеется ссылка на Закон РФ от 24.07.1993 № 4866-1, который утратил силу 15.09.2015. Ранее прокуратурой района главе поселения неоднократно вносились представления по фактам ненадлежащего размещения информации на официальном сайте, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято. Незаконным бездействием администрации Листвяжинского сельского поселения нарушается право граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и ее достоверность, в связи с чем прокурор имеет право обратиться в суд в их защиту. Просит признать незаконным бездействие администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.bolu.omskportal.ru проектов нормативных правовых актов, рассматриваемых Советом сельского поселения в 2018 году; обзора обращений граждан; информации о результатах рассмотрения обращений граждан; текстов официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления; актуализированной версии Устава сельского поселения; актуализированной версии административных регламентов; актуализированной версии порядка обжалования нормативных правовых актов; актуализированной версии порядка работы с обращениями граждан; актуализированной версии решения Совета сельского поселения, регламентирующего положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и обязать административного ответчика разместить на официальном сайте www.bolu.omskportal.ru вышеуказанную информацию и материалы.
В судебном заседании старший помощник прокурора Большеуковского района Омской области Емелина А.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава Листвяжинского сельского поселения ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с административным иском согласна.
Выслушав старшего помощника прокурора Большеуковского района Емелину А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующиминормативным правовымактам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п.п. 1 – 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8 ««Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Статьей 6 Федерального закона определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных (ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона).
Общий перечень информации, которую органы местного самоуправления обязаны разместить в сети «Интернет» на официальном сайте, указан в статье 13 Федерального закона.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Большеуковского района Омской области проведена проверка исполнения администрацией Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Проверкой установлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления Листвяжинского сельского поселения размещается на сайте www.bolu.omskportal.ru.
При этом Администрацией данного поселения не обеспечено своевременное размещение и обновление на указанном сайте информации о своей деятельности и деятельности представительного органа.
Так, Администрацией сельского поселения не размещены проекты нормативных правовых актов, рассматриваемых Советом сельского поселения в 2018 году; с 2012 года не размещались тексты официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления; с 2011 года не размещается обзор обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мер, чем нарушены требования подп. «б» п. 2, п. 6, подп. «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона.
Кроме того, Администрацией сельского поселения размещен Устав сельского поселения, утвержденный решением Совета поселения № 60 от 04.04.2017, без внесенных в него изменений решениями Совета сельского поселения № 78 от 23.08.2017, № 82 от 23.11.2017, чем нарушены требования п. 1 ст. 11 Федерального закона; в нарушение подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона размещены административные регламенты в недействующей редакции; в разделе «Общие квалификационные требования» размещено решение Совета сельского поселения от 07.04.2009 № 147 «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Листвяжинского сельского поселения», без изменений, внесенных в него решением Совета сельского поселения от 21.07.2017 № 72.
Согласно подп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона органы местного самоуправления размещают информацию о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.
Вместе с тем порядок работы с обращениями граждан, размещенный на сайте поселения, не соответствует требованиям законодательства.
Также, в тексте раздела «Порядок обжалования муниципальных правовых актов» имеется ссылка на Закон РФ от 24.07.1993 № 4866-1, который утратил силу 15.09.2015.
Прокуратурой Большеуковского района ранее неоднократно главе поселения вносились представления по фактам ненадлежащего размещения информации на официальном сайте, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято.
Невыполнением требований законодательства о размещении информации о деятельности муниципального образования нарушены права и свободы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности администрации сельского поселения, а также нарушен принцип гласности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие ответчика по исполнению указанных требований федерального законодательства является незаконным, доказательств, опровергающих доводы прокурора, административным ответчиком не представлены, и не оспариваются представителем административного ответчика.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами права, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Листвяжинского сельского поселения в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.bolu.omskportal.ru проектов нормативных правовых актов, рассматриваемых Советом сельского поселения в 2018 году; обзора обращений граждан; информации о результатах рассмотрения обращений граждан; текстов официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления; актуализированной версии Устава сельского поселения; актуализированной версии административных регламентов; актуализированной версии порядка обжалования нормативных правовых актов; актуализированной версии порядка работы с обращениями граждан; актуализированной версии решения Совета сельского поселения, регламентирующего положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и возложении обязанности устранить данные нарушения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по своевременному размещению и обновлению информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте и возложении обязанности устранить данные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в части непринятия мер по размещению на официальном сайте www.bolu.omskportal.ru проектов нормативных правовых актов, рассматриваемых Советом сельского поселения в 2018 году; обзора обращений граждан; информации о результатах рассмотрения обращений граждан; текстов официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления; актуализированной версии Устава сельского поселения; актуализированной версии административных регламентов; актуализированной версии порядка обжалования нормативных правовых актов; актуализированной версии порядка работы с обращениями граждан; актуализированной версии решения Совета сельского поселения, регламентирующего положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Возложить на администрацию Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области обязанность разместить на официальном сайте www.bolu.omskportal.ru проекты нормативных правовых актов, рассматриваемые Советом сельского поселения в 2018 году; обзоры обращений граждан; информацию о результатах рассмотрения обращений граждан; тексты официальных выступлений руководителя органа местного самоуправления; актуализированной версии Устава сельского поселения; актуализированную версию административных регламентов; актуализированную версию порядка обжалования нормативных правовых актов; актуализированную версию порядка работы с обращениями граждан; актуализированную версию решения Совета сельского поселения, регламентирующего положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Об исполнении решения суда администрации Листвяжинского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун