Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Адзиева М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО3, с участием адвоката ФИО4, представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО12 к администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес> и муниципальному казенному учреждению «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» с требованиями:
-признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ№ у/о Администрации <адрес>, Управления по земельным ресурсам и землеустройству города об отказе в предоставлении муниципальной услуги « предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственность на которых не разграничена, без проведения торгов».
-обязать Администрацию <адрес>, Управление по земельным ресурсам и землеустройству города принять решение о переоформлении в собственность ФИО13 бесплатно земельный участок, расположенный в <адрес>.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он работала в ДагНИИСХ уборщицей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ была принята в члены садоводческого товарищества «Наука» и ей был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>№а, что подтверждается членской книжкой садовода на ее имя и выпиской из протокола комиссии по распределению садовых участков Администрации и профсоюзного комитета ДагНИИСХ при НПО «<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ей выделен земельный участок.
В настоящее время в связи с тем, что она решила узаконить в установленном законом порядке земельный участок, а в последующем и дом, она обратилась в Управление по земельным ресурсам и землеустройству города с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, и предоставила все необходимые документы.
Однако согласно уведомлениу УЗР № у/о от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении муниципальной услуги, указывая, что площадь земельного участка так же не подтверждается предоставленным Управлением по архивным делам <адрес> списком членов вышеуказанного садоводческого товарищества. Согласно предоставленным спискам Управлением по архивным делам <адрес> уч.№а предоставлен ФИО7 т.е. моей дочери. Но это не соответствует действительности, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году ее дочери было <данные изъяты> она нигде не работала, была несовершеннолетняя.
Кроме того, это опровергается представленными ею членской книжкой садовода и выпиской из протокола комиссии по распределению садовых участков Администрации и профсоюзного комитета ДагНИИСХ при НПО «<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку она малограмотная, часто более и не имеет возможности выходить из дома, ее дочь ФИО14 вместо нее оплачивала земельный налог, что подтверждается квитанцией и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она состоит на учете в Управлении Администрации городского округа «<адрес>» по взаимодействию с налоговыми органами ДД.ММ.ГГГГ и имеет в пользовании земельный участок пл. <данные изъяты>. расположенный по адресу <адрес>. В связи с этим, скорее всего она и попала в данные списки и это и стала причиной путаницы, других объяснении она этому дать не может.
Ее дочь ФИО15 не претендует на данный земельный участок. Считает, что отказ Администрации <адрес> нарушает ее права и законные интересы.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность требования законодательства к форме и содержанию такого заявления были соблюдены, необходимые документы приложены, а те основания, которые ответчик указывает в оспариваемом решение, не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ.
В возражении на иск представитель Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес> в письменном возражении считал, что администрация города не является надлежащим ответчиком, поскольку уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги выдано МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города», которое является самостоятельным юридическим лицом.
МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» письменное возражение по существу административного искового заявления не представил, его представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании иск не признал и считал, что указанная в уведомлении причина позволяла принять решение об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.
В судебном заседании истица и ее представитель основания искового заявления поддержали, представитель администрации <адрес> поддержал доводы, изложенные в письменном возражении.
Выслушав объяснения истицы, представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного постановлением администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.1.2) предоставление данной услуги осуществляется администрацией <адрес> в лице муниципального казенного учреждения «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города»
В п.2.6.1 упомянутого Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, к числу которых относятся:
1) заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении №№ к настоящему административному регламенту.
2) в случае, если на земельном участке находится объект (объекты) недвижимости, принадлежащий (-ие) нескольким лицам, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги должны обратиться все правообладатели объекта недвижимости;
3) копия документа, удостоверяющего личность;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, в случае, если с Заявлением обращается представитель Заявителя;
5) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);
6) документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
7) в случае подачи Заявления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" Заявителем представляется нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка;
8) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
В п. 2.7. Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. К таким документам относятся:
1) Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
2) Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
3) Кадастровые сведения на испрашиваемый земельный участок или земельные участки и смежные с ним земельные участки;
4) Кадастровый паспорт здания, сооружения или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений;
5) Выписка из ЕГРП о правах на здание, сооружение, находящиеся на земельном участке или земельных участках или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений о зарегистрированных в ЕГРП правах на указанные здания, сооружения;
6) Выписка из ЕГРП о правах на образуемый земельный участок или земельные участки или уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений о зарегистрированных в ЕГРП правах на указанный земельный участок или земельные участки;
В п.2.7.1. данного административного регламента предусмотрено, что управление самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" при наличии согласия на обработку персональных данных заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» по форме согласно приложению 3 к настоящему Регламенту. В случае подачи заявления и документов через МФЦ заявитель дополнительно дает согласие МФЦ на обработку его персональных данных.
При обращении заявителя через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в электронной форме заявления ставится соответствующая отметка о согласии на обработку его персональных данных.
Документы, указанные в пункте 2.7. настоящего Регламента, Заявитель вправе представить по собственной инициативе. Непредставление заявителем документов, указанных в пункте 2.7 настоящего административного регламента, не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.2.7.2. Регламента).
Исчерпывающими основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги согласно п.2.9.1. Регламента являются:
1) поступившее (в письменном виде) от заявителя обращение, с просьбой о прекращении предоставления муниципальной услуги.
2) отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации, установленной приложением №№ настоящего регламента;
3) указанный в Заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с Заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано Заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) на указанном в Заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с Заявлением обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в Заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с Заявлением обратился правообладатель здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства;
6) указанный в Заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в Заявлении;
7) указанный в Заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если Заявитель обратился с Заявлением о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с Заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в Заявлении земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с Заявлением обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, или правообладатель земельного участка;
9) указанный в Заявлении земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с Заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в Заявлении земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с Заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в Заявлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
12) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в Заявлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
13) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае если подано Заявление в соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
14) предоставление земельного участка на Заявленном виде прав не допускается;
15) в отношении земельного участка, указанного в Заявлении, не установлен вид разрешенного использования;
16) указанный в Заявлении земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
17) указанный в Заявлении земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в Заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
18) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
19) площадь земельного участка превышает площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на 10 процентов;
20) наличие вступивших в законную силу судебных актов, запрещающих совершение сделок с земельным участком или распоряжение им, наличие судебных споров в отношении прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
21) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
22) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
23) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
Уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» от ДД.ММ.ГГГГ№ у/о ФИО2 в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги отказано по причине того, что «площадь земельного участка не подтверждается предоставленным Управлением по архивным делам <адрес> списком членов вышеуказанного садоводческого товарищества. Согласно представленным спискам Управлением по архивным делам <адрес> уч. №а предоставлен гр. ФИО7»
Согласиться с основанием отказа в предоставлении данной муниципальной услуги нельзя.
Из представленного в материалы дела ответа Управления по архивным делам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № на запрос начальника Правового управления администрации <адрес> на хранении в данном Управлении находятся незаверенные копии списков членов с/т «Наука» и в них за № значится ФИО7, участок №а.
Следовательно, никем не заверенные копии списков членов с/т «Наука», где участок за №а значится предоставленным ФИО7, не являются надлежащим документом, дающим основание для вывода о принадлежности ей земельного участка.
Документами, свидетельствующими о том, кому предоставлен земельный участок в садоводческом обществе, является соответствующее решение о предоставлении данного земельного участка и садоводческая книжка.
В материалы дела представлена справка председателя профкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в архивных материалах решений администрации и профкома <адрес> имеется постановление о выделении садового участка за №а ФИО16протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
В материалы дела также представлена справка председателя профкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в архивных материалах решений администрации и профкома <адрес> не имеется постановление о выделении садового участка за №а ФИО17 поскольку последняя не являлась работницей ФИО1.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля председатель профкома <адрес>ФИО18. показал, что в 1991 году совместным решением администрации и профкома <адрес> садовый участок за №а в с/о «Наука» был предоставлен их работнице Алиханов Ф.Д..
В качестве свидетеля ФИО9 Оксана показала, что садовый участок за №а в с/о «Наука» был предоставлен в 1991 году по работе ее матери ФИО2. Она сама в ДД.ММ.ГГГГ была несовершеннолетней и поэтому ей этот участок не мог быть предоставлен. Она периодически по поручению матери оплачивала за указанный участок и этим может объяснить то, что в списках членов садоводческого общества оказалась она. Фактичекски она отношение к данному земельному участку не имеет и земельный участок в данном садоводческом обществе находится в пользовании матери.
Суду предъявлена книжка садовода, согласно которому Алиханов Ф.Д., работающая в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принята в члены садоводческого товарищества «Наука» с предоставлением садового участка №а.
В силу пунктов 3.4.1 и 3.5.1 упомянутого Административного регламента согласование и утверждение проекта постановления либо уведомления об отказе об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием основания отказа входит в обязанность руководителя Управления.
Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ у/о подписано не начальником Управления ФИО22 другим лицом без расшифровки подписи с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности.
Изложенное указывает на то, что уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги не согласовано надлежащим лицом, т.е. начальников Управления.
Заявление ФИО2 о предоставлении муниципальной услуги должно быть рассмотрено административным ответчиком с принятием решения о результате предоставления муниципальной услуги надлежащим должностным лицом, каковым согласно Административному регламенту является руководитель Управления, а не иное лицо.
В случае отказа в предоставлении данной муниципальной услуги основание отказа должно быть указано строго в соответствии с теми основаниями, которые указаны в упомянутом выше административном регламенте.
Суд не может согласиться с доводом представителя администрации <адрес> о том, что в данном случае имеет место спор о праве и дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Суду не представлены доказательства о том, между кем и кем имеется спор о праве на данный садовый участок. Допрошенная судом в качестве свидетеля дочь истицы ФИО7 показала суду, как указано выше, что она не претендует на данный земельный участок, ей этот участок не предоставлялся.
Истица ФИО2 обжаловала уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» об отказе в предоставлении муниципальной услуги и суд с учетом предмета и оснований иска приходит к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
При изложенных обстоятельствах обжалованное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги должно быть признано незаконным и, поскольку указанное решение принято ненадлежащим лицом МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города», на ответчика МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» должна быть возложена обязанность рассмотреть заявление истицы о предоставлении муниципальной услуги с принятием решения должностным лицом в соответствии с требованиями пунктов 3.4.1 и 3.5.1 упомянутого выше Административного регламента.
С учетом установленных судом обстоятельств оснований для возложения каких-либо обязанностей на саму администрацию <адрес> не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175,178-180,188,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, доведенное до Алиханов Ф.Д. уведомлением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» от ДД.ММ.ГГГГ№ у/о.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в месячный срок со дня вступления в силу настоящего судебного решения рассмотреть заявление Алиханов Ф.Д. о предоставлении и муниципальной услуги по переоформлению в ее собственность земельного участка по адресу: <адрес>, участок №а и сообщить об этом Алиханов Ф.Д. и в Советский районный суд <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления его в окончательной форме
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Адзиев М.М.