ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6606/2015 от 08.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 2а-6606/2015

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

08 декабря 2015 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре Галдиной Л.М.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности № 61АА3203559 от 08.11.2014 г., представителя административного ответчика Администрации города Ростова-на-Дону ФИО2, действующего на основании доверенности № 59-1/387 от 18.09.2015 г., представителя административного ответчика Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону ФИО3, действующей на основании доверенности № 59-30-23583/13 от 10.11.2015 г., представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону ФИО4, действующей на основании доверенности № 59-34-2/8422 от 06.04.2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, об обязании согласовать границы земельного участка и о признании незаконным в части постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница – береговая линия реки Дон»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с требованиями об обязании согласовать границы земельного участка и о признании незаконным в части постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница – береговая линия реки Дон».

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником гаража литер «П», условный П, площадью 33,4 кв.м., по адресу: <адрес> на основании определения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону об утверждении мирового соглашения и прекращении исполнительного производства от 27.12.2013 г. по делу № 13-712/2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2014 г. серии 61-АИ № 504313, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Территориально гараж литер «П» находится во дворе многоквартирного жилого дома по <адрес>, в <адрес>. Но в целях кадастрового учета земельного участка под гаражом выделен самостоятельный земельный участок с кадастровым номером , площадью 33 кв.м.

Прежний собственник указанного недвижимого имущества - бывший супруг истца – ФИО6 владел гаражом на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 05.10.2000 г., из текста которого следует, что спорный гараж в неизменном виде как капитальное кирпичное строение существует с 1995 г.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 30.11.2000 № 3329 «О предоставлении гр. ФИО6 земельного участка по <адрес>, для эксплуатации капитального гаража» ФИО6 предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0035 га. по <адрес>, для эксплуатации капитального гаража.

После приобретения права собственности на спорный гараж и получения свидетельства о государственной регистрации права ФИО5 была инициирована процедура межевания земельного участка с кадастровым номером с целью уточнения границ указанного участка и приведения в соответствии с площадью строения – гаража.

С этой целью истец обратилась в ООО «Кадастровый центр «Рост-Терра», который на основании договора на выполнение кадастровых работ от 06.02.2015 г. произвел межевание земельного участка с изготовлением межевого плана.

Полученный межевой план земельного участка с кадастровым номером был сдан в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> 02.06.2015 г. согласно расписке для согласования границ земельного участка.

03.07.2015 г. истцом был получен отказ в согласовании границ земельного участка за № 59-34-2/14937 в связи с тем, что «выявлено пересечение границ участка с красной линией, утвержденной постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон».

После получения координат красной линии по <адрес> истцу стало известно о прохождении красной линии по принадлежащему ей гаражу - объекту капитального строительства, что не допускается положениями градостроительного законодательства и нарушает права ФИО5 на надлежащее оформление вещных прав на земельный участок.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты)».

Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 г. № 87 "О принятии "Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", в ст. 8 п. 4 определяют «элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон) - часть территории города, ограниченная красными линиями, которые проводятся по улицам либо естественным границам в виде природных элементов (рек, ручьев, оврагов, балок, лесополос), полосам отвода автомагистралей и т.п. Элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон) выделяется в составе проекта планировки территории путем установки красных линий».

Из указанных положений градостроительного законодательства следует, что красные линии, как границы территории общего пользования (улицы) должны проходить по улицам либо естественным границам, но никак не существующим длительный период времени легальным строениям или сооружения, находящимся на земельном участке.

Из решения мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 05.10.2000 г. по делу по иску ФИО6 к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, в его описательной и мотивировочной следует, что спорный гараж в неизменном виде, как капитальное кирпичное строение существует с 1995 г.

Это также подтверждается технической инвентаризацией основных строений в отношении гаража литер «П» по пер. Островского, 12 в г. Ростове-на-Дону, проведенной 22.08.2000 г.

При легализации гаража литер «П» правопредшественником истца - ФИО6 были получены все необходимые разрешения, в том числе Комитета архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, Архитектурно-планировочного управления Ростгорисполкома, что подтверждается отметками на ситуационном плане по пер. Островского, 12.

Красная линия по <адрес> в <адрес> утверждена Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон», т.о. очевидно после возведения и легализации в установленном законом порядке спорного гаража литер «П» по <адрес> но вопреки положениями градостроительного законодательства проходит практически посередине указанного строения, что лишает истца права проводить какие-либо действия в отношении земельным участком под гаражом.

Пунктом 1, 3 ст. 35 ЗК РФ установлено: «при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу».

Таким образом, ФИО5 имеет соответствующее право пользования земельным участком кадастровый , расположенным под принадлежащим ей гаражом литер «П» по <адрес> в <адрес>, которое фактически заблокировано незаконным прохождением красных линий.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон» незаконно ущемляет права истца, поскольку утвержденные красные линии «режут» принадлежащий ей объект недвижимого имущества - гараж литер «П», делая невозможным надлежащее оформление каких-либо вещных прав на земельный участок без законных к тому оснований.

Часть 1 ст. 219 КАС РФ устанавливает 3-х месячный срок со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Каталог координат красных линий получен стороной истца только 24.07.2015г., о нарушении своих прав истцу стало известно после получения отказа в согласовании границ от 03.07.2015 г. № 59-34-2/14937 и предоставлении сведений о прохождении красных линий.

Оснований полагать об ином расположении красных линий у истцовой стороны не имелось.

Спорный гараж литер «П» находится в границах двора многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, не выходит за линию улицы, что очевидно при простом осмотре двора многоквартирного жилого дома, что также послужило основанием для межевания земельного участка. При разработке красных линий по пер. <адрес> в <адрес> и их последующем утверждении, очевидно, допущена ошибка, поскольку они проходят по всем строениям, что не допускается действующим законодательством и нарушает права истицы на вышеописанный земельный участок.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 35 ЗК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 8 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 г. № 87 "О принятии "Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", ст. 124, 125, 126, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпункт 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, истец просит суд

1. Обязать Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону согласовать границы земельного участка по <адрес> в <адрес> кадастровый .

2. Признать незаконным в части определения красных линий по <адрес>, <адрес> Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон».

Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена, представила в суд заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело в отсутствие административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от исковых требований, изложенных в п. 1 административного искового заявления в части обязания Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону согласовать границы земельного участка, исковые требования о признании незаконным в части постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке ерритории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон» - поддержала, просила удовлетворить

Представитель административного ответчика Администрации города Ростова-на-Дону ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав представителя административного истца, административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона № 22-ФЗ от 08.03.2015 г. «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ «гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником гаража литер «П», условный П, площадью 33,4 кв.м., по адресу пер. <адрес> в <адрес>, на основании определения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону об утверждении мирового соглашения и прекращении исполнительного производства от 27.12.2013 г. по делу № 13-712/2013, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2014 г. серии 61-АИ , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Территориально гараж литер «П» находится во дворе многоквартирного жилого дома по <адрес>, в <адрес>. В целях кадастрового учета земельного участка под гаражом выделен самостоятельный земельный участок с кадастровым номером площадью 33 кв.м.

Прежний собственник указанного недвижимого имущества – бывший супруг истца - ФИО6 владел гаражом на основании решения мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 05.10.2000 г., из текста которого следует, что спорный гараж в неизменном виде как капитальное кирпичное строение существует с 1995 г. Таким образом, ФИО5 имеет соответствующее право пользования земельным участком кадастровый , расположенным под принадлежащим ей гаражом литер «П» по <адрес> в <адрес>.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 30.11.2000 № 3329 «О предоставлении гр. ФИО6 земельного участка по пер. Островского, 12, для эксплуатации капитального гаража» ФИО6 предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0035 га. по пер. Островского, 12, для эксплуатации капитального гаража.

После приобретения права собственности на спорный гараж и получения свидетельства о государственной регистрации права ФИО5 была инициирована процедура межевания земельного участка с кадастровым номером с целью уточнения границ указанного участка и приведения в соответствие с площадью строения - гаража.

С этой целью истец обратилась в ООО «Кадастровый центр «Рост-Терра», который на основании договора на выполнение кадастровых работ от 06.02.2015 г. произвел межевание земельного участка с изготовлением межевого плана.

Полученный межевой план земельного участка с кадастровым номером был сдан в Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону 02.06.2015 г. согласно расписке для согласования границ земельного участка.

03.07.2015 г. истцом был получен отказ в согласовании границ земельного участка за № 59-34-2/14937 в связи с тем, что «выявлено пересечение границ участка с красной линией, утвержденной постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница - береговая линия реки Дон».

После получения координат красной линии по <адрес>, в <адрес> истцу стало известно о прохождении красной линии по принадлежащему ей гаражу - объекту капитального строительства, что не допускается положениями градостроительного законодательства и нарушает права ФИО5 на надлежащее оформление вещных прав на земельный участок.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты)».

Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 г. № 87 "О принятии "Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону", в ст. 8 п. 4 определяют «элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон) - часть территории города, ограниченная красными линиями, которые проводятся по улицам либо естественным границам в виде природных элементов (рек, ручьев, оврагов, балок, лесополос), полосам отвода автомагистралей и т.п. Элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон) выделяется в составе проекта планировки территории путем установки красных линий».

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 в ред. от 09.02.2012 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Администрации города № 3 от 12.01.2010 «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части г. Ростова-на-Дону в границах: <адрес>, южная граница- береговая линия реки Дон» утверждена документация по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части города Ростова-на-Дону в границах: - <адрес> в составе:

-Приложение 1 - чертежи красных линий, линий, обозначающих: дороги, улицы, проезды, объекты инженерной инфраструктуры;

-Приложение 2 - чертежи красных линий, линий, обозначающих: дороги, улицы, проезды, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

-Приложение 3 - положения о размещении объектов капитального строительства, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории расчетно-градостроительных районов центральной части города Ростова-на-Дону в границах: <адрес>

Указанный правовой акт принят в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14 декабря 2006 года N219 "О принятии Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону по вопросам градостроительной деятельности", постановлением Мэра города от 5 февраля 2007 года N 70 "Об утверждении Регламента подготовки и проведения публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории", с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 25.02.2009. "

Оспариваемое постановление опубликовано в газете «Ростов официальный» № 4 от 20.01.2010 г.

При его подготовке была соблюдена процедура: подготовлено Постановление Мэра города Ростова-на-Дону № 1113 от 23.10.2008 «О проведении публичных слушаний по планировочной документации территории расчетно-градостроительных районов центральной части <адрес>

Оспариваемое Постановление Администрации города №3 от 12.01.2010 также опубликовано в газете «Ростов официальный».

Таким образом, проведение процедуры публичных слушаний и принятие оспариваемого постановления осуществлено в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Пунктом 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФРФ) установлено, что к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Согласно ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.

Согласно статье 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Части 2-6 статьи 42 ГрК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Частью 1 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Указанные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Оспариваемым правовым актом утвержден чертеж красных линий в обозначенных границах.

Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Из пункта 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее -инструкция), следует, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Исходя из положения ч. 1 ст. 41 ГрК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 13 ст.45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 Кодекса.

В силу ч. 5 ст.46 ГрК РФ такой особенностью является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 6 ст.46 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по обсуждению документации о планировке территории установлен решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.12.2006 N 219, согласно ст. 3 которого определено, что органом Администрации города, уполномоченным осуществлять подготовку к проведению публичных слушаний, в том числе подготовку проектов постановлений Администрации города по вопросам, связанным с публичными слушаниями, является Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону.

Согласно ч.ч 7, 8 ст.46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Информирование население о проведении публичных слушаний осуществлялось посредством публикации объявления в газете «Ростов Официальный».

Спорные красные линии установлены в соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998г. № 18-30 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 1 Инструкции данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

В соответствии с пунктом 3.1 указанной Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации. Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации (пункт 4.1 Инструкции).

Установление красных линий осуществляется с учетом существующей застройки. В случае если, установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. Истец указывает, что красные линии пересекают арендованный им земельный участок.

Между тем, документация по планировке территории разрабатывается в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования.

Согласно нормативам градостроительного проектирования, раздел 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть» СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, п. 1 Примечаний к таблице 8: ширина улиц местного значения в красных линиях принимается 15-25 метров.

По информации Департамента архитектуры и градостроительства города согласно утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.01.2010 № 3 документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части <адрес> ширина поперечного профиля пер. Островского в красных линиях составляет 14,5 метров.

Таким образом, утвержденная постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 12.01.2010 № 3 документация разработана в соответствии с Генеральным планом города, требованиями градостроительного Кодекса РФ (ст.1 п. 11, 12) и нормативами градостроительного проектирования (требованиями РДС 30-201-98 «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации»).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Администрацией города в рамках своей компетенции в соответствии с законом, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поскольку право собственности истца на земельный участок отсутствует, право аренды возникло в 2012, при этом земельный участок был проставлен на кадастровый учет в 2002 году без установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (как указано в кадастровой выписке). Кадастровая выписка, представленная в материалы дела, свидетельствует о том, что межевание земельного участка с определением координат поворотных точек и вынос границ в натуру не были осуществлены, соответственно земельный участок как объект земельных отношений в соответствии с требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до настоящего времени не существует, а соответственно не установленные границы земельного участка не могли быть приняты во внимание в 2010 г.

Поскольку право собственности истца на земельный участок отсутствует, право аренды возникло в 2012, при этом земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2002 году без установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (как указано в кадастровой выписке), свидетельствует о том, что межевание земельного участка с определением координат поворотных точек и вынос границ в натуру не были осуществлены, соответственно земельный участок как объект земельных отношений в соответствии с требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до настоящего времени не существует, а соответственно не установленные границы земельного участка не могли быть приняты во внимание в 2010г.

В связи с тем, что права в отношении указанного объекта у истца возникли позже издания правового акта, соответственно оспариваемое постановление прав и законных интересов истца не нарушает.

В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса, определен порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Проект межевания);

2) проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (далее -Проектная документация лесных участков);

3) утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена частью 11.10 Земельного кодекса (далее - Схема расположения).

Новой редакцией Земельного кодекса предусмотрено, что форма и требования к подготовке Схемы расположения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом квартале утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (вступил в силу 01.03.2015)

Ввиду вступивших в силу изменений Земельного кодекса РФ от 01.03.2015 Департамент не осуществляет утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом квартале. Частью 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с письменным заявлением от 08.12.2015 г. административный истец, в лице представителя по доверенности отказался от заявленных исковых требований к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.

В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе отказаться от административного иска. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам ч. ч. 2, 3 ст. 157 КАС РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 304 КАС РФ при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Принимая во внимание, что последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 195 КАС РФ, административному истцу, в лице представителя по доверенности, разъяснены и понятны, суд считает возможным принять отказ административного истца ФИО5, в лице представителя ФИО1, от административного иска в части заявленных исковых требований к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону по настоящему административному делу, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

В связи с чем, производство по настоящему административному делу в указанной части подлежит прекращению.

Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом красных линий.

Учитывая, что при внесении координат поворотных точек границ формируемого земельного участка в ИСОГД выявлено их пересечение с красными линиями, утвержденными постановлением Администрации города №3 от 12.01.2010 «Об утверждении документации по планировке территории расчетно-градостроительных районов центральной части <адрес>

Принимая во внимание вышеизложенное, согласование местоположения границ земельного участка и схемы расположения явилось бы нарушением действующего законодательства.

Утвержденная постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 12.01.2010 № 3 документация разработана в соответствии с Генеральным планом города, требованиями градостроительного Кодекса РФ (ст.1 п.П, 12) и нормативами градостроительного проектирования (требованиями РДС 30-201-98 «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации»).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Администрацией города в рамках своей компетенции в соответствии с законом, прав и законных интересов заявителя не нарушает, поскольку право собственности истца на земельный участок отсутствует, право аренды возникло в 2012 году, при этом земельный участок был проставлен на кадастровый учет в 2002 году без установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (как указано в кадастровой выписке). Кадастровая выписка, представленная в материалы дела, свидетельствует о том, что межевание земельного участка с определением координат поворотных точек и вынос границ в натуру не были осуществлены, соответственно земельный участок как объект земельных отношений в соответствии с требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"до настоящего времени не существует, а соответственно не установленные границы земельного участка не могли быть приняты во внимание в 2010г.

Поскольку права в отношении земельного участка у истца возникли позже издания правового акта, соответственно оспариваемое постановление прав и законных интересов истца не нарушает.

Между тем, если факт наложения границ земельного участка на красные линии, определенные в установленном порядке, будет подтвержден допустимыми по делу доказательствами, истец не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган — Департамент архитектуры и градостроительства, по вопросу корректировки красных линий в административном порядке.

В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 N 138 (ред. от 18.08.2015) "Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону" Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону как отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону организует подготовку и проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности; осуществляет прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, связанным с градостроительной деятельностью на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации, организует подготовку и принятие проектов планировки территории и проектов межевания территории, обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов правовых актов Администрации города, в том числе об утверждении документации по планировке территорий.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд оценивает оспариваемое постановление как законное, принятое Администрацией города Ростова-на-Дону в установленном порядке и в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

ФИО7 стороной данное требование закона не выполнено. Административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым актом.

Установив указанные выше обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Производство по административному иску ФИО5 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, в части обязания Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону согласовать границы земельного участка - прекратить в связи с отказом административного истца от истца.

В удовлетворении административного иска ФИО5 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо -Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, о признании незаконным в части постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.2010 г. «Об утверждении документации по планировке ерритории расчетно-градостроительных районов центральной части <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2015 г.

Судья