Дело № 2а-660/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Ластовской Н.А., помощнике судьи Коварзиной Т.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника ФИО2 городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от №,
представителя заинтересованного лица ООО «Колпашевская тепловая компания» ФИО11, действующего на основании доверенности от №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО2 городского поселения ФИО2 района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации ФИО2 городского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации ФИО2 городского поселения ФИО2 района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации ФИО2 городского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязании Администрации ФИО2 городского поселения в течение № месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>№;
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью №,№ м/п по адресу: <адрес>, №;
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>5;
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>1;
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес>;
- здание котельной по адресу: <адрес>;
- здание котельной по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес> которые по концессионным соглашениям во владение организациям теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не переданы.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения Администрацией ФИО2 городского поселения законодательства о концессионных соглашениях, проведенной Колпашевской городской прокуратурой, установлено, что муниципальному образованию «Колпашевское городское поселение» на праве собственности принадлежат следующие сооружения коммунальной инфраструктуры: сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной по ул. Советская, № - до котельной по <адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>, <адрес>№; сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>, сети теплоснабжения от модульной котельной по ул. Мичурина, № - до существующего ТК № по <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>, от котельной <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, <адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, <адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес> сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной по ул<адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, от котельной «<адрес><адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, от котельной <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>, от котельной <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>, от ТК № № по <адрес> до ДН № № по <адрес>; № № № по ул. <адрес> Сооружение №; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной по ул. <адрес>; котельной по <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной <адрес>№; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>, <адрес>, №. Начало трассы: котельная по ул. <адрес>. Конец трассы: № по <адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, от котельной «<адрес>№; №. Начало трассы: котельная «<адрес>, №-конец трассы: №<адрес>, №; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной по ул. <адрес>, № до котельной по ул. <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, от модульной котельной по ул<адрес>; котельной по ул. <адрес> сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>, сети теплоснабжения, от модульной котельной по <адрес>1; сети теплоснабжения, протяженностью № п.м. по адресу: <адрес>, <адрес>№; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>. Начало трассы: котельная <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>, <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>, от модульной котельной <адрес> сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>, сети теплоснабжения, от модульной котельной в <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, от котельной <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>, от котельной «ДПО» <адрес> здание котельной по адресу: <адрес>№; здание котельной по адресу: <адрес>№; здание котельной по адресу: <адрес>, <адрес>№, которые по концессионным соглашениям во владение организациям теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не переданы. Как следует из представленной Администрацией ФИО2 городского поселения информации (исх. № № от №) вышеуказанные объекты теплоснабжения введены в эксплуатацию более 5 лет назад, конкретных действий, направленных на заключение концессионных соглашений, до настоящего времени Администрацией ФИО2 городского поселения не произведено. Указанные выше объекты в настоящее время используются ООО «Колпашевская тепловая компания» на основании договора аренды от № № №. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают на территории ФИО2 городского поселения и пользуются услугами теплоснабжения. Ненадлежащая передача указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в текущем, а также последующих отопительных периодах, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, проживающих на территории ФИО2 городского поселения, то есть неопределенного круга лиц. Бездействием Администрации ФИО2 городского поселения могут быть нарушены права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, что может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, а также может привести к срыву работы социально значимых объектов.
Представитель административного истца старший помощник ФИО2 городского прокурора Оспомбаев Е.А., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить, дополнительно пояснил, что основанием для обращения с административным исковым заявлением в суд явились результаты проверки. Было установлено, что сети теплоснабжения на территории поселения в настоящее время находятся в пользовании единой теплоснабжающей организации ООО «КТК». В соответствии с требованием закона «О защите конкуренции», закона «О теплоснабжении», данные объекты могут быть переданы коммерческим организациям только по концессионным соглашениям, поскольку введены в эксплуатацию более пяти лет назад, также могут быть переданы муниципальному предприятию в хозяйственное ведение. Вместе с тем, ни концессионное соглашение не заключено, и они не переданы муниципальному унитарному предприятию, что создает угрозу для эксплуатации этих сетей, может способствовать созданию аварийной ситуации, поэтому, и появилась необходимость обратиться в интересах неопределенного круга лиц для того, что бы данные объекты были переданы в соответствии с требованиями закона по концессионному соглашению, либо на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию. Полагает, что срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу является обоснованным, поскольку ранее в Администрацию ФИО2 городского поселения внесено представление об устранении нарушения законодательства «О теплоснабжении», где муниципальному образованию был установлен месячный срок. Представление также было внесено в № году. То есть муниципалитету было известно об этом и ранее в №, №<адрес> обращения от ООО «КТК» в Администрацию ФИО2 городского поселения о необходимости передачи объектов по концессионным соглашениям. Арбитражными судами договоры о передаче данных объектов по договорам аренды признавались недействительными, ничтожными и указывалось на необходимость передачи этих объектов по концессионным соглашениям либо на праве хозяйственного ведения в муниципальное унитарное предприятие. У муниципалитета был срок как минимум более одного года для проведения этих мероприятий и заключения концессионных соглашений, однако до настоящего времени ничего не было сделано.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации ФИО2 городского поселения ФИО1, действующая на основании доверенности административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в дополнительном отзыве от № г. считает, что Администрацией ФИО2 городского поселения не допущено в данном направлении бездействия, выполняются все меры, которые направлены на заключение концессионного соглашения, однако заключение концессионного соглашения – это длительный процесс, который предусматривает не один этап, предусмотренный законом. В № году Администрация ФИО2 городского поселения проводила работы, направленные на актуализацию системы теплоснабжения. Актуализация системы теплоснабжения является одним из первых этапов заключения концессионных соглашений. № апреля 2021 года постановлением Администрации ФИО2 городского поселения №№ была актуализирована система теплоснабжения до № года. По результатам актуализации схем теплоснабжения были выявлены разночтения в протяженности тепловых сетей, которые находятся в муниципальной собственности, с фактическими данными, которые есть в натуре, где-то протяженность сетей, где-то диаметр, где-то трассировка не соответствует документам, поэтому сейчас на данный момент ведется работа по уточнению всех тепловых сетей, по которым выявлены разночтения в целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности уже в уточненном виде. Срок окончания работ по муниципальному контракту № года. Скоро подойдет срок, когда подрядчик должен будем передать документы и возможно будет дальнейшая работа по подготовке к концессионному соглашению. Согласно отзыва субъекта РФ <адрес> следует то, что бездействия со стороны Администрации нет, и работы выполняются. Кроме того, № приезжал в <адрес> с рабочей поездкой <адрес>, в ходе рабочей поездки было составлено поручение Губернатора, оно зарегистрировано и оформлено. Пунктом №№ указана разработка проекта концессионного соглашения по модернизации системы теплоснабжения <адрес>. Срок разработки проекта – № г. В связи с тем, что в процедуре заключения концессионного соглашения муниципальное образование является не единственной стороной и участником, поэтому в соответствии с действующим законодательством привлекается субъект РФ и муниципальное образование ФИО2 <адрес>, в сокращенные сроки нет возможности, самостоятельно, без их участия разработать документы, необходимые для заключения концессионного соглашения. Считает, что бездействия со стороны Администрации ФИО2 городского поселения нет.
Ранее представителем административного ответчика Администрации ФИО2 городского поселения в материалы дела предоставлен дополнительный отзыв, из которого следует, что на протяжении длительного времени, с № года Администрацией ФИО2 городского поселения ведется работа, направленная на заключение концессионного соглашения. В № году был разработан и утвержден План мероприятий по организации теплоснабжения ФИО2 городского поселения, согласно которому концессионное соглашение должно быть заключено в срок до № г. Однако в связи со сложной эпидемиологической ситуацией связанной с распространением новой коронавирусной инфекции проведение данных работ было перенесено и сроки исполнения Плана мероприятий сдвинулись. Бюджет муниципального образования «Колпашевское городское поселение» является дотационным, а мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения являются дорогостоящими, поэтому была проведена работа с Администрацией <адрес> по включению муниципального образования «Колпашевское городское поселение» в ведомственную целевую программу «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка», утвержденную постановлением Администрации <адрес> от № января 2020 г. № №№. Согласно раздела № ведомственной целевой программы (далее - ВЦП) мероприятие «Подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности» направлено на проработку технических решений и их экономического обоснования в рамках разработки (актуализации) схем теплоснабжения и/или электроснабжения и подготовки финансово-экономических моделей модернизации объектов систем теплоснабжения и/или электроснабжения населенных пунктов <адрес>. На № год запланирована подготовка инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности для следующих населенных пунктов <адрес>: <адрес> и <адрес> ФИО2 <адрес>. Таким образом, модернизация объектов систем теплоснабжения ФИО2 городского поселения в целях заключения концессионного соглашения осуществляется в рамках ВЦП. Ответственным исполнителем ВЦП является Департамент промышленности и энергетики Администрации <адрес>, который организует реализацию ВЦП, координирует деятельность соисполнителей, несет ответственность за достижение показателя цели ВЦП, готовит отчеты о ее реализации. Соисполнителями ВЦП являются Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора <адрес> и некоммерческие организации (по согласованию). В рамках подготовки проекта концессионного соглашения должно быть проведено техническое обследование систем теплоснабжения и актуализирована схема теплоснабжения ФИО2 городского поселения. Данные работы на протяжении №- № годов проводились Автономной некоммерческой организацией «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности», являющейся соисполнителем ВЦП. В № г. выполнялись работы по техническому обследованию тепловых сетей, с замером протяженности и определения фактической трассировки тепловых сетей, определению фактического подключения потребителей, формированию технических решений по развитию системы теплоснабжения, актуализации схемы теплоснабжения <адрес>, по подготовке финансово-экономической модели модернизации и эксплуатации системы теплоснабжения <адрес> для формирования пакета документов для концессионного соглашения. Во исполнение ВЦП № декабря 2020 г. АНО «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» направила в адрес Администрации ФИО2 городской поселения проект схемы теплоснабжения ФИО2 городского поселения на период до № года (актуализация на № год) для рассмотрения, проведения публичных слушаний и утверждения. В дополнение № декабря 2020 года было направлена приложение № № к Схеме теплоснабжения — финансово-экономическая модель к проекту модернизации системы теплоснабжения. Процедура утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, предусмотренная постановлением Правительства РФ от № N № "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" была начата № января 2021 года и окончена № апреля 2021 года принятием постановления Администрации ФИО2 городского поселения от № № № «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период до № г. (актуализация на № год)». Ознакомиться с актуализированной схемой теплоснабжения в полном объеме можно на официальном сайте органов местного самоуправления ФИО2 городского поселении(коlpsite.ru) в разделе Жилищно-коммунальное хозяйство. При проведении технического обследования тепловых сетей ФИО2 городского поселения были уточнены трассировка, протяженности и диаметры тепловых сетей. В связи с обнаружением значительных расхождений в протяженности тепловых сетей между фактическими данным и технической документацией, Администрацией поселения принято решение о проведении работ по подготовке документов по постановке на кадастровый учет объектов теплоснабжения (в том числе и указанных в административном исковом заявлении). № мая 2021 года уполномоченным органом по управлению муниципальным имущество ФИО2 городского поселения — МКУ «Имущество» был заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ, а именно: на подготовку технических планов сооружений тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения от котельных с целью уточнения протяженности объектов недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр и дальнейшей поставки объектов на кадастровый учет. Срок исполнения обязательств по контракту установлен до № ноября 2021 года. Следующими мероприятиями, направленным на заключение концессионного соглашения является: подготовка задания на заключение концессионного соглашения с участием Администрации поселения, Департамента ЖКХ ТО, Департамента тарифного регулирования ТО, Администрации ФИО2 <адрес>; согласование параметров долгосрочного регулирования с Департаментом тарифного регулирования <адрес>; формирование конкурсной документации на заключение концессионного соглашения, которая подлежит обязательному согласованию с Департаментом ЖКХ ТО и Департаментом тарифного регулирования ТО; рассмотрение проекта концессионного соглашения на рабочей группе по организации заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования; проведение Администрацией поселения и Администрацией <адрес> процедур по заключению концессионного соглашения (частная инициатива / открытый конкурс); заключение концессионного соглашения, сторонами которого являются концессионер, Администрация поселения, Администрация <адрес> и: Администрация ФИО2 <адрес>. Учитывая положения действующего законодательства, органы местного самоуправления муниципального образования не могут самостоятельно, без участия, субъекта Российской Федерации, принимать решение о заключении концессионного соглашения и проведение данных мероприятий только силами муниципального образования является невозможным. Таким образом, вышеуказанные факты подтверждают отсутствие бездействия со стороны Администрации ФИО2 городского поселения в части непринятия мер к передаче объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям. Поскольку со стороны Администрации ФИО2 городского поселения не было допущено бездействие, необходимый комплекс мер по передаче объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям предпринимается, то цель судебной защиты предполагаемого нарушения права неопределённого круга лиц отсутствует. Невыполнение определённых запланированных мероприятий к конкретному сроку, ввиду объективных причин (перенос сроков обследования и подготовки проекта актуализированной схемы теплоснабжения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции), относительно обстоятельств настоящего дела правового значения не имеет, поскольку это не повлекло нарушение теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и само по себе не свидетельствует о бездействии.
Представитель заинтересованного лица ООО «КТК» ФИО11, действующий на основании доверенности в судебном заседании административные исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что заключение концессионного соглашения подразумевает недействительность договора аренды, то есть изъятие объектов теплоснабжения. Позиция истца обусловлена тем, что заключение концессионного соглашения должно обеспечить безаварийное теплоснабжение, то есть изъятие объектов теплоснабжения у арендатора как раз и подразумевает, что теплоснабжение не будет должным образом оказываться.
Ранее представителем заинтересованного лица ООО «КТК» были даны письменные пояснения по делу, из которых следует, что заявленные исковые требования в рамках данного дела могут быть удовлетворены лишь при условии надлежащей оценки судом действующего договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Определением ФИО2 городского суда <адрес> от № к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <адрес> в лице <адрес>.
Представитель заинтересованного лица <адрес> в лице <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с частью № статьи № Федерального закона от № № №-ФЗ «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Объекты систем теплоснабжения ФИО2 городского поселения (сети теплоснабжения) находятся в собственности ФИО2 городского поселения. При передаче таких объектов по концессионному соглашению концедентом будет выступать Колпашевское городское поселение. <адрес>, определенные Федеральным законом от № № №-ФЗ «О концессионных соглашениях», реализуются в соответствии с <адрес> от № № №-ОЗ «О реализации полномочий органе государственной власти <адрес>, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях». В рамках оказания содействия муниципальным образованиям <адрес> подготовке к заключению концессионных соглашений реализуется ведомственная целевая программа «Реализация политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информационная поддержка» государственной программы «Развита коммунальной инфраструктуры в <адрес>», утвержденной постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 346а. По информации, полученной с Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора <адрес>, в рамках мероприятий ведомственной целевой программы, с целью подготовки заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения ФИО2 городского поселения выполнена актуализация схемы теплоснабжения ФИО2 городского поселения, проведена инвентаризация сетей теплоснабжения, подготовлена финансово-экономическая модель концессионного проекта. Согласно части 3 статьи 28.1 Федеральной закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышать пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). По информации, полученной от Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора <адрес>, часть котельных <адрес> находятся в собственности общества с ограниченной ответственностью «КТК» и, следовательно, муниципальные тепловые сети могут являться частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и быть технологически связанными с сетью в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившегося заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу указания ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие администрации ФИО2 городского поселения по не заключению концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения носит длящийся характер. Из материалов настоящего административного дела следует, что решение о проведении проверки принято № года, административный истец обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением № года, кроме того, концессионные соглашения не заключены на дату рассмотрения дела судом.
Таким образом, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом, который наделен правом обращения с соответствующим иском в суд, не пропущен, дело рассмотрено судом по существу.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено следующее.
Согласно ст. 2 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселения» административный ответчик наделен статусом городского поселения, в состав поселения входят населенные пункты: город Колпашево, село Тогур, деревня Волково, деревня Север.
Границы поселения установлены Законом Томской области от 9 сентября 2004 года №195-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории ФИО2 района».
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50).
Согласно п. ст.8 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении».
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» № № от № года на основании постановления Администрации ФИО2 городского поселения от № года «О введении режима чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории ФИО2 городского поселения и установлении местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию» ООО «Колпашевская тепловая компания» приняла в аренду имущество, которое используется арендатором для оказания услуг населению и организациям по снабжению теплоэнергией (отопление, ГВС) согласно перечню имущества теплоснабжения, а именно: модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>. №, г<адрес> от модульной котельной по <адрес>, № - до котельной по <адрес>, №, котельной по <адрес>, №; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, г. <адрес>, 21/5, г<адрес> г. <адрес>, №, <адрес>, от модульной котельной <адрес>, №- до ТУ в <адрес>, №, г. <адрес>, №; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <...> №, <адрес>» <адрес>, <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, <адрес>, №, <адрес>, <адрес>№, г<адрес>, №; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, <адрес>, от модульной котельной <адрес>, № - <адрес>, №, № ул. <адрес>, №; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>№<адрес>, от модульной котельной <адрес>, №, ТК-№<адрес>, № - до ТК-№<адрес>, №, котельной ул. Мира, №; модульной котельной «РГП» <адрес>№, с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>№, <адрес>, от модульной котельной <адрес>, № - до котельной <адрес>, №; модульной котельной «Конгрэ» <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, г<адрес>, от модульной котельной <адрес>, № - до котельной <адрес>, №; модульной котельной «Речников» <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, <адрес>, от модульной котельной <адрес>, котельной <адрес> модульной котельной «Заводская» <адрес>, <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, <адрес>, <адрес>, от модульной котельной <адрес>, №; модульной котельной <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: с. <адрес>, №, с. <адрес><адрес> от модульной котельной <адрес>, № до котельной по ул. <адрес>, №, котельной по ул. <адрес>№; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, №, с<адрес> от модульной котельной до котельной <адрес>, №; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>, от модульной котельной по <адрес>; модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес> от котельной <адрес>№; модульной котельной <адрес>1 с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес> от котельной <адрес>/1; модульной котельной <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>; модульной котельной <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>; модульной котельной «Техучасток» <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес><адрес>,№; модульной котельной <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>; модульной котельной <адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес><адрес> модульной котельной «<адрес>, № с тепловыми сетями, расположенными по адресам: <адрес>.
Указанные объекты теплоснабжения находятся в муниципальной собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, следует из иных материалов дела и объяснений представителя администрации ФИО2 городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статья 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзацу пятому пункта первого статьи 216 этого же Кодекса права хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом, из норм, содержащихся в статье 51 Федерального закона N 131-ФЗ и статье 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.
В частности, такие ограничения установлены следующими положениями федерального законодательства.
Согласно подпунктов 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральными законами "О теплоснабжении".
Статьями 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 07.05.2013 N 103-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2019 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2019 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в вышеуказанной редакции осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
С 14.05.2013 - с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, - с учетом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2019 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2019 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Таким образом, если все объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящиеся в собственности и расположенные на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение», превышает пять лет, соответственно, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.
Исключения, позволяющие передачу такого имущества по договору аренды, действовали лишь до 14.05.2013 (части 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ). Так, в пунктах 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ указано, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Представитель администрации ФИО2 городского поселения ФИО1 в судебном заседании не оспаривала тот факт, что характеристики спорного муниципального имущества относят его к имуществу, в отношении которого приведенными положениями законодательства передача прав владения и (или) пользования им допускается только по концессионному соглашению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По делу установлено, что передача права владения и (или) пользования на спорные объекты путем заключения в установленном порядке концессионного соглашения не имела места, передача данных объектов ООО «КТК» осуществлена по договору аренды имущества для оказания услуг населению и организациям по снабжению тепловой энергией (отопление, горячее водоснабжение).
Учитывая, что основной целью передачи объектов по концессионному соглашению является развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения, передача муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение», вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, препятствует эффективному использованию муниципального имущества на условиях концессионных соглашений, повышению качества услуг, предоставляемых потребителям муниципального образования «Колпашевское городское поселение», создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - населения на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Поскольку в Законе о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов теплоснабжения в концессию без проведения торгов, решение суда не может предрешать порядок заключения соглашения.
Из ответа администрации ФИО2 городского поселения от 31.05.2021 на требование прокуратуры следует, что тепловые сети были переданы в аренду ООО «КТК» по договору №067/19 от 01 октября 2019 года. Основанием передачи является постановление Администрации ФИО2 городского поселения от 25 сентября 2019 года №606 «О введении режима чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории ФИО2 городского поселения и установления местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию». Обусловлено это было началом отопительного сезона 2019 - 2020 г.г., во избежание срыва отопительного сезона. В целях решения вопросов местного значения городского поселения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации в границах поселения теплоснабжения Администрацией ФИО2 городского поселения ведется работа, направленная на заключение концессионного соглашения. Разработана конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», которая требует дополнительной доработки в части финансовых обязательств сторон, вопрос по которым на настоящий момент остается открытым, поскольку не определен источник финансирования. Работы, направленные на заключение концессионного соглашения, проводятся Автономной некоммерческой организацией «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности». Однако, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Томской области ограничены служебные командировки и передвижение, поэтому проведение данных работ было перенесено и сроки исполнения сдвинулись. Согласно, актов технического обследования сетей теплоснабжения ФИО2 городского поселения, вышеуказанной организацией было выявлено несоответствие фактической протяженности тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения отраженной в технической документации. Исходя из выводов, изложенных в вышеуказанных актах, необходимо приведение в соответствие технической документации. В целях приведения схемы теплоснабжения и технической документации в соответствие, был заключен Муниципальный контракт оказания услуг № 30 от 12 мая 2021 года «на подготовку технических планов сооружений тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения от котельных расположенных на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение». Срок оказания услуг по указанному контракту определен до 31.08.2021 года. Меры по проведению конкурсных процедур с целью определения эксплуатирующей организации для последующей передачи по концессионным соглашением указанного имущества Администрацией ФИО2 городского поселения в настоящее время не принимались. Однако в 2021 году Администрацией ФИО2 городского поселения создан план мероприятий («Дорожная карта») по реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ, в который включены мероприятия и виды работ по инициализации и порядку заключения концессионного соглашения на основании конкурса.
По доводам представителя административного ответчика с 2019 года Администрацией ФИО2 городского поселения ведется работа, направленная на заключение концессионного соглашения. В 2019 году был разработан и утвержден План мероприятий по организации теплоснабжения ФИО2 городского поселения, согласно которому концессионное соглашение должно быть заключено в срок до 01.07.2020 г. Однако в связи со сложной эпидемиологической ситуацией связанной с распространением новой коронавирусной инфекции проведение данных работ было перенесено и сроки исполнения Плана мероприятий сдвинулись. Со стороны Администрации ФИО2 городского поселения не было допущено бездействия, весь необходимый комплекс мер по передаче объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям предпринимается, поэтому предполагаемые нарушения прав неопределённого круга лиц отсутствуют. Невыполнение определённых запланированных мероприятий к конкретному сроку, ввиду объективных причин (перенос сроков обследования и подготовки проекта актуализированной схемы теплоснабжения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции), не повлекло нарушение теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и само по себе не свидетельствует о бездействии.
В подтверждение представила постановление Администрации ФИО2 городского поселения № 236 от 30.04.2021 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период до 2036 года», муниципальный контракт от 12.05.2021 года по оказанию услуг на выполнение кадастровых работ, подготовке технических планов сооружений тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» с целью уточнения протяженности объектов недвижимости, внесения сведений в государственный кадастр и постановки на кадастровый учет, протокол рабочего совещания по модернизации системы теплоснабжения г. Колпашево с использованием механизма концессионного соглашения от 16.07.2020 года, план проведения по разработке (актуализации) схемы теплоснабжения г. Колпашево и подготовке финансово-экономической модели к концессионному соглашению, согласно которого подача заявки потенциального концессионера, проведение конкурсной процедуры, заключение концессионного соглашения должны быть реализована до начала отопительного сезона 2021-2022 года, план мероприятий по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения/водоснабжения.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что эффективных мер, направленных на передачу вышеуказанных объектов теплоснабжения по концессионным соглашениям ответчиком до настоящего времени не принято. В частности, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений не проводились, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ни по одному из спорных объектов не решен и имущество не передано лицам, в пользовании которых оно может находиться с учетом требований действующего законодательства. Совокупный срок нахождения объектов, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселения», в необоснованном пользовании превышает пять лет.
Кроме того, доводы о том, что администрацией ФИО2 городского поселения были приняты все возможные меры, направленные на заключение концессионных соглашений, а их не заключение обусловлено объективными и не зависящими от администрации поселения обстоятельствами, подлежат отклонению в силу следующего.
Поскольку права владения и (или) пользования на спорные объекты не переданы до настоящего времени по концессионным соглашениям, то принятые администрацией ФИО2 городского поселения меры нельзя признать достаточными и эффективными, так как остается реальной угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в частности граждан в сфере теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО2 городского прокурора к администрации ФИО2 городского поселения подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор просит установить срок для исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в с законную силу.
С учетом особой социальной значимости нарушенного права неопределенного круга лиц, а также характера, объема и сложности подлежащих выполнению мероприятий суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в с законную силу по заключению ответчиком концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселения».
Установление данного срока является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации ФИО2 городского поселения ФИО2 <адрес> о признании незаконным бездействие Администрации ФИО2 городского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ФИО2 городского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Обязать Администрации ФИО2 городского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу передать по концессионным соглашениям во владение организации теплоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>, <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>№;
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № п.м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м. по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м., по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п, по адресу: <адрес>
- сети теплоснабжения, протяженностью № м/п по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес>;
- здание котельной по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области.
Судья: Е.В.Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен: 04 октября 2021 года.
Судья: Е.В.Ольховская