ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6617/20 от 10.03.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-783/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«10» марта 2021 года г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А.,

при секретаре Веденеевой С.Е.,

с участием представителя истца Кульбаченко С.С.,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному регистратору прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области Гайфуллиной И.В., Росреестру по Московской области об оспаривании уведомления о приостановлении государственного учета объекта недвижимого имущества,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском, указывая на то, что он обратился в Отдел г.Балашиха Управления Росреестра по Московской области по вопросу постановки на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) на земельном участке с КН: 50:15:0041202:3 (КУВД-001/2020-13552747). В Уведомлении о приостановке государственного кадастрового учёта государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-13552747 государственный регистратор указал, в качестве причины приостановления, наличие ограничения прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов). Как следует из оспариваемого Уведомления ответчика, в тексте не указывается ни кадастровый номер земельного участка истца 50:15:0041202:3, ни номер кадастрового квартала, в котором находится ЗУ. Кроме того, из текста Уведомления усматривается, что ограничение прав на недвижимость истца ограничено обременениями на «смежные кадастровые кварталы». Согласно сведениям публичной кадастровой карты ЗУ истца КН: 50:15:0041202:3 расположен в границах кадастрового квартала 50:15:0041202. В Уведомлении сообщается, что ограничения наложены на объекты недвижимости в пределах кадастрового квартала и смежных с ним кадастровых кварталов по причине расположения в границах Национального парка «Лосиный остров». Согласно сведениям из публичной кадастровой карты ЗУ истца (50:15:0041202:3) не находится в границах земельного участка «земли национального парка «Лосиный остров» с КН 50:15:0000000:15001В. Более того, согласно выписки из ЕГРН от 30.10.2020 никаких обременении на земельный участок КН 50:15:0041202:3 нет. Истец обжаловал уведомление ответчика в апелляционную комиссию Росреестра по МО. Комиссия сообщила истцу, что земельный участок 50:15:0041202:3 находится в «охранной зоне Национального парка «Лосиный остов» кадастровым номером 50:00.2.1112. Оспариваемое Уведомление ответчика о приостановлении государственного кадастрового учёта № КУВД-001/2020-13552747/1 от 17.09.2020 прямо противоречит выписке из ЕГРН от 30.10.2020, согласно которой никаких обременении на земельный участок КН 50:15:0041202:3 нет. Таким образом, по мнению истца, ответчик незаконно ограничивает право истца в получении государственной услуги о регистрации прав. Ответчик, приостанавливая регистрационные действия, в оспариваемом Уведомлении № КУВД-001/2020-13552747/1 от 17.09.2020 предлагает истцу самостоятельно представить указанные документы. Однако ответчик не сообщает, о каких именно документах» идёт речь.

Административный истец просит суд признать незаконным Уведомление о приостановлении государственного учёта № КУВД-001/2020-13552747/1, обязать ответчика предоставить истцу государственную услугу постановка на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) расположенный в границах ЗУ с КН 50:15:0041202:3.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Ответчик государственный регистратор прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области, являющийся также представителем по доверенности Росреестра по Московской области в лице Балашихинского отдела в судебном заседании против иска возражала. Пояснила, что принятое Управлением 17.09.2020 решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлениям от 01.09.2020, вх. № КУВД-001/2020-13 552747, является законным и обоснованным. По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, выявлено, что земельный участок истца имеет ограничение прав, предусмотренные ст. 56,56.1 ЗК РФ, расположен в границах охранной зоны НП Лосиный остров. Также в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика поименован государственный регистратор Управления, который является ненадлежащим.

Заинтересованное лицо НП «Лосиный остров» в судебное заседание представителя не направило, извещено. Представлены письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров». Социально-экономическая деятельность, планируемая к осуществлению на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3, подлежит согласованию с Минприроды России.

Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Судом установлено, что ФИО3 обратился в Отдел г.Балашиха Управления Росреестра по Московской области по вопросу постановки на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) на земельном участке с КН: 50:15:0041202:3 (КУВД-001/2020-13552747).

Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, Управление Росреестра по Московской области ДД.ММ.ГГГГ приостановило государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав по заявлениям от 01.09.2020г., вх. № КУВД-001/2020-13552747 в отношении объекта недвижимости - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3 по адресу: <адрес>, на основании пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Национальный парк «Лосиный остров» образован постановлением Совета, Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ природный национальный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Границы охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы), постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113- «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров».

На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 №703 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 «О дальнейшем сохранении и развитии Государственного природное национального парка «Лосиный остров», Постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992г. № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка были расширены.

В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, указанный в административном исковом заявлении земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», в зоне с особыми условиями использования территории (реестровый номер 50:00-6.838), расстояние от границ парка составляет более 500 метров.

Режим охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 № 2130-1344 (действующее).

В силу ст. 105 ЗК РФ охранная зона национального парка является видом зоны с особыми условиями использования территорий.

На сегодняшний день нормативные акты, изменяющие границы национального парка «Лосиный остров» уполномоченным органом власти не принимались. Соответственно границы территории национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны остаются неизменными. Позиция о наличии границ национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны подтверждается также определениями Верховного суда РФ от 19.02.2015 по делу № А41-40555/2013 и от 18.04.2016 по делу № А41-21377/2014.

В соответствии с пунктом 35 Положения, утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 в пределах охранной зоны национального парка запрещается: строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств; размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; охота и рыбная ловля.

Из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках.

Также, согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использование земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, |и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Приказом Минприроды России от 26.03.2012 г. № 82 утверждено Положение о национальном парке «Лосиный остров».

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России) в области охраны окружающей среды.

Такая обязанность также предусмотрена пунктом 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82, где указано, что вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.

Сведения о границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров» в пределах территории Балашихинского муниципального района внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории № 50.00.2.1112. Согласно пункту 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17,03.2016 № 145, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах. В силу пунктов 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц и подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы. По информации, представленной ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров». Сведения о границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров» в пределах территории Балашихинского муниципального района внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории № 50.00.2.1112.

Согласно пункту 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

Из сведений Публичной кадастровой карты также усматривается факт расположения земельного участка с кадастровым номером 50:15:0041202:3 в границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров».

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Лосиный остров» отнесен к ведению Минприроды России.

В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Аналогичные нормы также закреплены в пункте 18 Положения о национальном парке «Лосиный остров», утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 №82.

Согласно ответу Минприроды России на запрос суда, социально-экономическая деятельность, планируемая к осуществлению на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3, подлежит согласованию с Минприроды России. При этом исходя из закрепленного в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, согласование соответствующей социально-экономической деятельности должно осуществляться до начала ее реализации.

Из выписки ЕГРН, полученной по запросу суда также следует, что в отношении земельного участка истца, в разделе особые отметки указаны сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; срок действия: с 03.07.2017; реквизиты документа-основания: федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ выдан: Правительство Российской Федерации. Сведения, необходимые для заполнения раздела: 4 - Сведения о частях земельного участка, отсутствуют.

Указанные ограничения прав на землю в установленном порядке истцом не обжалованы.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение административного органа соответствует закону, необходимой совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

В этой связи суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что государственный регистратор Гайфуллина И.В. не является надлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к Государственному регистратору прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области Гайфуллиной И.В., Росреестру по Московской области о признании незаконным удовлетворения о приостановлении государственного учета КУВД 001/2020-13552747/1 от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить государственную услугу постановка на кадастровый учет с регистрацией права на объект недвижимости - жилой дом в границах ЗУ с КН 50/15/0041202/3, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья: Е.А. Беседина

Решение в окончательной форме принято 31.03.2021г.

_____________

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>