Дело № 2а-783/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» марта 2021 года г. Балашиха
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Веденеевой С.Е.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному регистратору прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области ФИО2, Росреестру по Московской области об оспаривании уведомления о приостановлении государственного учета объекта недвижимого имущества,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным иском, указывая на то, что он обратился в Отдел г.Балашиха Управления Росреестра по Московской области по вопросу постановки на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) на земельном участке с КН: 50:15:0041202:3 (КУВД-001/2020-13552747). В Уведомлении о приостановке государственного кадастрового учёта государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-13552747 государственный регистратор указал, в качестве причины приостановления, наличие ограничения прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов). Как следует из оспариваемого Уведомления ответчика, в тексте не указывается ни кадастровый номер земельного участка истца 50:15:0041202:3, ни номер кадастрового квартала, в котором находится ЗУ. Кроме того, из текста Уведомления усматривается, что ограничение прав на недвижимость истца ограничено обременениями на «смежные кадастровые кварталы». Согласно сведениям публичной кадастровой карты ЗУ истца КН: 50:15:0041202:3 расположен в границах кадастрового квартала 50:15:0041202. В Уведомлении сообщается, что ограничения наложены на объекты недвижимости в пределах кадастрового квартала и смежных с ним кадастровых кварталов по причине расположения в границах Национального парка «Лосиный остров». Согласно сведениям из публичной кадастровой карты ЗУ истца (50:15:0041202:3) не находится в границах земельного участка «земли национального парка «Лосиный остров» с КН 50:15:0000000:15001В. Более того, согласно выписки из ЕГРН от 30.10.2020 никаких обременении на земельный участок КН 50:15:0041202:3 нет. Истец обжаловал уведомление ответчика в апелляционную комиссию Росреестра по МО. Комиссия сообщила истцу, что земельный участок 50:15:0041202:3 находится в «охранной зоне Национального парка «Лосиный остов» кадастровым номером 50:00.2.1112. Оспариваемое Уведомление ответчика о приостановлении государственного кадастрового учёта № КУВД-001/2020-13552747/1 от 17.09.2020 прямо противоречит выписке из ЕГРН от 30.10.2020, согласно которой никаких обременении на земельный участок КН 50:15:0041202:3 нет. Таким образом, по мнению истца, ответчик незаконно ограничивает право истца в получении государственной услуги о регистрации прав. Ответчик, приостанавливая регистрационные действия, в оспариваемом Уведомлении № КУВД-001/2020-13552747/1 от 17.09.2020 предлагает истцу самостоятельно представить указанные документы. Однако ответчик не сообщает, о каких именно документах» идёт речь.
Административный истец просит суд признать незаконным Уведомление о приостановлении государственного учёта № КУВД-001/2020-13552747/1, обязать ответчика предоставить истцу государственную услугу постановка на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) расположенный в границах ЗУ с КН 50:15:0041202:3.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Ответчик государственный регистратор прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области, являющийся также представителем по доверенности Росреестра по Московской области в лице Балашихинского отдела в судебном заседании против иска возражала. Пояснила, что принятое Управлением 17.09.2020 решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлениям от 01.09.2020, вх. № КУВД-001/2020-13 552747, является законным и обоснованным. По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, выявлено, что земельный участок истца имеет ограничение прав, предусмотренные ст. 56,56.1 ЗК РФ, расположен в границах охранной зоны НП Лосиный остров. Также в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика поименован государственный регистратор Управления, который является ненадлежащим.
Заинтересованное лицо НП «Лосиный остров» в судебное заседание представителя не направило, извещено. Представлены письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров». Социально-экономическая деятельность, планируемая к осуществлению на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3, подлежит согласованию с Минприроды России.
Выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Судом установлено, что ФИО3 обратился в Отдел г.Балашиха Управления Росреестра по Московской области по вопросу постановки на кадастровый учёт с регистрацией права на объект недвижимости (жилой дом) на земельном участке с КН: 50:15:0041202:3 (КУВД-001/2020-13552747).
Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, Управление Росреестра по Московской области ДД.ММ.ГГГГ приостановило государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав по заявлениям от 01.09.2020г., вх. № КУВД-001/2020-13552747 в отношении объекта недвижимости - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3 по адресу: <адрес>, на основании пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Национальный парк «Лосиный остров» образован постановлением Совета, Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ природный национальный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».
Границы охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 № 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров» (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы), постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 № 235-113- «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров».
На основании Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 №703 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 № 295 «О дальнейшем сохранении и развитии Государственного природное национального парка «Лосиный остров», Постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992г. № 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка были расширены.
В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, указанный в административном исковом заявлении земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», в зоне с особыми условиями использования территории (реестровый номер 50:00-6.838), расстояние от границ парка составляет более 500 метров.
Режим охранной зоны национального парка «Лосиный остров» установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 № 2130-1344 (действующее).
В силу ст. 105 ЗК РФ охранная зона национального парка является видом зоны с особыми условиями использования территорий.
На сегодняшний день нормативные акты, изменяющие границы национального парка «Лосиный остров» уполномоченным органом власти не принимались. Соответственно границы территории национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны остаются неизменными. Позиция о наличии границ национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны подтверждается также определениями Верховного суда РФ от 19.02.2015 по делу № А41-40555/2013 и от 18.04.2016 по делу № А41-21377/2014.
В соответствии с пунктом 35 Положения, утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 в пределах охранной зоны национального парка запрещается: строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств; размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; охота и рыбная ловля.
Из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках.
Также, согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использование земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, |и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Приказом Минприроды России от 26.03.2012 г. № 82 утверждено Положение о национальном парке «Лосиный остров».
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России) в области охраны окружающей среды.
Такая обязанность также предусмотрена пунктом 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82, где указано, что вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Сведения о границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров» в пределах территории Балашихинского муниципального района внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории № 50.00.2.1112. Согласно пункту 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17,03.2016 № 145, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах. В силу пунктов 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц и подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы. По информации, представленной ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041202:3 расположен в охранной зоне национального парка «Лосиный остров». Сведения о границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров» в пределах территории Балашихинского муниципального района внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории № 50.00.2.1112.
Согласно пункту 1 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.
Из сведений Публичной кадастровой карты также усматривается факт расположения земельного участка с кадастровым номером 50:15:0041202:3 в границах охранной зоны национального парка «Лосиный остров».
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Лосиный остров» отнесен к ведению Минприроды России.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Аналогичные нормы также закреплены в пункте 18 Положения о национальном парке «Лосиный остров», утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 №82.
Согласно ответу Минприроды России на запрос суда, социально-экономическая деятельность, планируемая к осуществлению на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041202:3, подлежит согласованию с Минприроды России. При этом исходя из закрепленного в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, согласование соответствующей социально-экономической деятельности должно осуществляться до начала ее реализации.
Из выписки ЕГРН, полученной по запросу суда также следует, что в отношении земельного участка истца, в разделе особые отметки указаны сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; срок действия: с 03.07.2017; реквизиты документа-основания: федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ выдан: Правительство Российской Федерации. Сведения, необходимые для заполнения раздела: 4 - Сведения о частях земельного участка, отсутствуют.
Указанные ограничения прав на землю в установленном порядке истцом не обжалованы.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение административного органа соответствует закону, необходимой совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
В этой связи суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что государственный регистратор ФИО2 не является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Государственному регистратору прав Балашихинского отдела Росреестра по Московской области ФИО2, Росреестру по Московской области о признании незаконным удовлетворения о приостановлении государственного учета КУВД 001/2020-13552747/1 от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить государственную услугу постановка на кадастровый учет с регистрацией права на объект недвижимости - жилой дом в границах ЗУ с КН 50/15/0041202/3, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято 31.03.2021г.
_____________
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>