ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-661/20 от 22.09.2020 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-661/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года пгт. Каа-Хем


Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Тагалановой С.К., при секретаре Ооржак А.Д., с участием представителя истца - помощника Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ш.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., действующего в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по разработке нормативно- правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, по регистрации права собственности на водоколонки и здание бани, о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем разработки нормативно-правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества в течение двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:


Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., действующего в интересах муниципального образования обратился в суд с иском к администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по разработке нормативно- правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, по регистрации права собственности на водоколонки и здание бани, о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем разработки нормативно-правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества в течение двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование иска, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом. Проверкой установлено, что согласно реестру муниципального имущества сельского поселения с. Целинное Кызылского района на территории сельского поселения расположены водоколонки по <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес><адрес>. Кроме того, на территории сельского поселения имеется здание бани, расположенное <адрес>. Однако в нарушение указанных норм право собственности на указанные объекты в установленном порядке не зарегистрировано. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой председателю администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленных по результатам проверки. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения нормативно-правовые акты в сфере распоряжения муниципальным имуществом не приняты, право собственности на водоколонки и здание бани не зарегистрированы. Таким образом, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Бездействием административного ответчика по неисполнению публичных обязанностей в решении вопросов местного значения по принятию нормативно- правовых актов в сфере распоряжения муниципального имущества, по регистрации права собственности на водоколонки и здание бани.

В судебном заседании помощник Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить административный иск в полном объеме по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва не участвовал, будучи извещенным надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1, 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч.4, 4, 5, 6 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Как следует из материалов дела на территории с. Целинное Кызылского района находятся объекты недвижимого имущества, водоколонки, расположенные по адресу: <адрес>. и здание бани, расположенное по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ за заместителем Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по источникам водоснабжения, котельной и здания бани на территории с. Целинное Кызылского района в адрес председателя администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района по не включению в реестр муниципального имущества водоснабжения, котельной и здания бани по не принятию мер по регистрации права собственности на объекты водоснабжения, меры по учету бесхозного имущества.

Из ответа на представление заместителя прокурора Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва от 31 августа 2019 года № 10-120 в/19, внесенного администрации сельского поселения сумона Целинное следует, что Администрацией сельского поселения сумона Целинное приняты конкретные меры по устранению и недопущению впредь подобных нарушений, рассмотрен вопрос о привлечении о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица, допустившего нарушение федерального законодательства, здание котельной и земельный участок в установленном порядке зарегистрирован. Документы на водоколонки на стадии оформления, договор заключен с ООО «ТываБизнесКонсалтинг». С отсутствием финансовых средств местного самоуправления документы на здание бани будут оформлены до конца текущего года.

Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва №7 от 05 мая 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 13 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальным имуществом в сельском поселении сумон Целинный».

Согласно ч.8.1 Положением об управлении и распоряжении муниципальным имуществом в сельском поселении сумон Целинный следует, что Хурал представителей сельского поселения сумон Целинный определяет порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, порядок и условия приватизации, осуществляет иные полномочия в сфере управления муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством.

Из договора на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Центр кадастровых инженеров», именуемой подрядчик и администрация сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, именуемая заказчик заключили договор подготовки технического плана здания бани, расположенного по адресу: <адрес>, Кызылский кожуун, <адрес>.

Из Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения на объекты недвижимости находящиеся по адресу: <адрес> в ЕГРН отсутствуют.

Бездействие административного ответчика свидетельствует о невыполнении нормативно - правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исходя из приведенных обстоятельств, административный иск прокурора к Администрации сельского поселения с Целинное Кызылского района Республики Тыва следует признать обоснованным, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., действующего в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по разработке нормативно - правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, по регистрации права собственности на водоколонку и здание бани, о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем разработки нормативно-правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества в течение двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения с. Целинное Кызылского района в решении вопросов местного значения по разработке нормативно- правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, по регистрации права собственности на водоколонки и здание бани.

Обязать администрацию сельского поселения с. Целинное Кызылского района устранить нарушения федерального законодательства путем разработки нормативно-правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества: водоколонки, расположенные по адресу: <адрес> с. и здание бани, расположенное по <адрес> в течение двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.


Председательствующий С.К. Тагаланова