ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-661/2021 от 05.08.2021 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-661/2021

УИД 66RS0036-01-2021-000942-0

Решение в окончательной форме принято 05 августа 2021 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Мартыновой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа, в котором просит признать недействующим с момента принятия постановление администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия решения о проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду, с использованием средств дистанционного взаимодействия, признать общественные обсуждения, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> по указанной проектной документации не состоявшимися, признать протокол указанных общественных обсуждений недействительным.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кушвинского городского округа принято постановление «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду». Заказчиком проведения обсуждений является Акционерное общество «Святогор» (АО «Святогор»). При этом, было принято решение о проведении общественных обсуждений с использованием средств дистанционного взаимодействия. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов в актовом зале администрации Кушвинского городского округа по адресу <адрес> были проведены общественные обсуждения по указанной проектной документации. Во время проведения общественных обсуждений велся протокол. Общественные обсуждения были проведены в формате телеконференции с использованием средств дистанционного взаимодействия – Skype for Business (указанная программа допускает возможность участия лишь 250 участников). Принять участие в общественных обсуждениях у него не было возможности ввиду отсутствия технической возможности и необходимых навыков. Полагает, что указанное постановление администрации Кушвинского городского округа в части решения о проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор» по средствам дистанционного взаимодействия, нарушает его право на благоприятную окружающую среду, право участвовать в управлении делами государства. На законодательном уровне проведение массовых мероприятий, в том числе, общественных обсуждений, на которых могут присутствовать граждане лично, не запрещено, введены лишь некоторые ограничения по количеству присутствующих и расположению, с соблюдением санитарно – эпидемиологических норм.

В судебном заседании административный истец и его представитель адвокат Кочнев А.В., действующий на основании ордера, настаивали на удовлетворении заявленных требований, обосновав свои требования доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Кушвинского городского округа ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась в полном объёме, просила в удовлетворении административного иска отказать. Суду пояснила, что решение о проведении общественных обсуждений в дистанционном формате было принято с учетом п. 2 приложения 16 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах». Для общественных обсуждений в дистанционном формате с учетом опыта проведения других обсуждений выбрана площадка Skype for Business (лицензионный продукт). Всем заинтересованным гражданам, подавшим заявку для участия в слушаниях и предоставившим соответствующие документы, АО «Святогор» выдавало бесплатную ссылку для подключения. За день до проведения общественных слушаний заявку подали 329 человек, но на момент начала слушаний в 14 часов ДД.ММ.ГГГГ всего подключилось 225 человек, что зафиксировано в протоколе. Таким образом, все желающие смогли принять участие в слушаниях. Проведение общественных слушаний возможно в несколько этапов. По итогам проведения общественных обсуждений замечания, жалобы не поступали. Права и свободы истца постановлением от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены. Протокол общественных обсуждений не имеет властно – распорядительного характера, не порождает правовых последствий, не может нарушать права и интересы третьих лиц. Вместе с тем, полагает, что установленный законом срок для обращения истца с данным иском в суд пропущен.

Представители АО «Святогор» ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска. Суду пояснили, что общественные слушания, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не привели и не могут привести к нарушению прав административного истца, тем более, что на основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду» ДД.ММ.ГГГГ были проведены повторные слушания по тем же материалам (документам), что и слушания от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо нарушений при проведении общественных обсуждений ДД.ММ.ГГГГ допущено не было. Суть общественных обсуждений заключается в информировании общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду с целью выявления общественных предпочтений и их учета. Порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации определяется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372. Согласно положения проведение общественных обсуждений в форме слушаний не является обязательным, слушания являются лишь одной из форм общественного обсуждения. Любое заинтересованное лицо, в том числе, истец, могли направить замечания и предложения к материалам оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ административный истец мог представить письменные замечания и предложения на окончательные материалы оценки, однако этого истцом сделано не было. Используемая программа допускает участие в конференции одновременно 250 человек, к началу общественных обсуждений ДД.ММ.ГГГГ подключились 225 человек, что противоречит доводам истца об ограничении количества участников. Результаты слушаний не могут быть предметом самостоятельного оспаривания, не могут быть признаны несостоявшимися. Кроме того, административным истцом пропущен срок на подачу административного иска, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Оспариваемое истцом постановление принято ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день опубликовано на сайте Кушвинского городского округа, в «Муниципальном вестнике» было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, в газете «Кушвинский рабочий», в «Областной газете» в «Российской газете» ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Допрошенные в судебном заседании по ходатайству административного истца свидетели /-/ и /-/ пояснили, что жители, не имеющие технической возможности, а также некоторые жители, прошедшие регистрацию, по технической причине не смогли ДД.ММ.ГГГГ подключиться к программе Skype for Business и приять участие в общественных обсуждениях.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора об отсутствии нарушений прав истца оспариваемым постановлением и необходимости отказа в иске, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду» в части принятия решения о проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду, с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Административный истец, полагая, что данное постановление принято ответчиком в нарушение требований Конституции РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», влечет нарушение его прав на благоприятную окружающую среду и право участвовать в управлении делами государства, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором в качестве восстановления нарушенных прав просит возложить на административного ответчика обязанность признать недействительными итоги общественных обсуждений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий органов местного самоуправления, закрепленных статьей 9 указанного Федерального закона, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 года № 372 (далее – Положение № 372) участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Таким образом, анализ вышеуказанного нормативного правового регулирования свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений. Основное бремя по проведению общественных обсуждений намечаемой деятельности по проекту вышеуказанным законодательством возложено на заказчика.

При рассмотрения дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое постановление вынесено во исполнение постановления администрации Кушвинского городского округа № 134 от 15.02.2021 «Об утверждении Положения о порядке проведения на территории Кушвинского городского округа общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе».

В рамках реализации положений глав 9, 10 данного Положения о порядке проведения общественных обсуждений администрацией Кушвинского городского округа 20.02.20121 принято постановление № 171 «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду, с использованием средств дистанционного взаимодействия»; назначены дата, время и место проведения общественных обсуждений; определено место и время ознакомления с материалами на проведение оценки воздействия на окружающую среду; установлены формы и даты принятия замечаний и предложений; на ответственное лицо возложена обязанность разместить информацию о проведении общественных обсуждений на официальном сайте администрации Кушвинского городского округа, а также в печатных изданиях «Российская газета», «Областная газета», «Муниципальный вестник».

При этом, решение о проведении общественных обсуждений в форме дистанционного взаимодействия принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 200 и 2021 годах» (приложение 16) в период со дня вступления в силу постановления до 31.12.2021: обсуждение объекта государственной экологической экспертизы и материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экспертизе организуется в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой деятельности № 372 с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Постановление № 171 от 20.02.2021 «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду» было официально опубликовано на сайте Кушвинского городского округа, в «Муниципальном вестнике» было опубликовано 24.02.2021, в газете «Кушвинский рабочий», в «Областной газете» в «Российской газете» 25.02.2021.

Учитывая вышеуказанные положения нормативных правовых актов, установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в рамках предоставленной компетенции, в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», Уставом Кушвинского городского округа и Положением о порядке проведения на территории Кушвинского городского округа общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденным постановлением администрации Кушвинского городского округа № 134 от 15.02.2021, прав административного истца не нарушает.

Доводы административного истца и его представителя о том, что оспариваемое постановление противоречит требованиям приведенных нормативно-правовых актов, несостоятельны, основаны на неверном понимании действующего законодательства. Постановление администрации носит информационный для населения характер, по возможному участию в общественных обсуждениях по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Административным истцом нарушения его прав оспариваемым постановлением не представлено, тем более что в судебном заседании он пояснил, что принял участие в общественных обсуждениях. Кроме того, на основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении общественных обсуждений по проектной документации АО «Святогор». Месторождение «Волковское». Третья очередью Открытый рудник. Очистные сооружения карьерных и поверхностных сточных вод, включая оценку воздействия на окружающую среду и техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду» ДД.ММ.ГГГГ были проведены повторные слушания по тем же материалам (документам), что и слушания от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо нарушений при проведении общественных обсуждений ДД.ММ.ГГГГ допущено не было. Замечания и предложения к материалам оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также письменные замечания и предложения на окончательные материалы оценки истцом не направлялись.

Общественные обсуждения, проведенные ДД.ММ.ГГГГ были оформлены протоколом, в котором отражены все высказанные участниками общественных обсуждений мнения, вопросы и ответы на них, что свидетельствует о соблюдении процедуры проведения общественных слушаний. При этом, каких-либо доказательств нарушения процедуры проведения общественных обсуждений административным истцом не представлено. Кроме того, сам по себе протокол общественных обсуждений носит рекомендательный характер, не является властно – распорядительным документом, не порождает правовых последствий, не может нарушать права административного истца.

В нарушение требований пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, несмотря на то, что такая обязанность возложена на него.

Учитывая изложенное, при отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного истца, указанных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Разрешая доводы административного ответчика о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд с административным иском, суд исходит из следующего.

В силу ч. 1, 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оспариваемое административным истцом постановление вынесено 20.02.2021. Как установлено, оспариваемое постановление 20.02.2021 было опубликовано на сайте Кушвинского городского округа, 24.02.2021 было опубликовано в «Муниципальном вестнике», в газете «Кушвинский рабочий», в «Областной газете» в «Российской газете» опубликовано 25.02.2021. Административный истец обратился в суд только 09.06.2021, то есть с пропуском установленного законом срока. Причины пропуска срока с настоящим иском в суд истцом не приведены, оснований для его восстановления не усматривается, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.

Судья В.В. Мальцева