ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-661/2022 от 25.05.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

УИД23RS0018-01-2022-000263-11 К делу №2а-661/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 25 мая 2022 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Чуб Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гришковского сельского поселения Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Гришковское сельское поселение Калининского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с административным иском к администрации Гришковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Гришковское сельское поселение Калининского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в котором указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону, по результатам которой в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения указанного законодательства. В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6 Закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О закреплении за сельскими поселениямиотдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениямизакрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, полномочия в области теплоснабжения реализуются органами местного самоуправления поселений. Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч. 1 ст. 18 Закона № 190-ФЗ), в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения (ч. 3 ст. 18 Закона № 190-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 23 Закона № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с ч. 3 указанной выше статьи уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения. Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения. установлено, что администрацией Гришковского сельского поселения в 2017 году утверждена схема теплоснабжения сельского поселения.

Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям закона до настоящего времени со стороны администрации сельского поселения уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения сельского поселения не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения сельского поселения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий. Вышеизложенное явилось основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ главе Гришковского сельского поселения Некрасова Т.А. представления . Вместе с тем, согласно ответу администрации Гришковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения указанные в представлении не устранены. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Гришковского сельского поселения по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Гришковского сельского поселения устранить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец старший помощник прокурора Власенко А.Б. извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, согласно письменного заявления просил требования удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик глава администрация Гришковского сельского поселения Некрасова Т.А. извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась. Согласно письменного заявления, требования прокурора признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям:

Согласно (л.д.5-8) в адрес главы администрации Гришковского сельского поселения , прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно (л.д.9) в адрес прокурора , главой администрации Гришковского сельского поселения направлено информационное письмо по представлению.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суд рассматривает дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из представленных материалов дела, в нарушение указанных требований должностными лицами администрации Гришковского сельского поселения ненадлежащим образом выполняются требования закона в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

Установлено, что согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельских поселений отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6 Закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О закреплении за сельскими поселениямиотдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениямизакрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, полномочия в области теплоснабжения реализуются органами местного самоуправления поселений. Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч. 1 ст. 18 Закона № 190-ФЗ), в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения (ч. 3 ст. 18 Закона № 190-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 23 Закона № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с ч. 3 указанной выше статьи уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 10, 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения. Прокуратурой района установлено, что администрацией Гришковского сельского поселения в 2017 году утверждена схема теплоснабжения сельского поселения.

Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям закона до настоящего времени со стороны администрации сельского поселения уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения сельского поселения не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно- коммунальных услуг.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения сельского поселения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ дают прокурору право обратиться суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия административного ответчика - администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, в связи с чем заявленный административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Гришковского сельского поселения Калининского района Краснодарского края, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Гришковского сельского поселения Калининского района по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Гришковского сельского поселения устранить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отраженных в представлении прокурора Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: ______________

В окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.